Аспектный анализ учебного занятия

1. «Речь педагога на учебном занятии»

1. Целенаправленность речи.

2. Связность и убедительность изложения.

3. Развернутость и доступность высказываний, адаптиро-
ванность стиля речи к аудитории слушателей.

4. Логическая четкость и завершенность высказываний.

5. Ясность и отчетливость формы изложения материала.

6. Интонационная выразительность речи.

7. Образность речи.

8. Использование приемов слушания для поддержания ин-
тереса к материалу.

9. Речевая подготовка преподавателем аудитории к пред-
стоящему восприятию учебного материала.

10. Использование педагогом приемов «совместного мыш-
ления» (риторические вопросы, обращения, предоставление
аудитории права собственного вывода).

11. Сочетание вербальных и невербальных способов обще-
ния на занятии.

2. «Эмоциональная окрашенность учебного процесса»

I. Преподаватель на занятии:

а) направленность эмоций преподавателя (на себя, на сту-
дентов, вовне);

б) интенсивность эмоциональных проявлений в течение
учебного занятия;

в) устойчивость эмоциональных реакций;

г) адекватность эмоционального состояния преподавате-
ля педагогической реакции на деятельность студенческой
аудитории;

д) доброжелательность реакции педагога на эмоциональное
возбуждение аудитории;

е) эмоциональная выразительность приемов вербального
общения со студентами;

ж) эстетика проявлений языка телодвижений;

з) методические приемы, используемые преподавателем
на занятиях для возбуждения экспрессивного поведения сту-
дентов;

и) имидж преподавателя как способ повышения эмо-
ционального тонуса занятия;

к) эстетика обстановки учебного помещения в качестве
фактора, стимулирующего эстетические проявления студентов.

II. Студенты:

а) частота эмоциональных проявлений;

б) форма эмоциональных проявлений;

в) стремление к эмоциональному контакту с препода-
вателем;

г) способы выражения негативного отношения к препо-
давателю;

д) устойчивость эмоциональных реакций студента в ответ
на действия педагога.

3. «Психологический комфорт учебного занятия»

I. Создание преподавателем эмоционального фона учебного
занятия:

1. Приемы эмоционального настроя на учебное занятие.

2. Создание ситуации успеха в ходе изложения материала.

3. Способы повышения познавательного интереса к за-
нятию.

4. Дидактические средства и оборудование учебной ауди-
тории.

5. Приемы снятия барьеров негативной психологической
установки на учебном занятии.

6. Поведенческий аспект деятельности преподавателя.

7. Внешность педагога.

II. Педагогическое общение преподавателыя на учебном занятии.

1. Моделирование пдеагогом ситуаций общения о студентами.

2. Оргпнизациоонвые приемы общения со студентами.

3. Приемы, направленные на поднятие ролевого статуса перподавателя в ситуации общения.

4. Стиль общения.

5. Способы педагогичеасокго взаимодействия.

6. Приемы выхода из конфликтной ситуации.


7. Изменение деятельности преподавателя в соответствии

с изменением деятельности студентов.

Ключ к обработке результатов аспектного анализа

0 баллов выставляется тогда, когда показатель не прояв-
ляется, проявляется иногда и слабо выражен.

1 балл выставляется тогда, когда показатель проявляется
редко и недостаточно выражен.

2 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся часто и достаточно выражен.

3 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся всегда и ярко выражен.

В соответствии с результатами самооценки возможно опре-
деление уровня осуществления каждого этапа или всей дея-
тельности в целом по формуле

К == К(1)

К(2)

где: К(1) — фактическое количество баллов; К(2) — максимально возможное количество баллов.

К: оптимальный — до 0,8 балла;

допустимый — до 0,6 балла;

критический — ниже 0,3 балла.

Аспектный анализ коммуникативной культуры педагога на занятии

Наши рекомендации