Развитие функций голоса и дыхания

Задачи:увеличение объёма дыхания, нормали­зация сто ритма; развитие координированной дея­тельности дыхания, фонации и артикуляции: раз­витие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми харак­теристиками силы голоса, формирование диапазо­на голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

• активизация движений мягкого нёба, ими­тация жевания:

• тренировка носового выдоха;

• развитие произвольного речевого вдоха.

• выработка произвольного контроля за объ­емом и темпом выполнения движений:

• выработка комбинированного типа дыхания.

• упражнения на контролирование силы воз­душной струи и ротовою выдоха:

• различение холодной и тёплой струй вы­дыхаемого воздуха:

• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.

Цель:формирование длительного целенап­равленного выдоха.

Фрагмент 1.Перед ребёнком на столе заж­жённая свеча. Логопед предлагает подуть так,чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формирование носового вдоха

Фрагмент 1.Для проведения игры использу­ются два одинаковых набора коробочек с различ­ными наполнителями (еловые или сосновые игол­ки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек пер­вого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла­гается, последовательно понюхав коробочки, по­добрать аналогичные из второго набора.

Фрагмент 2.Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же пос­ледовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в исполь­зовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.

Фрагмент 1.Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», за­яц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме­шиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие зву­ки. Как вариант, предлагается выбрать из пред­ложенных только те картинки, чьи голоса «зву­чат» громко (тихо).

Развитие чувства ритма.

Задачи:формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на ос­нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительно­го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предло­жения как лексической единицы, характеризую­щейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характе­ристиками гласных звуков А, О. У, И:

Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

• воспроизведение ритма в движениях и играх;

• ходьба и маршировка под музыку;

• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

• ритмические упражнения для рук и ног;

• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

• знакомство с силой голоса и различной ин­тенсивностью неречевых и речевых звуков;

• развитие речевых вокализаций;

• знакомство со схемой ритма;

• соотнесение ритма со схематическим изображением;

• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:

• ритмическое чередование объектов с опо­рой на зрительное восприятие.

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

Цель:формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини­рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

Фрагмент 1.Ребёнку предлагается раскиды­вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона­рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия

Фрагмент 1. На глазах ребенка выкладывает­ся сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить так­же - ААААААА. записывая произнесение на магнитофон.

Ритмический рисунок меняется - дорожка из мозаики выкладывается синкопиро­ванная (с пропуском через одну) Логопед, нажи­мая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребё­нок повторяет ритмический рисунок, его произ­ношение записывается на магнитофон.

Фрагмент 2.Ребёнку предлагается прослу­шать магнитофонную запись и подобрать к оз­вученной дорожке нужную дорожку из мозаики Постепенно ритм чередования усложняется.

Наши рекомендации