Методика обучения иностранным языкам как наука

Количество заданий – 37

Максимальное количество баллов – 59

1.(5 б.) Восстановите пропущенные элементы.

Рассмотрение методики как самостоятельной науки правомерно потому, что она имеет 1) свой … исследования, 2) свой … исследования, 3) свои … исследования, 4) свои … и …, 5) свой … аппарат.

2.(1 б.) Объясните понятие «объект методики» своими словами.

3.(1 б.) Объясните понятие «предмет методики» своими словами.

4.(1 б.) В каком значении употреблено слово «методика» в учебном плане и расписании занятий вашего факультета?

5.(1 б.) В каком значении употреблено слово «методика» в названии книги Е.Н. Солововой «Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций»?

6.(1 б.) Какая базисная методическая категория определена в работах Е.И. Пассова и др. следующим:

«… - полный набор компонентов, соответствующий определенной методической концепции; она определяет цели, содержание, принципы, методы, приемы, способы, средства, формы организации обучения и в свою очередь обуславливается ими»?

7.(1 б.) Вставьте нужные слова в начале цитаты.

«… занимается изучением закономерностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком иностранном языке идет речь» (Н.И. Гез и др.)

8.(1 б.) Вставьте нужные слова в начале цитаты.

«… исследует обучение тем языковым и речевым явлением, которые являются специфичными для конкретного иностранного языка» (Н.И. Гез и др.)

9.(1 б.) Дайте определение понятия «метод».

10.(4 б.) Установитезначение термина «метод» в следующих формулировках.

1) Грамматико-переводный метод а) метод в узком значении
2) Коммуникативный метод б) метод в широком значении
3) Методы семантизации лексики  
4) Методы обучения диалогической речи на основе диалога-образца  

11.(1 б.) Закончите предложение.

Элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи обучения на определенном этапе практического занятия (например, записывание слов на доске, презентация нового слова путем перевода на родной язык), есть ….

12.(7 б.) В приведенных ниже методах обучения и методах исследования выделите только методы исследования.

1) Изучение, критический анализ и систематизация научной литературы;

2) Проблемный метод;

3) Эксперимент;

4) Статистический метод;

5) Фиксируемое наблюдение;

6) Коммуникативный метод;

7) Программированное обучение;

8) Изучение и обобщение передового опыта учителей;

9) Пробное обучение;

10) Опытное обучение.

13.(2 б.) Закончите предложение.

В технике проведения эксперимента выделяются две группы испытуемых: 1- …; 2- …

14.(1 б.) Восстановите пропущенный этап проведения эксперимента.

1) организация

2) реализация

3) констатация

4) …

15.(3 б.)Закончите предложение.

В отличие от житейского наблюдения при научном наблюдении 1) …, 2) …, 3) ….

16. (2 б.) Восстановите пропущенные элементы.

При проведении методического эксперимента в 1) … группе реализуется инновационное решение (апробируется рабочая гипотеза), в 2) … группе реализуются задачи в рамках традиционной методики.

17. (1 б.) Закончите предложение.

Критический анализ литературных источников, обобщение положительного опыта работы передовых учителей, научно фиксируемое наблюдение, пробное обучение, опытное обучение и эксперимент относятся к … (Н.И. Гез и др.).

18. (1 б.) Закончите предложение.

Анкетирование, тестирование, беседа, хронометрирование, осциллографический анализ относятся к … (Н.И. Гез и др.).

19. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.

Под … понимается исследование, построенное в значительной мере на эрудиции и педагогической интуиции учителя, который осуществляет научный поиск (Н.И. Гез и др.).

20.(1 б.)Восстановите пропущенный элемент.

... как метод исследования основано на проведении массового обучения по предложенной исследователем методике.

21.(1 б.)Укажите не совсем корректный элемент.

Базисными для методики обучения ИЯ являются такие науки, как

1) педагогика

2) психология

3) психолингвистика

4) кибернетика

22.(5 б.) Соотнесите методические категории с вопросами, на которые они отвечают

1) цели обучения а) с помощью чего учить?
2) содержание обучения б) зачем учить?
3) средства обучения в) как учить?
4) методы обучения г) чему учить?
5) принципы обучения д) на основе какой концепции строить обучение?

23.(1 б.)Восстановите пропущенное слово.

Базовыми методологическими категориями являются: цели, принципы, ...

методы и средства обучения (Соловова 2003:3).

24.(1 б.)Выберите правильный ответ.

Ведущей методической категорией являются (Соловова 2003:4):

1) средства обучения

2) методы обучения

3) цели обучения

25.(1 б.)Закончите предложение.

Кого учить? (возраст, общий уровень развития, мотивация, уровень языковой подготовки)

Кто учит? (учитель - носитель языка, уровень профессиональной под­готовки учителя)

Где учить? (в школе, в кружке, в семье, в естественной языковой среде, наполняемость класса, обычная образовательная школа или школа/класс с углубленным изучением ИЯ)

Какому ИЯ учить? (принадлежность родного и иностранного языков к одинаковой или разным языковым группам)

С какой целью/зачем учить? (для работы в качестве переводчика, секретаря-референта, для турпоездки, для поездки за покупками и т.д.) Чем/с помощью чего учить? (материальная обеспеченность учебного процесса)

Эти вопросы и ответы являются показателями ... (Н.Д. Гальскова).

26.(1 б.)Закончите предложение.

Слово «метод» (от греч. methodos) означает ...

27.(1 б.)Закончите предложение.

Элементарный методический поступок, элемент метода, отдельный шаг в реализации метода, «разовое действие» называется ... (Конышева 2007:14).

28.(1 б.) Закончите предложение.

Анализ строя написанных предложений, громкое проговаривание слов, называние предметов на картинках, подбор синонима к слову являются при­мерами ....

29.(1 б.)Вставьте пропущенный элемент.

В 50-е годы 20 века известный психолог ... рассматривая методику как прикладную психологию.

30. (2 б.) Вставьте пропущенные элементы.

В 30-е годы 20 века методист ... и академик (лингвист) ... рассматрива­ли методику как прикладную лингвистику.

31.(1 б.)Вставьте пропущенный элемент.

Общие (основные) закономерности (механизмы) овладения и владения любым языком в учебном процессе, общие закономерности педагогического процесса обучения языкам исследуются ....

32.(1 б.)Вставьте пропущенный элемент.

Лингводидактика как методологическая основа теории обучения ИЯ начала разрабатываться в ... годы 20 века.

33.(1 б.)Закончите предложение.

По определению И.Л. Ним, основным предметом исследования методи­ки обучения ИЯ как науки выступают «...».

34.(1 б.)Закончите предложение.

Научно обоснованная система обучающих действий определяется как ....

35.(1 б.)Закончите предложение.

Под взаимодействием между самими учащимися и между учителем и учащимися в учебном процессе понимаются ....

36.(1 б.)Закончите предложение.

Процесс формирования у учащихся иноязычных знаний, навыков и умений в различных формах учебной деятельности - это ... процесс.

37. (2 б.) Закончите предложение.

Методология- это 1)..., 2)....


Дидактическая единица 2

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Количество заданий - 35

Максимальное количество баллов – 43

1.(1 б.) Ваня родился в России в русской семье, его родным языком является русский. В школе в Рязанской области он изучал английский язык как иностранный. После окончания 7 класса он иммигрировал в США вместе с родителями, где ему пришлось продолжить изучение английского языка. Каким по значимости стал для Вани английский язык в последнем случае?

2.(1 б.) Если в той же американской школе Ване придется изучать также японский язык, каким языком он станет ему по своей значимости?

3.(1 б.) Как называется владение вторым языком наряду с первым (родным)?

4.(4 б.) Назовите 4 директивных документа, определяющие государственную политику в области образования, в том числе языкового.

5. (1 б.) Выберите правильный ответ.

Предмет «иностранный язык» в современной общеобразовательной школе является:

1) общеобразовательной учебной дисциплиной

2) факультативной дисциплиной

3) профилирующей дисциплиной

6. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.

Учебный предмет «иностранный язык» входит в общеобразовательную область (в цикл учебных предметов) под общим названием «...».

7.(1 б.) Что означает «непрерывность языкового образования»?

8. (1 б.) Выберите правильный ответ.

В первые годы советской власти (с 1917 по 1923 г.) ИЯ преподавался

а) как обязательный общеобразовательный предмет во всех средних школах страны

б) только в городских школах

в) на отдельных территориях по самостоятельному решению местных органов народного образования.

9. (1 б.) Выберите правильный ответ.

Положение ИЯ как общеобразовательного учебного предмета в Единой трудовой школе в первые годы советской власти отстоял (а)

а) В.И. Ленин

б) 11.К. Крупская

в) А.В. Луначарский

10. (1 б.) Выберите правильный ответ.

На втором этапе развития советской системы школьного образования (с 1924 по 1931 г.) ИЯ был включен в учебные планы.

а) как факультатив

б) в качестве полноправного учебного предмета

в) по выбору родителей учащихся.

11. (1 б.) Выберите правильный ответ.

Во второй половине 20-х годов развернулась кампания «Иностранные языки в массы»

а) по просьбе народных масс

б) по просьбе школьников

в) после обращения в 1927 г. Наркомпросов РСФСР и УССР. Академии наук СССР и ЦК ВЛКСМ к молодежи с призывом изучать иностранные языки.

12. (1 б.) Выберите правильный ответ.

В решении ЦК ВКГ1(б) « Об изучении иностранных языков партактивом» (1929 г.) предлагалось

а) считать изучение ИЯ партийной нагрузкой

б) запретить партактиву изучать ИЯ как пережиток капитализма

в) направлять партактив в страну изучаемого ИЯ на стажировку.

13. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.

В начале 80-х годов 20 века сетка часов, отводимая на изучение ИЯ, была не велика: в выпускных классах предлагался только ... ч. в неделю (Конышева 2007).

14. (1 б.) Восстановите пропущенный элемент.

Статус ИЯ в СССР резко изменился в лучшую сторону после выхода I постановления Совета Министров СССР « ... » от 27 мая 1961 г.

15.(2 б.) Какие факторы детерминируют (определяют) выбор ИЯ в школе?

Наши рекомендации