Критерии профессионализма
Состояние мотивационной и операциональной сферы профессионализма целесообразно представить также в виде групп критериев.
1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, что объективными критериями профессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные проф. задачи и др.
Например, в труде преподавателя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запросами семьи учащихся.
Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько чел. удовлетворен трудом в профессии.
Например, в труде преподавателя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая проф-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность необходимых проф-психологич. качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Таким образом, профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.
2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.
В понимании результатов труда преп. существует сегодня большой разброс, главными приоритетными результатами труда преп. позитивные качественные изменения, сдвиги, “приращения” в психич. (умств. и личностн.) развитии обучаемых.
Процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии.
Например, в труде преп., имеющего дело с психикой другого человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда — как работал, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести др. человека), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени.
3. Нормативные критерии: усвоил ли чел. нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.
Например, для преп., как и всякого специалиста важно овладеть нормами профессии, тем, что накоплено в ней, а именно разработанными в науке и опробированными в практике методич. приемами, средствами, формами обучения и воспитан.
Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.
Так, в преп. сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие инд. стиля, оригинальность взгляда на окр. дейст. Преп. с авторскими программами украшают ВУЗ. Инд-сть, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой.
4. Критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма.
Так, в труде преп. важно определить уже сложившийся уровень профессионально необходимых качеств, умений, знаний.Преп., как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень проф. развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с обучаемыми, это те личностные ресурсы, кот. он для этого применяет - знания, умения, качества личности.
Прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.
Так, преп. обычно имеет, хотя и не всегда осознает свои потенциальные возможности. Зоны ближайшего проф. развития и саморазвития это те характеристики результата и процесса проф. Д, кот. только намечаются у данного преп., проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.
5. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли проф. открытость.
Например, преп. может быть открыт для проф. обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии, иногда даже излишне податлив, внушаем опытом более опытных коллег. Закрытость для развития (“нас не этому учили в вузе”) - признак низкого профессионализма.
Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.
Для преп., например, важно иметь творческую направленность и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки, если они способствуют психическому развитию обучаемых и сохраняют благоприятный психологический климат.
6. Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли чел. заинтересовать общество результатами труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем проф. локусе контроля, когда причины низкой эфф-ти профессии чел. ищет внутри, в рамках самой профессии.
Преп. сегодня важно убедить общество (органы образов., командов., спец.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отно-шения на рынке образоват. услуг, показывая преимущества своих методов, форм работы, важно также не стремиться обвинять общ-во в просчетах школы, а искать внутр. резервы в самой профес., размышляя над тем, что можно сделать, напр., без доп. фин. вливаний.
Критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.
Так, преп. также важно иметь проф. патриотизм и преданность. К сожалению, это порой сопровождается замкнутостью, корпоративностью, противопоставлением профессии другим, внешним профессиональным локусом контроля, когда недостатки в ВВУЗе связываются только с негативными общественными явлениями.
7. Критерии качественные и количественные: для всякого специалиста, в том числе и преп., важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность уч. деятельности, мыслительных операций обучаемых), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.), ибо количественные показатели дают определенную возможность сопоставления, хотя их роль нельзя и преувеличивать. Преп. важно не бояться участвовать в проф. испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка его профессионализма.
Кого же можно считать профессионалом? Профессионалом можно считать преподавателя, который:
- успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с желаемыми психологическими качествами;
- личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;
- достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности обуч.;
- использует приемлемые в демократическом обществе способы, технологии;
- осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней;
- стремится индивидуализировать свой труд, а также развивает свою индивидуальность средствами профессии;
- достигает уже сегодня необходимого уровня проф. личностных качеств, ЗНУ;
- осознает перспективу, зону своего ближ. проф.развития, делая все для ее реализац;
- открыт для постоянного проф. обучения, накопления опыта, изменения;
- в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;
- социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности образовательных услуг;
- предан педагогической профессии, стремится поддерживать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, проф. этику;
- готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях.