Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошо слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них
Воспитание как социальное формирование личности
Сущность воспитания: формирование отношений к окружающему миру.
Методы воспитания.
Цели, задачи воспитания.
Направления воспитания и пути их осуществления.
Основные системы, принципы воспитания.
Человечество погибнет, если не сможет воспитать в молодёжи отношение к человеку как высшей ценности. Начинать надо с малого: научить людей хотя бы терпеть друг друга».
Сущность воспитания – формирование отношений к окружающему миру.
Нравственная воспитанность ассоциируется с позитивным отношением, а безнравственность - с негативным отношением к предметам, живой-неживой природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.
Отношение по своей природе – категория избирательная: человек сам на основании своих имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношение к предметам, живой-неживой природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.
Центром гуманистической педагогики, принятой нами за идеал, является развивающаясяличность ребёнка.
Она, эта личность, существует, проявляется, развивается в деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурной, игровой, в свободно выбираемой деятельности свободного общения на досуге.
В отношениях с предметами, явлениями, ценностями материального и духовного мира складывается определённый опытотношений, развивающийся человек поднимается на следующую ступенечку своего развития: физического, психического, социального.
Организуя процесс воспитания, необходимо постоянно держать в поле зрения «трёх китов» воспитания: личность, деятельность, отношение.
Отношение существует, проявляется, выявляется в трёх формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной.
Форма рациональная – сфера сознания личности.
Форма эмоциональная предполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира.
Форма поведенческо-деятельностная – та, в которой существует и проявляется отношение.
Знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий). Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, то есть систему его отношений к окружающему миру.
Любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия будет эффективным, если содержит в себе воздействие сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.
Выделяют три группы методов воспитания: 1) формирования сознания; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.
Форма отношений рациональная – группа методов формирования сознания. Форма эмоциональная – группа методов стимулирующих (или возвратно-оценочных).
Форма поведенческо-деятельностная – группа методов организации жизни и деятельности учащихся.
Методы формирования сознания направлены на рациональную сферу отношений. Основное назначение методов этой группы – убедить воспитанника в объективности, истинности, жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира.
Методы организации жизни и деятельности учащихся призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель – научить школьника определённым навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов – непосредственный практический опыт людей, который приобретается в практической человеческой деятельности.
Назначение возвратно-оценочных методов – регулирование через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Педагогические правила и требования к применению поощрения и наказания:
Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошо слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.