Воздействия на работу гортани
Слыша, что голос ученика начинает сла-
беть, Усатое наотмашь бил ученика в
грудь и кричал: «Опирайте, ... вас возьми!
Опирайте!». Я долго не мог понять, что
это значит - «опирайте». Оказалось, на-
добно было опирать звук на дыхание, кон-
центрировать его.
Ф.И. Шаляпин
У певца может быть самый надежный
слух и лучшие намерения, но если он не умеет
управлять [диафрагматическим] дыханием,
он будет петь нечисто или будет издавать
безжизненные, жалкие звуки.
Э.Карузо
Итак, гортань - «заминированная зона», не терпящая никакого
насилия над ней, никакого вмешательства в ее «внутренние дела»,
т.е. в работу голосовых связок. Что же делать? Объявить эту зону
недоступной какому бы то ни было воздействию со стороны певца
или педагога? Отнюдь нет!
Если прямое волевое вмешательство особенно во внутрен-
нюю работу гортани противопоказано, то существует много мето-
дов непрямого, т.е. косвенного (опосредованного ) воз-
действия на ее работу. И методы эти широко используются опыт-
ными вокальными педагогами в своей практике - это воздействия
на гортань со стороны дыхания и резонаторов (артикуляционного
аппарата). Физиологическое обоснование такого воздействия на
гортань было достаточно подробно рассмотрено нами в предыду-
щих разделах. Это прямые и обратные связи гортани с дыханием и
резонаторами (акустические, пневматические и нервно-рефлектор-
ные). Так вдыхательная установка и особенно вдыха-
тельная активность диафрагмы (тонус, натяжение) во время
фонационного вдоха, рекомендуемая мастерами пения (С.Я. Леме-
шев, Е.В. Образцова, Дж. Барра, М. Кабалье, Л. Паваротти, - см. При-
ложение 1), рефлекторно стимулирует расширение гортани, освобож-
дение ее, приводит гортань в активное певческое состояние1.
1 Фонационная активность диафрагмы положительно влияет не только не гортань, но и
н а р е з о н а т о р ы , т а к ж е р е ф л е к т о р н о р а с ш и р я я в с е д ы х а т е л ь н ы е п у т и и п о -
лости, которые служат резонаторами. «Диафрагма, - пишет Е.В. Образцова, - находится как
бы во взвешенном состоянии, но в натяжении. Чтобы понять слово натяжение, приведу
пример с парашютом. Резонаторы - это купол парашюта, а кольцо, что держит стропы, - это и
_________________ Искусство резонансного пения ____________213
Параллельно мастера пения рекомендуют ощутить полную
«свободу горла», т.е. не только гортани, но и всех окологортанных
мышц (Ф.И. Шаляпин, М.О. Рейзен, А.П. Иванов), шеи, подбород-
ка, нижней челюсти, а также лица и даже плеч (С.Я. Лемешев,
Е.В. Образцова, Т. Даль Монте, М. Френи, М. Оливьеро и др. -
см. Приложение 1). Это тоже своего рода метод опосредован-
ного освобождения внутренних голосовых мышц гортани,
поскольку они тесно рефлекторно связаны с работой и состоянием
наружных окологортанных мышц.
При этом подчеркивается, что «ненапряженность» не означает
полной расслабленности, дряблости, а означает эластичность, уп-
ругость, готовность к действию (Е.В. Образцова). Об этом писал
еще Ф. Ламперти. Иными словами, здесь, как все в искусстве пе-
ния, нужно чувство меры или, как советовали древние мудре-
цы, - «ничего слишком!».
Оптимальная организация ротоглоточного резонатора, положе-
ние языка, щек, губ, размеров и формы рта как излучателя звука,
степень поднятия мягкого нёба, влияющего на ротовой резонанс и
на степень подключения носового резонирования - все это важ-
нейшие заботы любого профессионального певца и вокального пе-
дагога для достижения наилучшего звучания певческого голоса. И
вместе с тем, все эти артикуляционные, подчас довольно тонкие
настройки и перестройки ротоглоточного и носового резонаторов
сильнейшим образом воздействуют (акустически, пневматически и
рефлекторно, как было показано в предыдущих разделах) и на ра-
боту гортани и голосовых связок, и, таким образом, методы эти
также по праву относятся к методам или способам опосредо-
ванного воздействия на гортань.
Сюда же относятся известные всем певцам приемы использова-
ния разных гласных для округления, осветления звука или наобо-
рот - его затемнения и т.п. (фонетический метод).
Сюда же мы причислим и широко распространенный «метод зев-
ка» и «полузевка», приводящий не только к расширению глотки, т.е.
изменению ее резонансных свойств, но и понижению гортани.
Все перечисленные выше методы, направленные на изменение
объема и формы резонаторов (естественно, для получения наилучше-
го звучания голоса) одновременно и параллельно и естественно, по-
мимо сознания певца (!), воздействуют и на гортань, и на ее внешнее
есть в пении функция диафрагмы». Любопытно, что это высказывание Е.В. Образцовой - свое-
образная интерпретация для многих не ясного понятия «опора звука на диафрагму».
214 В.П.Морозов
положение и работу голосовых связок. По отношению к резонато-
рам певец (особенно при обучении на начальных стадиях под кон-
тролем педагога) оказывает прямое и сознательное воздействие,
а по отношению к гортани это воздействие оказывается уже опо-
средованным,т.е. сопутствующим и неосознаваемым.
То же самое с дыханием: прямым сознательным (на первых
порах) воздействием на дыхательные мышцы и диафрагму мы
опосредованно регулируем работу гортани.
М. Оливьеро: «Все в пении делается диафрагмой».
И. Корадетти: «Звукоизвлечение - это только игра дыхания».
Таким образом, регуляция работы гортани осуществляется как
бы автоматически помимо воли и сознания певца, заботящегося
только о правильном дыхании и настройке резонаторов. При этих
условиях гортань работает в режиме автоматизированного (нерв-
но-рефлекторным путем) согласования с работой дыхания и резо-
наторов, минуя наше сознание, и тем самым наилучшим образом
обеспечивается принцип целостности.
При попытках сознательно регулировать, например, плотность
смыкания голосовых связок, их натяжение и т.д., т.е. напрямую
вмешиваться в их работу, происходит нарушение согласованного
автоматизма их работы с дыханием и резонаторами, поскольку
гортань не в состоянии повлиять на работу дыхания и резонаторов
в той степени, в какой эти несравненно более мощные мышечные
и их нервно-рефлекторные силы могут повлиять на гортань. В ре-
зультате происходит нарушение целостной слаженной системы
«дыхание - гортань - резонаторы», т.е. нарушение принципа
целостности в работе голосового аппарата певца.
Вот почему все опытные профессиональные певцы и педагоги
избегают направлять сознание певца на гортань, особенно на ее
внутреннюю работу, на тончайшие механизмы вибрации голосо-
вых связок. Единственно, что служит предметом внимания боль-
шинства вокальных педагогов - это умеренно пониженное поло-
жение гортани. Но достигается оно также не прямым указанием
(«Опусти гортань!»), а опосредованным «методом зевка», о
чем мы уже не раз упоминали, т.е. и здесь налицо стремление мас-
теров пения избежать привлечения сознания певца (особенно молодо-
го и неопытного) к работе гортани. К этим психологическим аспектам
РТИП и особенно принципу целостности мы еще обратимся в гл. 5.
Искусство резонансного пения 215
Принцип целостности