Аспектный анализ учебного занятия
1. «Речь педагога на учебном занятии»
1. Целенаправленность речи.
2. Связность и убедительность изложения.
3. Развернутость и доступность высказываний, адаптиро-
ванность стиля речи к аудитории слушателей.
4. Логическая четкость и завершенность высказываний.
5. Ясность и отчетливость формы изложения материала.
6. Интонационная выразительность речи.
7. Образность речи.
8. Использование приемов слушания для поддержания ин-
тереса к материалу.
9. Речевая подготовка преподавателем аудитории к пред-
стоящему восприятию учебного материала.
10. Использование педагогом приемов «совместного мыш-
ления» (риторические вопросы, обращения, предоставление
аудитории права собственного вывода).
11. Сочетание вербальных и невербальных способов обще-
ния на занятии.
2. «Эмоциональная окрашенность учебного процесса»
I. Преподаватель на занятии:
а) направленность эмоций преподавателя (на себя, на сту-
дентов, вовне);
б) интенсивность эмоциональных проявлений в течение
учебного занятия;
в) устойчивость эмоциональных реакций;
г) адекватность эмоционального состояния преподавате-
ля педагогической реакции на деятельность студенческой
аудитории;
д) доброжелательность реакции педагога на эмоциональное
возбуждение аудитории;
е) эмоциональная выразительность приемов вербального
общения со студентами;
ж) эстетика проявлений языка телодвижений;
з) методические приемы, используемые преподавателем
на занятиях для возбуждения экспрессивного поведения сту-
дентов;
и) имидж преподавателя как способ повышения эмо-
ционального тонуса занятия;
к) эстетика обстановки учебного помещения в качестве
фактора, стимулирующего эстетические проявления студентов.
II. Студенты:
а) частота эмоциональных проявлений;
б) форма эмоциональных проявлений;
в) стремление к эмоциональному контакту с препода-
вателем;
г) способы выражения негативного отношения к препо-
давателю;
д) устойчивость эмоциональных реакций студента в ответ
на действия педагога.
3. «Психологический комфорт учебного занятия»
I. Создание преподавателем эмоционального фона учебного
занятия:
1. Приемы эмоционального настроя на учебное занятие.
2. Создание ситуации успеха в ходе изложения материала.
3. Способы повышения познавательного интереса к за-
нятию.
4. Дидактические средства и оборудование учебной ауди-
тории.
5. Приемы снятия барьеров негативной психологической
установки на учебном занятии.
6. Поведенческий аспект деятельности преподавателя.
7. Внешность педагога.
II. Педагогическое общение преподавателыя на учебном занятии.
1. Моделирование пдеагогом ситуаций общения о студентами.
2. Оргпнизациоонвые приемы общения со студентами.
3. Приемы, направленные на поднятие ролевого статуса перподавателя в ситуации общения.
4. Стиль общения.
5. Способы педагогичеасокго взаимодействия.
6. Приемы выхода из конфликтной ситуации.
7. Изменение деятельности преподавателя в соответствии
с изменением деятельности студентов.
Ключ к обработке результатов аспектного анализа
0 баллов выставляется тогда, когда показатель не прояв-
ляется, проявляется иногда и слабо выражен.
1 балл выставляется тогда, когда показатель проявляется
редко и недостаточно выражен.
2 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся часто и достаточно выражен.
3 балла выставляются тогда, когда показатель проявляет-
ся всегда и ярко выражен.
В соответствии с результатами самооценки возможно опре-
деление уровня осуществления каждого этапа или всей дея-
тельности в целом по формуле
К == К(1)
К(2)
где: К(1) — фактическое количество баллов; К(2) — максимально возможное количество баллов.
К: оптимальный — до 0,8 балла;
допустимый — до 0,6 балла;
критический — ниже 0,3 балла.
Аспектный анализ коммуникативной культуры педагога на занятии