Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий
Процесс старения человека ведет к постепенному снижению его функциональной активности. Первые признаки старения проявляются с 35–40 лет. В 40–45 лет процессы инволюции начинают превалировать над процессами эволюции. К 55–60 годам они уже ярко выражены. Претерпевают изменения и показатели ФР, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также опорно-двигательного аппарата. Все это необходимо учитывать при медицинском обследовании и принятии решения о допуске лиц к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Чтобы обследовать лиц зрелого, среднего, старшего и пожилого возраста, врач учитывает анатомо-физиологические особенности стареющего организма и методики их исследования, его функциональные возможности и приспособительные реакции к физическим нагрузкам.
В программу врачебного обследования лиц указанных возрастов входит изучение анамнеза, терапевтический осмотр с функциональной пробой на физическую нагрузку, электрокардиографические исследования, рентгеноскопия грудной клетки, анализ крови и мочи. В зависимости от показаний применяются дополнительные методы исследования.
Все занимающиеся в группах здоровья проходят обследование в поликлиниках по месту жительства или работы два раза в год. Различают первичное, повторное и дополнительное врачебное обследование.
При первичном обследовании на основании полученных данных, характеризующих состояние здоровья, ФР и приспособляемость организма к дозированным физическим нагрузкам, врач решает вопрос о допуске к занятиям ФК.
При повторных врачебных обследованиях он определяет влияние двигательного режима на динамику состояния здоровья, ФР и функциональное состояние организма.
Дополнительные врачебные обследования проводятся при необходимости уточнения диагноза, допуска к соревнованиям, после перенесенных травм или заболеваний.
В содержание врачебно-педагогического контроля входят ознакомление с условиями организации и методикой проведения занятий, изучение влияния физических упражнений на организм занимающихся, определение влияния объема и интенсивности выполнения физических упражнений на вегетативные функции, уточнение наиболее приемлемых и доступных средств ФК для занимающихся соответствующего пола и возраста.
До начала занятий преподаватель знакомится с заключением врача о допуске к занятиям в данной группе. В отдельных случаях разрешается объединять занимающихся, отнесенных врачами ко II и III медицинским группам.
К занятиям не допускаются лица, не имеющие положительного врачебного заключения, пропустившие сроки явки к врачу на повторный осмотр и не прошедшие осмотр после пропуска занятий по болезни.
Перед занятием преподаватель проверяет санитарно-гигиеническое состояние места проведения занятий.
Занятия проводятся в чистом, хорошо проветренном зале или на воздухе. Каждый раз перед их началом проверяется готовность спортивного инвентаря и его целесообразное распределение в зале, принимаются меры, позволяющие избежать травм. При занятиях на воздухе учитывают метеорологические условия, что небезразлично для лиц пожилого возраста, остро реагирующих на их изменения.
Занимающиеся допускаются на занятие только в спортивной форме (тренировочный костюм и тапочки на резиновой подошве).
В самом начале занятий преподаватель должен поинтерисоваться о самочувствии присутствующих, предложить им подсчитать пульс и выявить тех, у кого он повышен, выяснить причину повышения. В случае необходимости ограничить нагрузку, а в некоторых случаях и освободить от занятий или направить к врачу.
Первые три-четыре занятия преподаватель (независимо от медицинской группы) проводит с минимальной физической нагрузкой. Повышается нагрузка постепенно, чтобы определить функциональные возможности и степень приспособляемости к нагрузкам всей группы в целом и отдельно каждого занимающегося.
Методы врачебно-педагогических наблюдений достаточно просты. К ним относятся: учет внешних признаков утомления, подсчет ЧСС (по данным пульса), измерение артериального давления, определение жизненной емкости легких, динамометрия и другие показатели.
У лиц среднего и пожилого возраста важно учитывать степень утомления по внешним признакам. Обращается внимание на окраску кожи, степень потливости, характер дыхания, координацию движений, внимание, нежелание выполнять упражнение и т.п.
У лиц пожилого возраста резкое побледнение или покраснение кожных покровов, нарушение координации движений и появление покачивания, неустойчивого положения являются первыми признаками утомления или несоответствия физической нагрузки функциональным возможностям.
Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку изучается по частоте пульса и артериальному давлению. Изучение изменений пульса имеет большое значение для определения дозировки нагрузки, ее распределения в процессе занятия, учета темпа выполнения упражнений и плотности занятия. Перед началом занятий ЧСС повышается на 8–14 ударов по сравнению с исходными данными, после подготовительной части – на 20–40 ударов, в середине основной части – на 56–70 ударов, а в конце занятия – на 6–16 уд./мин.
Средний показатель ЧСС после большой физической нагрузки на занятии равен 125–135 ударам, средней – 115–120 ударам, малой –100–110 уд./мин. Давать нагрузку, вызывающую ЧСС свыше 150–160 уд./мин, лицам среднего возраста и 140–150 – лицам пожилого возраста не рекомендуется, так как это может привести к нежелательным последствиям.
В процессе занятия и в зависимости от частоты пульса соблюдаются правильные интервалы для отдыха, а также чередуются упражнения большой, средней и малой интенсивности. Артериальное давление также чутко реагирует на физическую нагрузку. Реакция считается большой, если артериальное давление повышается на 40–45 мм рт. ст., средней – на 15–25 и слабой – на 10–15 мм рт. ст. от исходных данных. У лиц с повышенным кровяным давлением, как правило, показатели реакции артериального давления на одну и ту же физическую нагрузку больше. Это следует учитывать при определении объема и интенсивности физической нагрузки и оценке ее воздействия.
При соответствии нагрузки занятия физической подготовленности занимающихся сердечно-сосудистая система реагирует учащением пульса, повышением максимального артериального давления и увеличением пульсового давления.
Об объеме нагрузки можно судить также по функциональпым показателям ЖЕЛ. Если ЖЕЛ в конце занятия уменьшается на 300–400 мл, то нагрузку следует считать большой; если остается без изменений или увеличивается до 100–150 мл, средней, а если увеличивается до 100–300 мл, – малой.
Физиологическое воздействие физических упражнений зависит и от плотности занятия. Для ее определения проводится хронометраж занятия, отдельных упражнений, отдыха между упражнениями. На объяснение упражнения в среднем затрачивается 10–12 сек. Часть упражнений объясняется во время спокойной ходьбы. На повторение упражнения 8–12 раз затрачивается до 40–60 сек.
На отдых после интенсивных упражнений отводится около 60 сек, причем в это время обычно проводится спокойная ходьба.
После быстрой ходьбы на 200 м, бега на 500 м, пробегания отрезков по 15–30 м 3–4 раза требуется 2–5-минутная ходьба в спокойном темпе в сочетании с упражнениями на дыхание. Обычно таких интервалов между упражнениями достаточно для восстановления ЧСС до 110 уд./мин. Для определения переносимости нагрузки на занятии применяются дополнительные функциональные пробы, которые рекомендуется проводить в процессе занятия не только врачам, но и преподавателям. Например, до занятия дать 20 приседаний и повторить их после занятия через 5–10 мин.
Методика проведения пробы: до начала занятия самостоятельно каждый занимающийся по команде преподавателя определяет частоту пульса в 10-секундный промежуток (2–3 раза). Затем вся группа выполняет 20 приседаний за 30 сек и повторяет подсчет пульса. Так же проводится проба и после окончания занятий. Если частота пульса после второго проведения пробы оказалась такой же (или незначительно ниже), как в первой пробе, то нагрузка была допустимой и соответствовала функциональным возможностям занимающихся. Если частота пульса оказалась выше на 3–4 удара (за 10 сек), то нагрузка на занятии была большой.
При занятиях с лицами среднего и старшего возраста рекомендуется проводить анкетные опросы, которые помогут учесть индивидуальные особенности занимающихся и улучшить учебно-педагогический процесс. Такие анкеты могут включать следующие вопросы: что повлияло на решение заниматься ФК в группе здоровья; отмечается ли в процессе занятий улучшение в состоянии здоровья; повышается ли трудоспособность; нравятся ли занятия и что конкретно; как переносятся различные нагрузки; какие упражнения выполняются с трудом и др.
Занимающимся в группах здоровья желательно вести дневник самоконтроля, в который они записывают впечатления о перенесенной нагрузке, о самочувствии после занятий и т.п. Эти дополнительные сведения помогут преподавателю и врачу в их работе.
Самоконтроль заключается в наблюдении за состоянием и динамикой своего здоровья. Дневник самоконтроля позволяет правильно строить тренировки и добиваться хороших результатов. Самоконтроль не заменяет, а лишь дополняет врачебный контроль. Занимающийся сознательно следит за состоянием здоровья, выполняет правила личной гигиены, активно анализирует проводимую методику занятий и дозировку физической нагрузки. Он может своевременно обнаружить начальные отклонения в состоянии здоровья и предупредить их дальнейшее развитие.
Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения и складывается из учета субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит, мышечные боли, работоспособность, желание заниматься физическими упражнениями и т.д.) и объективных данных (вес, пульс, дыхание, потовыделение и др.). Данные регулярно записываются в дневник. Один из наиболее объективных показателей – частота пульса и его ритм. Нормальная частота составляет 60–90 уд./мин и зависит от предшествующей нагрузки, времени суток, погоды и других причин. Чем лучше человек тренирован, тем реже частота пульса. Утром после сна проводят ортостатическую пробу – замеряют разницу между числом ударов пульса в положении лежа и стоя. У здорового человека она равна 6–12 ударам за 10 сек. Увеличение указывает на нарушения режима тренировки или в состоянии здоровья. Если на следующий день после тренировки пульс будет такой же, как до тренировки или на 6–10 уд./мин меньше, работоспособность организма восстановлена. Урежение пульса при плохом самочувствии, нарушении сна или аппетита является признаком серьезного утомления. Максимально допустимая частота пульса (по данным американского врача К. Купера) в возрасте 30–40 лет равна до 170 уд./мин; 40–44 – 160; 45–49 – 155; 50–54 – 150; 55–59 – 145; 60–64 – 140 ударов.
Самоконтроль пульса проводится ежедневно. В дневнике отмечают его величину перед началом занятий, при получении наибольших нагрузок и после их завершения. Сразу после тренировки пульс у практически здоровых людей может учащаться в два раза. Через две минуты ЧСС не должна превышать 150% от исходной, а через десять – приблизиться к первоначальной величине в покое. В противном случае физическую нагрузку надо уменьшить по продолжительности или снизить ее интенсивность (последнее касается более пожилых людей).
Частота дыхания в норме равна 12–18 вдохам и выдохам в мин. Во время физических нагрузок она увеличивается до 30–40. После 3 мин покоя дыхание должно прийти к норме. Если одышка сохраняется, следует продлить отдых, а после восстановления дыхания – выполнять упражнения с меньшей интенсивностью.
ЖЕЛ равна максимальному количеству воздуха, которое человек может выдохнуть после полного глубокого вдоха. В среднем ЖЕЛ у здоровых людей колеблется: у мужчин от 3000 до 4000 см3, у женщин – от 2000 до 3000 см3. Величина изменяется от степени тренированности, усталости, количества принятой пищи или питья и т.д. У лыжников, гребцов ЖЕЛ иногда превышает 5000 см3.
Масса человека зависит от питания, питьевого режима, климата, времени года, физической нагрузки на тренировках и на работе; с достижением определенной степени тренированности делается устойчивым, потери за каждую тренировку становятся одинаковыми, колебания не превышают 0,5–1 кг. Новички первое время теряют в весе больше, чем систематически тренирующиеся.
Сон ничем заменить нельзя. Он должен наступать быстро и давать чувство бодрости после пробуждения. Сон предупреждает развитие утомления, истощение нервных клеток и создает условия для восстановления их работоспособности. Бессонница или повышенная сонливость, прерывистый сон с тяжелыми сновидениями – признаки наступившего переутомления.
В дневнике самоконтроля отмечается длительность сна, время засыпания и пробуждения, нарушения.
Аппетит при нормальных нагрузках обычно хороший. Ослабление или отсутствие наступает в результате утомления или болезненного состояния.
Важно соблюдать питьевой режим. В дневнике отмечается аппетит («хороший», «повышенный», «плохой»), случаи повышения жажды.
Состояние желудочно-кишечного тракта и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения, потеря аппетита, усиление жажды могут явиться одним из признаков переутомления.
Работоспособность зависит от общего состояния организма, настроения, утомления после спортивной или производственной нагрузки. Записывается в дневник как «хорошая», «пониженная», «обычная».
Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния организма. На первых тренировках обильное, но с нарастанием тренированности – уменьшается.
Желание заниматься физическими упражнениями присуще здоровым людям, поскольку упражнения приносят «мышечную радость», укрепляют здоровье, улучшают самочувствие, создают прилив сил, повышают жизнедеятельность и работоспособность. Отсутствие желания заниматься физическими упражнениями – ранний признак переутомления. В дневнике отмечается: «с удовольствием», «безразлично», «нет желания», «апатия».
Питание должно быть регулярным и калорийным. Пищу принимают 3–4 раза в день в одно и то же время, не перегружая желудок. Лучше всего проводить тренировку через 2–3 часа после еды.
Субъективные признаки (головная боль, головокружение), которые появляются в связи с выполнением физических упражнений, отмечаются в дневнике.
Контрольные вопросы и темы для закрепления материала
1. Каковы отличительные особенности функционирования организма людей различного возраста?
2. Чем отличается понятие «старение» человека от старости?
3. Какие изменения происходят в сердечно-сосудистой системе в связи с возрастом?
4. Какие изменения происходят в дыхательной системе в связи с возрастом?
5. Как изменяется работоспособность человека с возрастом?
6. Какие задачи решаются при организации и проведении занятий физическими упражнениями с людьми в первом периоде зрелого возраста?
7. Какие задачи решаются при организации и проведении занятий физическими упражнениями с людьми во втором периоде зрелого возраста?
8. Какие физические упражнения подбираются для укрепления здоровья людей пожилого возраста?
9. Назовите основные документы планирования занятий физическими упражнениями для лиц зрелого и последующих возрастов.
10. Какие формы ФК включают в план-график содержания комплексных занятий для лиц зрелого и последующих возрастов?
11. Назовите основные этапы планирования средств ФК для лиц зрелого и последующих возрастов?
12. От чего зависит величина физической нагрузки в комплексе упражнений для групп здоровья?
13. Методика подбора физических упражнений для занятий в группах здоровья?
14. Охарактеризуйте физиологическую кривую нагрузки на занятии в группе здоровья.
15. В чём особенность методики проведения занятий в группах здоровья, исходя из количества занятий в неделю, количества упражнений, количества их повторений, плотности занятий?
16. Темп, ритмичность, амплитуда выполнения упражнений на занятиях здоровья.
17. Из каких частей состоит занятие в группах здоровья, их цель и особенности проведения?
18. Назначение врачебно-педагогического контроля?
19. Содержание врачебно-педагогического контроля?
20. Первые признаки утомления на занятиях у людей пожилого возраста?
21. Какие субъективные и объективные показатели определяются при самоконтроле?
Рекомендуемая литература
1. Горбушина, О.П. Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми // Журнал прикладной психологии. – 2003. – № 2. – С. 63–68.
2. Готовцев, П.И. Долголетие и физическая культура / П.И. Готовцев. – М.: ФиС, 1985. – 96 с.: ил.
3. Гутько, И.П. Азбука здоровья / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Зборовский. – Мн.: Полымя, 1988. – 176 с.
4. Дащинский, А.К. Методы оценки уровня здоровья и эффективности физкультурно-оздоровительных занятий лиц зрелого возраста: метод. пособие. – Мн.: РУМЦФВН, 1999. – 154 с.
5. Душанин, С.А. Самоконтроль физического состояния / С.А. Душанин, Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко. – Киев: Здоровье, 1988. – 261 с.
6. Методические рекомендации по врачебному контролю за лицами среднего и старшего возраста при занятиях физической культурой / Сост. Л.Т. Трунова, С.Л. Пристром. – Мн.: БГОИФК, 1982. – 120 с.
7. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. – М.: ФиС, 1977. – 200 с.
8. Савко, Э.И. Самоизучение здоровья в среднем и пожилом возрасте // Актуальные проблемы физической культуры, спорта в современном олимпийском движении. – Брест, 2004. – С. 65.
9. Сенин, И.П. Имитационная тренировка в пожилом возрасте // Мир спорта. – 2005. – № 2. – С. 57–60.
10. Физкультурно-оздоровительная работа с людьми пожилого возраста: Методические рекомендации. – М.: Советский спорт. – Ч. 1. – 2003. – 208 с.
11. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. – 528 с.