Педагогики в странах западной европы xvi-xix вв.

СКРИПИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА

Первые образцы итальянской профессиональной музыки для скрипки - ан­самблевые произведения XVI в. В них еще не ярко выявлены технико-вырази­тельные возможности скрипки.

В XVII b. формирование скрипичного искусства продолжалось в рамках орке­стровой и ансамблевой музыки. Участие скрипки в оперном оркестре повлияло на развитие ее кантиленных и технических свойств. Во второй половине 17 столетияв Болонье сложилось направление в итальянской музыке, сыграв­шее важнейшую роль в формировании и развитии жанров сольной сонаты и ин­струментального концерта.

Расцвет Болонской школы связан с творчеством А. Корелли (1653-1713), одного из создателей классического типа conserto grosso, сонат da сапигаи da ciesa. Как виртуоз он был основателем "римской школы", положившей начало "золотому веку» скрипичного искусства. Его дело продолжил А. Вивальди (1678-1741) композитор, скрипач, педагог. Многие годы его педагогическая деятельность была на с музыкальной семинарией при консерватории в Венеции, где он обучал учеников игре на скрипке и "английской виоле" руководил оркестром и хором. Вклад Вивальди в создание сольного скрипичного концерта был признан современниками в Италии и за границей. Он прославился как скрипач-виртуоз, мастер импровизированных каденций в своих концертах.

Основной формой скрипичной педагогики в странах Западной Европы было частное преподавание, но инструменталистов готовили церковные и светские. Одна из них - "Школа высшего мастерства" Д. Тартини (1692-1776), созданная в 1727 г. Обучались в возглавляемой им музыкальной академии в Падуе не только итальянцы, но и иностранные музыканты. Теоретические воззрения композитора и педагога раскрываются в работах "Письмо к ученице", "Правилах движения смычка", "Искусство смычка". В этих работах Тартини разрабатывает вопросы штриховой техники, "свободной орнаментики", искусства импровизации усовершенствования смычка. Ученик А. Корелли - Ф. Джеминиани (1687 - 1762), развивший теорию аффектов, изложил свои эстетические принципы в труде, реющем педагогическую направленность: "Искусство игры на скрипке" (1751). В этой книге были отражены новаторские приемы, которые он использовал при полнении различных произведений. К ним относятся советы по выбору аппликатуры, точному интонированию полутонов как основы для выработки интонации. Джеминиани создал также учебники композиции, аккомпанемента, школы игры на гитаре. Проблемы совершенствования технического мастерства в скрипичном искусстве интересовали П. Локателли (1695-1764) — скрипача-виртуоза и педагога. Он разрабатывал новые аппликатурные приемы, совершенствовал пассажную технику, технику двойных нот, аккордов, арпеджио.

Композиторское творчество братьев Бенда развивалось под влиянием Тартини. Из династии музыкантов-исполнителей была и семья Лауренти. Подготовка исполнителей велась в консерваториях Италии, а также в метризах Франции, в городских школах Чехии, в "Институте бедных школьников" в Германии. В таких учебных заведениях помимо общего образования преподавалось пение, игра на инструментах, теория музыки. Из числа учащихся вышли многие выдающиеся композиторы и исполнители. Скрипичную педагогику Франции ярко характеризует "школы" М.П. Монтеклера "Легкая метода игры на скрипке" (1712), П. Стона "Принципы скрипки" (1718), рассчитанные на начальный этап обучения. В них включались обширные сведения об инструментальном строе, нотописи, о постановке скрипки и смычка. Эти школы предназначались для широкого круга любителей и созданы в жанре самоучителя.

В 1738 г. была издана "Школа" М. Коррета (1709-1795),состоявшая из двух ей. Первая - введение общего характера, вторая - методика обучения. Автор школы указывает на два способа держания скрипки и смычка - французский итальянский, не отдавая предпочтения ни тому, ни другому. Итальянские и французские скрипичные школы развивались в тесном взаимодействии.

Наиболее значительной в Германии ХУШ в. явилась "Скрипичная школа" ("Grurdliche Violinschule",1756 г.) Л. Моцарта. На формирование его педагогических взглядов большое влияние оказала Мангеймская школа, но многое он заимствует и у итальянцев (Тартини и Монателли). В этой работе Л. Моцарт пытается решить задачу всестороннего развития и воспитания оркестрового скрипа­ча. Он останавливается на развитии у ученика чувства ритма, слуха, указывает на необходимость музыкального воспитания до начала обучения игре на скрипке критикует механические приспособления, применяемые для "облегчения" инто­нирования. Для постановки пальцев на гриф автор рекомендует упражнение именуемое "грифон Джеминиани", что говорит о близости его взглядов с педаго­гическими взглядами сторонников, итальянской школы.

Школа Л. Моцарта являлась не только руководством по технике игры, но и трактатом по музыкальной эстетике, исполнительству. Бесспорна связь этого ис­торического труда с "Опытом об истинной игре на клавире" Ф. Э. Баха. Особую важность приобретают рассуждения Л. Моцарта о технических навыках учени­ка, определяемых исполнением; способы звукоизвлечения должны быть таковы, чтобы звук вызывал ассоциации с простым естественным пением. Свой дидак­тический опыт Л. Моцарт воплотил в стройную систему упражнений и рекомен­даций. По его убеждению, ученику следует трудиться с напряжением, и занятия не могут быть легкими. Разработка Моцартом вопросов, связанных с развитием музыкальной памяти, природных способностей и музыкального мышления в це­лом, обусловила особую ценность этого труда.

В XIX столетии романтизм как ведущее художественное направление отра­зился на всех видах искусства, определил специфику исполнительских школ, пе­дагогических систем и методик. Виртуозно-романтическое направление в скри­пичном искусстве характеризовалось обогащением средств выразительности, развитием виртуозной фактуры, популярностью жанров фантазии и вариаций на оперные темы. Новая эпоха сформировала новый тип исполнителя-виртуоза-ком­позитора. Одним из ярких представителей виртуозно-романтического стиля стал Н. Паганини (1782-1840), утвердивший в исполнительстве особую роль фанта­зии и вдохновения, расширивший круг выразительных и технических средств. Важно отметить особенности аппликатурных принципов, найденных Паганини, богатство штриховой палитры.

Школа Парижской консерватории занимала одно из ведущих мест в развитии скрипичной педагогики. Педагоги П. Байо, П. Роде, Р. Крейцер - известные скри­пачи, были авторами школ, этюдов, каприсов. Разработанная ими "Скрипичная метода" (1802), а также школа П. Байо "Искусство игры на скрипке" (1834) опре­делили дальнейший путь французской скрипичной педагогики.

Ориентация на классицизм характеризовала исполнительскую и педагоги­ческую деятельность немецких скрипачей Л. Шпора (1784-1859) - главы кассельской школы и создателя скрипичной "Школы" (1834) и его ученика Ф. Да (1810-1873), популяризатора творчества Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона.

ВИОЛОНЧЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 16 в. В трио-сонатах Дж. Торелли, А. Корелли виолончель используется раньше, чем в других жанрах. Первоначально этот инструмент озвучивал цифровой бас в оркестре и ансамбле, создавая гармоническую опору. История собственно виолончельной педагогики началась с Дж. Габриэли [1556-1612(13)], который создал первые сольные произведения (ричеркары) для этого инструмента и занимался изучением его технических возможностей. Постепенно конкурируя с гамбой и испытывая одновременно влияние гамбовой культуры, виолончель завоевала приоритетные права в исполнительском искусстве.

В XVIII в. наряду с основанной Корелли в Риме скрипичной школой, появилась и виолончельная. Мастерами виолончельной педагогики были Дж. Бонончини, А. Франческьело, Дж. Констанци.

Традиции этого направления отчасти пришли в Неаполь и Венецию. Л. Лео (1634-1744) - композитор и педагог неаполитанской школы, в творчестве которого проявилось влияние музыки А. Скарлатти. Среди его учеников был Н. В.Пиччини.

В развитии инструментальной музыки XVIII в. велика роль итальянских композиторов Ф. Джеминиани, А. Вивальди, Д. Тартини, А. Марчелло, Д. Мартини, А. Саммартини). Так, например, Вивальди сделал значительный шаг вперед, создав сольный струнный концерт.

Одной из наиболее ярких фигур в культуре XVIII в. явился Л. Боккерини (1743-1805). Он прославился как непревзойденный знаток не только виолончели, но и струнных инструментов. Разработанная Боккерини виолончельная техника отличается разнообразием и виртуозностью. В произведениях Боккерини виолончели значительно расширен виолончельный диапазон; он смело использовал высокий регистр, усовершенствовал нотописание для виолончели.

История виолончельного искусства во Франции связана с именами известных французских виолончелистов Ф. и П. Сен-Севенов, прозванных Аббэ, Барьеа, Бленвиля. М. Коррет - автор первой виолончельной школы "Теоретическое и практическое руководство для изучения в короткое время виолончели в ее особенностях" (1741), способствовал дальнейшему развитию смычкового исполни­тельства. Виолончель как сольный инструмент утвердилась в концертной практике, что обусловило появление оригинальной художественной и педагогической литературы. Широкую известность получила музыкально-педагогическая деятельность основателя французской виолончельной школы М. Берто (1700-1771). Его учениками были знаменитые Ж. и П. Дюпоры и Ж. Б. Бреваль. Специфика исполнительского стиля французских виолончелистов и их педагогическая школа оказали значительное влияние на виолончелистов других стран Европы Стилевое своеобразие исполнительской культуры во многом было связано с ха­рактерными особенностями французской виолончельной литературы: элементы танцевальности, грациозность, ритмическая оживленность быстрых частей, романсность кантилены.

В XIX в. виолончельная исполнительская культура активно развивалась и обогащалась благодаря романтическим тенденциям в искусстве. Одно из веду­щих мест в эту эпоху заняла французская виолончельная педагогика, расцвету которой способствовала деятельность Парижской консерватории. На протяже­нии столетия во Франции было создано не менее пятнадцати виолончельных школ. Наиболее значительные из них школы Ш.Н. Бодио (1773-1849) - про­фессора Парижской консерватории, П.А. Шевильяра, И.Ф. Рабо. В "Школе" Бодио, созданной в 1826 г., развиваются положения "Методов Парижской кон­серватории": ориентация на конкретные технические приемы, сознательность и методичность в занятиях. Отдельные ее разделы посвящены украшениям, штрихам, позициям, ставке, двойным нотам, хроматизмам, арпеджио. Среди крупнейших немецких виолончелистов-педагогов и исполнителей необходимо отметить Б. Ромберга (1767-1841), способствовавшего становлению виолончель­ного искусства. Виолончельная педагогика была развита Фр. Доцауэром (1783-1860). Он создал многочисленные виолончельные школы - бесценные для своем времени практические руководства: Виолончельная школа ор. 165, Виолончель­ная школа для начального обучения ор.126, Практическая школа игры на вио­лончели ор. 155 и др.

ГЛАВА XII

Наши рекомендации