СТА— СТО— СТУ— СТЫ
Произносите отраженно слова с этими слогами:
свалка | свора | ||
сварить | свобода | ||
скамейка | скоро | скука | |
скакать | сковорода | скулить | |
смак | смутить | смычок | |
смазать | смуглый | смыть | |
спасибо | спор | спуск | |
спальня | спорт | спутник | |
стакан | сто | стул | стыд |
старик | стол | стужа | стыть |
Разберите слова: спать— проспать— выспаться,выясните что обозначает каждое из них. Ребенку будет понятнее, если, объяснения, вы сопроводите их поясняющими предложениями. (Пора спать. Пора вставать, а то ты проспишь завтрак. В субботу можно выспаться).
Попросите ребенка придумать слова или нарисовать картинки, в которых слышится звук [с].
Назовите ребенку 5-7 слов, содержащих звук[с], и попросите их повторить. Ваша задача, чтобы ребенок запомнил максимальное количество слов.
сок — носок — песок — кусок — часок — лесок.
Чем отличаются эти слова? Какая часть в них похожа?
Ребята пили сладкий сок
Пе добавили и стал ...(песок),
А но пришло — ...(носок),
А если ку — читай ...(кусок),
Со слогом ле
Прочтем ... (лесок)
Туда пошли мы на ... часок.
Чтобы ребенку было нагляднее, можно нарисовать следующую схему:
Чем отличаются слова?
сор — рос нос — сон стол — стул стог — стон | фикус — фокус кость — гость каска — маска киска — миска |
Загадайте ребенку загадки и внимательно послушайте, как он будет в ответе произносить звук [с].
На дворе горой, а в избе водой. |
(Снег) |
Красная девушка по небу ходит. |
(Солнце) |
С хозяином дружит, |
Дом сторожит, |
Живет под крылечком, |
А хвост колечком. |
(Собака) |
Длинное хвостище. |
рыжее волосище, |
сама хитрище. |
(Лиса) |
Бел, как снег, |
в чести у всех, |
в рот попал — |
там и пропал. |
(Сахар) |
Летом спят, а зимой бегут. |
(Сани) |
Я над речкою лежу, |
Оба берега держу. |
(Мост) |
Прочтите ребенку следующие двустишия и предложите закончить.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую...
(Лису).
Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не...
(Спит)
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не...
(Киска).
Для закрепления звука с выучите наизусть с ребенком чистоговорки. Чистоговорки вначале проговариваются в медленном темпе, потом быстрее, и только когда ребенок чисто произносит нужные звуки, произносятся в быстром темпе, т. е. темп можно убыстрять только по мере улучшения звукопроизношения. Ребенок повторяет их отраженно и затем учит наизусть. Сначала вы произносите фразу без последнего слога, который договаривает ребенок, после этого он произносит всю фразу. Придумайте сами и попросите ребенка придумать подобные чистоговорки. Даже если они будут не совсем складные, ничего страшного.
са — са — са — расплелась ко... (са)
со — со — со — поломалось коле... (со)
су — су — су — видел я ли... (су)
ас — ас — ас — у нас свет пог... (ас)
сы — сы — сы — длинные усы
ос — ос — ос — на поляне много ос
ус — ус — ус — какой укус
аска — аска — аска — у Вовы каска
иска — иска — иска — на окне миска
Звук [с']
Произносите отраженно слитно два звука, голосом выделяя звук [с'].