V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. VI. Итог.Какие два звука сегодня подружились на занятии?
VI. Итог.Какие два звука сегодня подружились на занятии? Какую песенку они поют вместе?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 29
Грамота. Звук [й'а]. Буква Я, я
Цель:
·Закрепить звукосочетание [й'а], определять его место в слове;
·закрепить понятие, что одна буква обозначает два звука:
·познакомить с гласной буквой Я;
·закрепить зрительный образ буквы Я;
·упражнять в умении образовывать множественное число от названий
детенышей животных, в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными;
• учить читать слоги, слова, предложения с буквой Я и всеми изученными буквами;
·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
·воспитывать, самостоятельность, активность, ответственность.
Ход занятия
1. На прошлом занятии мы познакомились с двойным звуком[й'], а сегодня узнаем букву, которая обозначает это сочетание звуков.
Когда можно услышать сочетание звуков [й'а]? (В начале слова и после
гласного звука.)
Здесь нас с нетерпением ждут Яша и Рая.
-- Они никак не могут отыскать схемы своих имен. Давайте им поможем! Где слышится сочетание звуков [й'а] в имени Яша? (В начале слова.) Найдите предметы с сочетанием звуков [й'а] в начале и соедините с Яшей (ящерица, ягненок, яблоко). А в имени Рая, где слышится сочетание звуков [й'а]? (После гласного.) Найдите и соедините предметы Раи. (Фея, баян, рояль)
Знакомство с буквой. Двойной звук [й'а] обозначают одной буквой Я. Как вы думаете, а буква Я одна или их две? (Большая и маленькая) Почему? (Объяснения детей)
111. 1. Закрепление образа буквы. Найдите и обведите букву Я среди других букв.
2. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. (К буквам М, Н, Л дети должны назвать два звука - мягкий и твердый.)
Физминутка.
Вот так яблоко
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
(Дети имитируют движения.)
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву! '
IV. 1. Чтение слогов, слов.
2.Соедините предметы с подходящим словом.
3.Чтение предложений.
V. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.
VI. Итог. Что мы узнали о букве Я?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 30
Грамота(закрепление). Буквы А-Я
Цель:
• познакомить с буквой Я как показателем мягкости предыдущего согласного (буква Я обозначает [a] после мягкого согласного);
·закрепить буквы А, Я, правило написания их после согласных;
· упражнять в определении звукового состава слова, выделении гласных звуков, обозначении их буквами, подборе слов к звуковым схемам, умении проводить обратную связь: выделять первый звук в слове, обозначать его буквой;
· учить читать слоги, слова, предложения с буквой Я (в разных позициях)
и со всеми изученными буквами;
• развивать интонационную выразительность речи (чтение чистоговорки с разной интонацией);
• развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику;
· воспитывать умение слушать товарища, дополнять, исправлять его ответ.
Ход занятия
1. На какие две группы делятся звуки и буквы? (На гласные и согласные) Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы - видим и пишем.)
Сегодня мы с вами поговорим о 2-х гласных буквах - А и Я, и их работе.
11. Игра «Назови звук».
Обозначьте первые два звука соответствующим цветом. Раздели слова на
слоги.
Кто из, вас сумеет отгадать слово к данной схеме?
Загадка
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк
Это ярко-красный... (мак).
(Е. Савельева)
Учитель показывает картинку с изображением мака: расскажите о звуковом составе слова - назовите гласный звук.
Какой буквой мы обозначаем этот звук? (а) На буквенной схеме записать а.
Загадка
Я скачу и молчу.
Упаду, не закричу.
Мне не нужен даже врач.
Угадайте, кто я?
(Мяч)
А в слове мяч есть звук [а]? Какой это звук: первый, второй или третий?
Кто может сказать: есть в слове мяч буква А? В слове мяч звук [а] обозначается буквой Я.
Подпишите букву Я в своих буквенных схемах под знаком гласного звука [а].
Как же узнать, когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда- Я? Сейчас мы с вами откроем первое правило грамотного письма. Посмотрите внимательно на схемы слов мак и мяч. В слове мак после какого согласного звука идет звук [а]: после мягкого или твердого? (Твердого) В слове мяч, какой согласный стоит перед 'звуком [а]: твердый или мягкий? (Мягкий)
Вывод.
Буквы А и Я означают гласный звук [а].
Буква А обозначает звук [а] после твердою согласного (твердый командир»). Буква Я обозначает звук [а] после мягкого согласного (мягкий командир»).
Запомните это правило.
Давайте возьмем еще два слова - мал и мял. Какой гласный звук вы слышите в этих словах? Правильно, в словах мал и мял слышится звук [а]. Две схемы, а вы определите, где слово мал, а где мял, запишите.
Почему вы решили, что первой схемой я записала слово мал? (Потому что буква А указывает на первый согласный твердый, а с твердого согласного [м] начинается слово мал. Буква Я указывает, что перед ней стоит мягкий согласный, а с мягкого согласного начинается слово мял (закрасить нужным цветом в схеме первый звук), Какой буквой обозначается звук [а] в слове мал? Какой - в слове мял?
Назови предметы, какая буква пишется в слове А или Я? Соедини слово с соответствующей буквой.
Чтение слогов, слов.
Если в слоге твердый согласный перед звуком [а], какую букву надо писать? Если мягкий? В первый столбик впиши букву А, прочитай слоги. Согласные звуки какие'? Твердые или мягкие? Преврати твердые звуки в мягкие. Какая буква тебе поможет? Запиши. Прочитай слоги.