Стихи, потешки, загадки, скороговорки для закрепления произношения звука и


Цып, цып, цып, цыплятки! Есть водица в кадке. Кто меня боится, Тем не дам водицы. Вот бегут цыплятки, Не боятся Натки. Возле кадки блюдце. Все они напьются.

*

В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

*

Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок—то умница! Молодец, удалец, Очень ценный птенец!

Полон хлевец белых овец. (Зубы.)

Гололедица

Не идется и не едется ,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается,

Почему ж никто

Не радуется?

*

Забрели к нам в детский сад Двенадцать маленьких цыплят Привела их с улицы Беленькая курица. Миленькая курица, Ты забыла улицу. Это детский сад, Но не для цыплят.

*

Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «ц»:

* Подойди, цыпленок Цып, Повторяй-ка: цып-цып-цып. Если выучишь урок, Подарю тебе цветок.

*

Курица волнуется, Не пугайте курицу.

•х-

Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит

И — прилунится. (Ракета.)

*

Два братца

в воду глядятся,

век не сойдутся. (Берега.)

Примечание. В конце слова сочетаниется произносит­ся какца.

Вопросы и задания

1. Чем характеризуется речь детей в возрасте от четырех до пяти лет?

2. На что в первую очередь должен обратить внимание воспитатель при обследовании речи детей в возрасте от четырех до пяти лет?

3. На что в средней группе направлена работа по формированию правиль­ного произношения?

4. Покажите преемственность в работе над звуками г — д, с — с' — з — з'—ц.

Краткая характеристика речи детей

Словарь. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500—3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явле­ний окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шесто­го года жизни, как правило, не встречаются пропуски, переста­новки слогов и звуков. Исключение составляют только некото­рые трудные малознакомые слова (экскаватор).

Воспитатель вводит в речь детей новые слова, углубляет по­нимание ребенком смысла слов, уже имеющихся в его актив­ном словаре, учит пользоваться словами, выражающими раз­личные смысловые оттенки.

Грамматический строй. У детей пяти-шести лет возрастает

количество простых распространенных, а также сложных пред­ложений. При оформлении фразы ребенок использует все основ­ные части речи.

Звукопроизношение. На шестом году жизни ребенок спосо­бен замечать особенности произношения у других детей и неко­торые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменя­ется л илии; л заменяетсял\ Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой. Перед воспитателем стоит задача научить детей правильно произно­сить все звуки родного языка и вводить их в речь.

Обследование речи детей

У детей старшей группы словарь и фразовая речь уже до­статочно развиты. Нарушения в словаре (перестановки, пропуск звуков, слогов) или во фразовой речи (несогласование членов предложения) бывают редко и сразу обращают на себя вни­мание при проведении занятий и бесед. В таком случае ребенка необходимо направить к логопеду и психоневрологу для оказа­ния специальной помощи.

Обследование звукопроизношения детей проводится по кар­тинкам, подобранным на следующие группы звуков: свистящие (с, с' з' з ц), шипящие(ш, ж, ч, щ), сонорные(л, л' р, р'). Добавляются картинки для обследования произношения йоти­рованных гласных:я(/а), е(iэ), e(io),ю(iy),

Проверяя произношение звуков каждым ребенком, воспита­тель подробно записывает неправильно произнесенные слова в тетрадь, а по окончании индивидуального обследования состав­ляет таблицу состояния речи детей, где отмечает основные груп­пы звуков: свистящие, шипящие, сонорные, йотованные гласные, а в графе «другие звуки» — недостатки произношения различ­ных звуков (к,г, х и др.). Все остальные недостатки и особен­ности речи, встречающиеся у детей, а также улучшения во фразо­вой речи в течение года отмечаются в графе «Примечание»

Занятия

В старшей группе продолжается работа по совершенство­ванию произносительной стороны речи, воспитанию речевого слу­ха, речевого дыхания, звукопроизношения.

Специальные игры для развития речевого дыхания и рече­вого слуха с детьми пяти-шести лет уже не проводят. Все боль­шее внимание произносительной стороне речи уделяется не только на специальных занятиях по звуковой культуре речи, но и на всех занятиях по родному языку. Обучая пересказу, разучивая с детьми стихотворения, воспитатель обращает внимание на слит­ную, плавную речь ребенка, которая невозможна без хорошо развитого речевого дыхания; на выразительность речи, которая достигается с помощью интонационных средств: повышения и понижения голоса во фразе, изменения темпа речи, пауз между речевыми отрезками, изменения звуковой окраски голоса, вслед­ствие чего речь приобретает различные эмоционально-экспрес­сивные оттенки (грустный, веселый и др.). Все эти требования к речи детей можно предъявлять в том случае, если в результа­те работы, которая проводилась в предыдущих группах, у ребен­ка достаточно развиты речевой слух, речевое дыхание, умение пользоваться голосом. На данном этапе продолжается работа и по развитию фонематического слуха: дети учатся различать звонкие и глухие звуки(ш — ж), твердые и мягкие(л — л', р — р'). Обычно уже к пяти годам многие правильно произносят все зву­ки родного языка. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются следу­ющие звуки:/, ш, ж, ч, щ, л, л\ р, p1 — и йотированные гласные (т. е. гласные, имеющие перед собой звукi': /а, /э, /о, /у.

В первой и второй младших группах, а также в средней про­водилась большая работа по развитию движений органов арти­куляционного аппарата, поэтому в старшей группе при работе над вышеперечисленными звуками мы опускаем 1 этап работы,

цель которого — уточнить движения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения данного звука. Работа над всеми звуками в старшей группе начинается со II этапа—уточнения правильного произнесения данного зву­ка. Но на разные звуки в зависимости от сложности их усвое­ния, подготовленности детей работу проводят по-разному. Так, на йотированные гласныея, ю, е проводят 2 этапа работы

II и III:

уточнение произношения гласного;

закрепление произношения гласного. На j и ё проводится только один этап работы, на котором

одновременно идет и уточнение произношения, и закрепление. На звукищ, ж,ч, щ,л, л' р, р' проводятся II, III и IV этапы

работы:

вызывание и уточнение произношения дан-

ного звука;

закрепление произношения звука в словах;

закрепление произношения звука во фразовой -

речи.

Чтобы помочь ребенку закрепить звук в словах и во фразо­вой речи, воспитатель использует специально подобранные сти­хотворения, загадки, скороговорки.

Каждый этап работы проводят один раз в неделю в, течение

всего года.

Ознакомление с основными органами и движениями артикуля­ционного аппарата

(проводится как целое занятие)

Тема. Ознакомление с органами артикуляционного аппара­та и их основными движениями.

Цель. Вспомнить с детьми основные органы артикуляцион­ного аппарата (рот, губы, язык, нёбо, зубы, кончик языка) и ос­новные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз; делать движения в стороны, к углам рта; делать язык широким, тонким). Ознакомить детей с верхними и нижними губами и зубами, со спинкой языка, научить делать язык попеременно то широким,

то узким.

Предшествующая работа. Проводили занятия по

звукопроизношению во второй младшей и средней группах.

Подготовительная работа. Продумать форму пре­поднесения материала и вопросы к детям.

Краткое описание.

Дети сидят полукругом. Воспитатель, обращаясь к ним. го­ворит: «Дети, посмотрите все внимательно на меня. Что это у меня? (Показывает на рот.) Правильно, рот. А вы знаете, что наш рот похож на домик? Вспомните, кто живет в этом домике. Правильно, язык. В каждом домике есть дверца. И у этого домика, где живет язычок, тоже есть дверца, и даже не одна. Первая двер-

ца — губы, вторая дверца — зубы. И потолок в этом домике тоже есть. Как он называется? Правильно, нёбо. Когда мы молчим,

обе дверцы в домике закрыты и язычка не видно. Закройте все рты и посмотрите друг на друга...

Надоело Язычку сидеть в темном домике. Он захотел выйти погулять. Высунул сначала кончик—посмотрел, какая погода на улице. Давайте все так сделаем. Хорошая погода, солнышко светит, можно выходить на улицу. Вышел Язычок на улицу и стал греть спинку. Давайте все так сделаем. (Проверяет выполне­ние по подгруппам.) Вот какой широкий Язычож, посмотрите друг на друга. Вдруг подул сильный ветер. Язычок съежился и стал узенький, а потом совсем в домик спрятался и лег спать. (Про­веряет по подгруппам, как дети выполняют упражнение.)

Выспался Язычок, решил зарядку сделать. Стал поднимать­ся наверх (за верхние зубы), потом опускаться вниз (за ниж­ние зубы). (Проверяет, как получается упражнение у каждо­го ребенка.) Сначала делал медленно, потом стал прыгать быстро-быстро, до самого потолка. Попрыгал и погладил потолок кончи­ком. (Проверяет выполнение по подгруппам.) Сделал Язычок зарядку и решил снова выйти на улицу. Вышел, сидит на кры­лечке. (Кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, следит, чтобы дети при этом не подворачивали нижнюю губу, не натяги­вали ее на нижние зубы.) Скучно одному сидеть, не с кем по­играть. Посмотрел Язычок направо: нет ли ребяток,— нет; по­смотрел налево — нет. Стал Язычок бегать вокруг, искать ребя­ток. (Делает круговые движения языком.) Нашел—обрадовал­ся и запрыгал, защелкал от радости. (Щелкает кончиком языка, присасывая его к нёбу. Проверяет выполнение по подгруппам.)

Погулял Язычок, опять пошел домой и закрыл обе дверцы. Дверцы у него не простые, а из двух половинок. Первая двер­ца — губы. Вот верхняя, а вот нижняя. (Показывает.) Губы тоже умеют многое делать. Вот им стало весело, и они улыбну­лись. Давайте все улыбнемся. Потом они на что-то рассерди­лись и вытянулись в трубочку. (Проверяет выполнение по под­группам.) Потом губы приоткрылись и показали вторую двер­цу—зубы. Вот верхние зубы, а вот нижние. (Показывает,) Закроем все дверцы. Язычок устал и хочет отдохнуть,

Еще, дети, у нас с вами есть Голосок! Он тоже живет в доми­ке. Только у него свой домик, там, где шея. (Показывает.) Иногда Голосок спит и тихонько по-разному посапывает, его и не слыш­но. (Произносит звукс, а затем звукф, вслед за ним дети про­износят звуки с и ф. Приложив тыльную сторону руки к шее спереди, они проверяют, спит голосок или нет.)

А когда Голосок проснется, он песни поет, да так громко, что стенки домика начинают дрожать. (Дети произносят зву­ки з, в и, приложив тыльную сторону руки к шее спереди, про­веряют, поет голосок или нет. Так произносят, чередуя по 2—3 раза, звуки с—з или ф—в и определяют, спит Голосок или

песни поет.) Вот, дети, как много мы сегодня узнали! (Кратко перечисляет, что узнали на занятии.)

Методические указания. Следить за выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, кто не справляется с заданием и нуждается в дополнительных индивидуальных за­нятиях.

Наши рекомендации