Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам. Влияние физических нагрузок на организм детей и подростков в различные периоды онтогенеза

Адаптация организма к постоянно изменяющимся условиям cреды (внешним и внутренним) - безостановочно происходящий процесс приспособления организма к данным изменениям, призванный сохранять в нем гомеостатическое равновесие

Первая стадия связана с активизацией деятельности различных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение данной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции легких, потребления кислорода, накопления лактата в крови и т. д.

Вторая стадия наступает, когда деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.

Третья стадия характеризуется нарушением установившегося баланса между запросом и его удовлетворением в силу утомления нервных центров, обеспечивающих регуляцию движений и исчерпанием углеводных ресурсов организма.

Формирование “долговременных адаптационных реакций” так же протекает стадийно:

Первая стадия связана с систематической мобилизацией функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе суммирования эффектов многократно повторяющейся срочной адаптации.

Во второй стадии на фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок происходит интенсивное протекание структурных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии наблюдается необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях.

Третью стадию отличает устойчивая долговременная адаптация, выражающаяся в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных механизмов.

Четвертая стадия наступает при нерационально построенной, обычно излишне напряженной тренировке, неполноценном питании и восстановлении и характеризуется изнашиванием отдельных компонентов функциональной системы.

Размеры, формы и пропорции тела человека, особенности его моторики генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза (индивидуального развития организма), то есть в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни. Ребенок 7 лет, 17-ти летний подросток, взрослый, 70-ти летний старик – это совершенно разные биологические организмы, со своим уровнем обмена веществ, со своей устойчивостью к физической нагрузке, со своей прочностью и эластичностью мышц и связок

Росто-весовые характеристики и пропорции тела – эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.



Билет

2. Какие подсистемы включает полноценная система подготовки спортсмена? Охарактеризуйте их.

В свете системного анализа подготовка спортсменов является большой иерархичной системой. В настоящее время спортивная подготовка включает в себя 3 большие подсистемы: систему спортивного отбора, систему соревнований и систему спортивной тренировки; в свою очередь, систему спортивной тренировки составляют физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка, связанные между собой, что обеспечивает целостность тренировочного процесса.

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. -

Как известно, цель является системообразующим фактором, а цели систем низшего уровня - задачи - подчинены целям системы высшего уровня.

Одним из компонентов спортивной тренировки является техническая подготвка спортсмена, под которой следует понимать освоение спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей (целью) технической подготовки является обучение технике двигательных действий и ее совершенствование для максимального использования физических и психических резервов спортсмена. В настоящее время под техникой понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Общеизвестно, что для достижения наилучшего спортивного результата необходима не только общая и специальная физическая подготовленность обучающегося, но и совершенная техника двигательных действий. При современном высоком уровне требований к проявлению двигательных способностей без углубленной работы по улучшению техники с применением имеющихся в настоящее время средств ее совершенствования невозможно двигаться вперед и показывать высокие результаты в различных видах спорта. Рост двигательного мастерства возможен только тогда, когда в процессе самой тренировки происходит совершенствование техники двигательных действий обучающегося.

Наши рекомендации