Мысли о деятельности учителя

Л.Н. Толстой писал: " Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему признанию". " Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель". Советы учителям[4].

· Чем труднее учителю, тем легче ученику.

· Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.

· То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.

· Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.

· Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.

· Урок должен быть соразмерен силам ученика.

Вклад в развитие педагогики

Развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. Написал одну из первых учебных книг для народной школы. Создал самобытную педагогическую систему, построенную на собственных религиозно-философских идеях. Написал фундаментальные работы в области образования: «Азбука» (1872), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875), «О народном образовании» (1874). Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX - начала XX в.

Основные педагогические идеи Толстого:

• организация учебной деятельности в плане постижения единства и взаимосвязи всего живого;

• создание условий для проявления и развития в детях доброжелательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира;

• создание педагогической системы, в которой содержание, методы и формы обучения ориентируют ребёнка на нравственный идеал человечества и способствуют формированию у него нравственного отношения к миру – способности улучшать жизнь в условиях сотрудничества, взаимопомощи;

• создание условий для активного включения детей в учебно-познавательную деятельность без принуждения со стороны учителя.

Заключение

Толстого часто упрекают в абстрактном морализме. Что он из-за сугубо моральных соображений отрицал всякое насилие и рассматривал как насилие всякое физическое принуждение и что по этой причине он закрыл себе путь к пониманию всей сложности и глубины жизненных отношений. Однако это предположение неправильное.

Не следует также считать, что Толстой призывал отказаться от противодействия злу. Наоборот, он считал, что противиться злу можно и нужно, только не насилием, а другими ненасильственными методами. Более того только тогда по настоящему можно противиться насилию, когда отказываешься отвечать тем же. Защитники общественного жизнепонимания объективно стараются смешать понятие власти, т. е. насилие, с понятием духовного влияния, но смешение это совершенно невозможно. Толстой сам не разрабатывал тактику коллективного ненасильственного сопротивления, но его учение допускает такую тактику.

Он понимает непротивление как позитивную силу любви и правды, кроме того, он прямо называет такие формы сопротивления, как убеждение, спор, протест, которые призваны отделить человека, совершающего зло, от самого зла, призывают к его совести, духовному началу в нем, которые отменяют предшествующее зло в том смысле, что оно перестает быть препятствием для последующего сотрудничества.

Толстой называл свой метод революционным. И с этим нельзя не согласиться. Он даже более революционен, чем обычные революции. Обычные революции производят переворот во внешнем положении людей, в том, что касается власти и собственности. Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни.

Список использованной литературы

1. Андронов И. К. Лев Толстой и его увлечение математикой и её преподаванием: (в связи с 50-летием со дня его смерти) // Московский обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Учёные записки. / - М.: [б. и.], 2009.

2. Билинкис Я..С. Русская классика и изучение литературы в школе. - М., 2009

3. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».- М.,2008.

4. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., Республика, 2009.

5. Гусев Н.Н. Педагогические высказывания Л. Н. Толстого [Текст] / собр. Н. Н. Гусев; с предисл. А. П. Пинкевича. - М.: Работник просвещения, 2008.

6. Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст]: пер. с англ. / Э. Кросби. - Изд. 2-е. - М.: [б. и.], 2008. - 79, с.

7. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения [Текст] / Л. Н. Толстой; М.: Педагогика, 2007. - 542, с.

[1] Андронов И. К. Лев Толстой и его увлечение математикой и её преподаванием: (в связи с 50-летием со дня его смерти) // Московский обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Учёные записки. / - М.: [б. и.], 2009.

[2] Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст]: пер. с англ. / Э. Кросби. - Изд. 2-е. - М.: [б. и.], 2008. - 79, с.

[3] Андронов И. К. Лев Толстой и его увлечение математикой и её преподаванием: (в связи с 50-летием со дня его смерти) // Московский обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Учёные записки. / - М.: [б. и.], 2009.

[4] Кросби, Эрнест. Л. Н. Толстой как школьный учитель [Текст]: пер. с англ. / Э. Кросби. - Изд. 2-е. - М.: [б. и.], 2008. - 79, с.

Наши рекомендации