Основная часть. Чтение стихотворения. Воспитатель читает стихотворение А
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Зайка», затем педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к стихотворению. Дети рассказывают, что нарисовано на картинке, и отвечают на вопросы воспитателя:
• Кто бросил зайчонка на улице?
• Почему зайка мокрый?
• Почему зайка не смог слезть со скамейки?
• Можно ли игрушки бросать на улице?
• Что должна была сделать девочка после того, как поиграла с игрушкой?
Воспитатель. Наш зайчонок обиделся на свою хозяйку. Ему было так плохо под дождем. Пожалейте зайчонка. (Предлагает детям подержать на руках игрушку, погладить ее, сказать ласковые слова.) Давайте покормим зайку чем-нибудь вкусным, испечем ему прянички.
Физкультминутка «Зайка»
Дети по показу воспитателя выполняют соответствующие тексту действия.
Зайка беленький сидит, Зайке холодно сидеть,
Он ушами шевелит, Надо лапочки погреть,
Вот так, вот так Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Он ушами шевелит. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.
Лепка пряников.
Воспитатель. Посмотрите, пряник имеет круглую форму. Нарисуйте круг рукой по воздуху. (Дети выполняют задание.) Да, пряник круглый. Поэтому сначала из нашего кусочка пластилина мы сделаем шарик. Покажите, как вы будете скатывать шарик. (Дети выполняют кругообразные движения ладонями.) А теперь наш шарик мы превратим в пряник, для этого мы его слегка расплющим. И вот мой пряник готов. Но зайчонку одного пряничка мало. Вы мне поможете? (Ответы детей.)
Воспитатель показывает приемы скатывания из пластилина шариков и расплющивания их. Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.
Рефлексия.
Свои изделия дети раскладывают на тарелочке.
Воспитатель. Сколько красивых вкусных пряников вы испекли! Кушай, зайка, прянички. (Дети повторяют слова вслед за воспитателем.) Ну, вот и повеселел наш зайчонок. И согрелся он, и вкусных пряничков покушал.
СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ РАССКАЗА «КАК МЫ ПТИЧЕК КОРМИЛИ». ИГРА «РАССМАТРИВАНИЕ РАЗНЫХ ИГРУШЕЧНЫХ ПТИЦ»
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели:учить внимательно слушать и наблюдать; следить за рассказом воспитателя, понимать его, добавлять слова, заканчивать предложение, начатое воспитателем; обогатить и активизировать словарь по теме; вызвать желание оберегать птиц и ухаживать за ними.
Планируемые результаты:принимает участие в беседе о птицах, в игре «Рассматривание разных игрушечных птиц», импровизации «Птицы к нам прилетели», отвечает на вопросы; владеет основными движениями при имитации действий петушка и лисы.
Материалы и оборудование: картина с изображением зимнего пейзажа, кормушка, зернышки, крошки, птички-игрушки (снегири, воробьи, синички, сова, курочка, петушок), лиса; мольберт, изображения совы, курицы, петуха, лисы.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель. Вам нравится наблюдать за нашей птичкой в группе? (Ответы детей.) А сегодня мы познакомимся с другими птицами.
Основная часть. Беседа.
Воспитатель. На дворе зима. На земле, на деревьях лежит белый и холодный... (снежок снег). Когда выпадет много снега, мы берем лопатки и... (расчищаем дорожки, копаем, делаем горку). Из снега можно лепить. Мы слепили... (снеговика, снежки, зайчика, мячик). (Показывает картинки.) Однажды на наш участок прилетели... (птички: воробьи, синички, снегири, вороны...; Они хотели есть. Мы вынесли им... (крошки, зернышки). Крошки и зернышки высыпали... (в кормушку и на снег). Птички начали... (клевать). Им понравился наш корм. Птички стали прилетать каждый день... (к кормушке, к нам, в наш двор). Мы каждый день выносим им... (корм). Птички благодарят нас за вкусную еду. Они поют... («Чив-чив-чив!»)
Дыхательное упражнение.
Воспитатель. Ой! Как руки у меня замерзли! Сейчас я их погрею. (Складывает ладони чашечкой, подносит ко рту, выдыхает: х-х-х. Предлагает детям погреть руки. Дети тоже складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту, выдыхают: х-х-х.)
4. Импровизация «Птицы к нам прилетели».
Воспитатель. «Ууух, ууух», - так кричит сова - большая голова. Это она из леса прилетела. (Показывает игрушку сову.) Сова прилетела, чтобы научить нас кричать по-совиному. Как кричит сова? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Кто хочет покормить сову? Саша, дай сове крошек. (Ребенок насыпает перед совой в кормушку крошки.) «Кудах-тах-тах!» Кто это кудахчет? (Курочка.) (Показывает игрушку курицу. Она что-то «шепчет» воспитателю.) Ребята, курочка хочет послушать, умеете ли вы кудахтать. (Хоровые и индивидуальные ответы.) Маша. дай курочке зернышек. (Ребенок насыпает перед курочкой зернышки.) А вот и петушок! (Берет игрушку петушка.) Ой, к нему лиса (показ игрушки лисы) крадется. Съест петушка! Давайте скажем петушку: «Улетай, петушок! Скорей улетай, петушок!». (Хоровые и индивидуальные ответы.) Взлетел петушок на забор. Лиса его не достанет. Петушок рад, кричит: «Ку-ка-ре-ку! Ха-ха-ха - не поймала петуха!».
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворения, дети имитируют движения.
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка, Руки на поясе. Высоко поднимая колени,
Раньше всех встает, с прямой спиной дети имитируют походку
Голосисто поет. петушка.
* * *
Хвост пушистый, шерсть ярка, Мягкий шаг с полуприседаниями, носки
И коварна, и хитра. вытягивать вперед, руки полусогнуты
Знают звери все в лесу в локтях, прижаты к туловищу.
Ярко-рыжую лису.
5. Игра «Рассматривание разных игрушечных птиц».
Цель: учить детей отмечать внешние особенности разных игрушечных птиц.
Воспитатель достает из коробки знакомые детям игрушки птиц: синицу, снегиря, воробья, сову. Дети называют каждую птицу, воспитатель помогает при затруднении. Когда все птицы выставлены на столе, дети рассматривают их, показывают клюв, хвост, крылья, лапки. Определяют, что сова больше других птиц, у нее большие глаза, крылья, голова. У синички желтая грудка, она маленькая, маленькие лапки, крылышки, голова. У снегиря красная грудка, он тоже маленький. Воробей серый, он самый маленький. Дети рассказывают, как птицы поют. «Чик-чирик» - воробей чирикает. « Ууух, ууух», - так кричит сова.
Воспитатель. Покажите птичку, которая кричит: «Ууух, ууух». (Дети показывают сову, рассказывают о ней, показывая, какая большая голова у совы, большие глаза, крылья, лапки.) Найдите, кто чирикает: «Чик-чирик». (Дети находят воробья и рассказывают о нем.) А где птичка с красной грудкой? Как ее зовут? (Дети находят снегиря и рассказывают о нем.) Какая птичка у нас осталась? (Синичка.) Какая синичка? (Дети рассказывают.)
Рефлексия.
Дети насыпают в кормушку зернышки, крошки и «кормят» игрушечных птиц.
СТИХОТВОРЕНИЕ А. БАРТО «КТО КАК КРИЧИТ?». ЧЕРВЯЧОК
Виды детской деятельности:игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить со стихотворением А. Барто «Кто как кричит?»; совершенствовать умение понимать вопросы, учить различать птиц; учить рисовать прямые и волнистые линии, правильно держать карандаш, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, развивать интерес к рисованию.
Планируемые результаты:участвует в наблюдениях за снегопадом из окна, проявляет эмоциональную отзывчивость на стихотворение А. Барто «Кто как кричит?», активность при исполнении песни «Птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой), отвечает на вопросы; владеет основными движениями при выполнении упражнения «Зарядка для ног», принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование червячков).
Музыкальное сопровождение: «Птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н Найденовой).
Материалы и оборудование: иллюстрации к стихотворению, фланелеграф, картинки
с изображением птиц и других животных (петух, курица, кошка, корова, утка, птичка), игрушка
гусеница, мольберт, карандаши, лист бумаги.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня я пригласила к нам на занятие много разных животных и птиц, они хотят, чтобы вы их узнали, поэтому-то и прислали интересное стихотворение.