Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчество 3 страница
7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей
Именно общность задач профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя позволяет им конструктивно и творчески сотрудничать.
Какими могут быть формы профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования в детском саду?
Попытаемся посмотреть на этот вопрос глобально, в контексте современных тенденций развития психолого-педагогической науки.
Одним из вариантов организационно-технологического обеспечения целостного педагогического процесса может быть сопровождение ребенка в современном дошкольном образовательном учреждении (чаще слово «сопровождение» употребляется в таких формулировках, как медико-психолого-педагогическое или медико-психологическое, социально-педагогическое).
Проблема сопровождения ребенка в условиях педагогического процесса активно разрабатывается в последнее десятилетие. Наиболее разработанной она становится для школьного образования (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, А.К. Колеченко). Проблема сопровождения ребенка в условиях педагогического процесса детского сада весьма целостно отражена в работах Л.М. Шипицыной.
Что же такое сопровождение в педагогической науке?
В концепции М.Р. Битяновой это метод, который реализуется следующим образом.
1. Следование за естественным развитием ребенка на определенном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение опирается на реальные личностные достижения ребенка и разворачивается в логике его индивидуального развития. Таким образом, безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития становятся важнейшим аксиологическим принципом модели деятельности сопровождения.
2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов, создаваемых педагогом.
3. Создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условий для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.
В концепции Е. И. Казаковой - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Он опирается на единство следующих функций:
· диагностика существа возникшей проблемы;
· информация о существе проблемы и путях ее решения;
· консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
· первичная помощь на этапе реализации плана решения.
И базируется на следующих принципах:
· рекомендательный характер советов сопровождающего, что означает самостоятельность и ответственность ребенка за решение проблемы, отказ от «законодательных» решений центра сопровождения;
· приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка», что означает стремление решить проблему с максимальной пользой для ребенка;
· непрерывность сопровождения, которая гарантирует ребенку постоянную помощь и поддержку в решении проблемы;
· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, означающий согласованность работы «команды» специалистов;
· стремление к автономизации, т. е. к независимости от какого-либо давления - административного, профессионального, семьи.
В образовательных учреждениях сегодня возможны следующие организационные формы сопровождения:
· психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
· психолого-педагогический или психолого-медико-педагогический консилиумы;
· службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Наиболее распространенной формой сопровождения в образовательном учреждении является консилиум, в работе которого принимают участие субъекты-организаторы педагогического процесса (педагоги, психолог, социальный педагог, медицинский работник и др.). Задачами деятельности такого консилиума становятся:
1. защита прав и интересов ребенка;
2. комплексная диагностика по проблемам развития ребенка;
3. диагностика эффективности педагогических условий, созданных для обучения, воспитания и развития ребенка;
4. выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
5. разработка общей стратегии сопровождения ребенка в основных сферах его жизнедеятельности;
6. определение и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы по возможным вариантам решения вскрытых проблем всех участников педагогического процесса - учащихся, учителей, родителей;
7. объединение общих усилий специалистов, семьи в постоянно и оперативно работающую систему сопровождения, поддержки ребенка в условиях педагогического процесса в образовательном учреждении и дома.
Каковы особенности сопровождения ребенка-дошкольника в детском саду?
Что такое сопровождение ребенка в дошкольном образовательном учреждении? Разделяя идеи М.Р. Битяновой, исследователь Л.М. Шипицына определяет сопровождение в ДОУ как систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Уточним это определение.
Деятельность специалистов должна быть направлена на создание психолого-педагогических условий, содействующих развитию ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, с учетом его жизненного опыта, и способствующих гармоничному протеканию процессов социализации и индивидуализации в детском саду и семье, целостному развитию дошкольника.
Исходя из такого понимания сопровождения, ведущей идеей его функционирования становится проектирование целостного, но при этом вариативного педагогического процесса в образовательном учреждении, в котором бы создавались такие педагогические условия, которые позволяли бы каждому ребенку максимально самопроявляться, раскрываться, развиваться и образовываться.
Только в этом случае задачами службы сопровождения становятся:
· комплексная диагностика и проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка;
· проектирование и организация разумного педагогического процесса (учитывающего особенности здоровья и развития ребенка, с одной стороны, и содействующего его целостному здоровому развитию - с другой);
· организация взаимодействия ребенка с педагогом и специалистами как целостного педагогического процесса, когда одни и те же задачи воспитания, обучения и развития решаются в разных видах детской деятельности, на разном содержании;
· оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания и развития дошкольника с учетом происходящих в нем изменений;
· организация педагогической поддержки ребенка в ходе самостоятельного решения задач воспитания, обучения и развития в целостном педагогическом процессе детского сада;
· повышение профессиональной компетентности специалистов образования в условиях деятельности службы сопровождения в ДОУ;
· организация взаимодействия с семьей.
Очевидно, что решение обозначенных задач службой сопровождения закономерно будет содействовать целостному развитию дошкольника. Основной смысл сопровождения заключается в обретении ребенком естественным образом целостного социально-культурного опыта, так как этому способствует согласованная деятельность всего педагогического коллектива ДОУ и семьи ребенка.
Главная роль в организации и функционировании сопровождения целостного развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ принадлежит старшему воспитателю (методисту).
Какими могут быть более частные формы профессионального сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя детского сада?
Попытаемся раскрыть этот вопрос также через задачи профессионального сотрудничества и сотворчества педагогов дошкольного образования (табл. 24).
Таблица 24. Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Формы сотрудничества и сотворчестваРазработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельностиСовместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детейСоздание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенкаСовместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровожденияВзаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развитияОрганизация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции (прил. 5)Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенкаМузыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ (прил. 4); совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детейКоллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детейСовместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенкаПрофессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников
§ 29. Музыкальный руководитель, педагоги и старший воспитатель: вопросы сотрудничества и сотворчества
В условиях деятельности службы сопровождения ребенка в целостном педагогическом процессе детского сада старший воспитатель (методист) занимает позицию организатора и координатора. Работа службы сопровождения, ее эффективность - это результат его активного участия в ней. В связи с этим старший воспитатель должен иметь личностную позицию, быть профессионально компетентным и неутомимым в деле, которому служит.
Деятельность старшего воспитателя в ДОУ связана прежде всего с оказанием помощи воспитателю, специалистам дошкольного образования с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.
Основная задача методиста - создать условия в дошкольном учреждении, дающие воспитателю возможность проявлять творчество, новаторство, реализовывать себя в личностно-профессиональном смысле.
В контексте компетентностного подхода к профессионально-педагогической деятельности старший воспитатель детского сада призван решать общие для педагогов ДОУ задачи, характер же решения этих задач связан с определенными функциями, возложенными на методиста ДОУ: это анализ, планирование, организация, контроль, регулирование. Определим эти задачи:
· видеть педагога в образовательном процессе ДОУ;
· строить образовательный процесс, ориентированный на достижение и совершенствование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования;
· устанавливать взаимодействие с субъектами образовательного процесса - воспитателями и специалистами, а также партнерами ДОУ;
· создавать и использовать в целях повышения профессиональной компетентности педагогов пространство дошкольного образовательного учреждения;
· помогать педагогам проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, активно участвовать в этом процессе самому.
Исходя из профессиональных задач деятельности старшего воспитателя, мы считаем, что ему наряду со знанием детской психологии, дошкольной педагогики должны быть хорошо знакомы основы андрагогики и акмеологии, профессиональной психологии и педагогики.
Проблема профессионального сотрудничества и сотворчества старшего воспитателя с педагогами дошкольного образования - это проблема взаимодействия с разными людьми, объединенными в профессиональный коллектив: педагогами, воспитателями, специалистами.
С одной стороны, он должен быть компетентен в вопросах дошкольного образования, так как оказывает профессиональную помощь педагогам ДОУ путем создания эффективных педагогических условий воспитания и развития дошкольников в детском саду и семье, проектирования и реализации целостного педагогического процесса. Профессиональная компетентность старшего воспитателя в этом смысле является компетентностью в содержании дошкольного образования. С другой стороны, он должен быть компетентным и в вопросах образования взрослых, должен уметь решать задачи повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ, а это невозможно без соответствующих знаний и умений, профессионального опыта, даже при отличном владении содержанием дошкольного образования. Собственно говоря, в этом сила и существенное отличие профессиональной деятельности старшего воспитателя от профессиональной деятельности воспитателя и специалиста детского сада, но в этом и его слабость, так как в процессе подготовки старших воспитателей в педагогических колледжах и вузах подобная направленность чаще всего отсутствует. Необходимо подчеркнуть, что наличия знания проблем дошкольного образования еще недостаточно, необходимо уметь презентовать это знание своим коллегам с учетом их индивидуальных возможностей и способностей, характера их взаимодействия.
Андрагогика (от греч. andros - взрослый человек и agoge - руководство, воспитание) - отрасль педагогической науки, охватывающая проблемы образования взрослых.
Акмеология (от «акмэ» - вершина) научное направление, в центре которого находится человек, достигший зрелости. Прослеживается динамика его развития как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Итак, укажем принципы, которыми руководствуется старший воспитатель в профессиональной деятельности, а именно в решении задач, обозначенных в таблице 25 данного параграфа.
1. Принцип приоритетности самостоятельной образовательной деятельности педагогов ДОУ в контексте повышения профессиональной компетентности.
2. Принцип совместной деятельности, который предусматривает сотрудничество и сотворчество членов педагогического коллектива в решении задач воспитания и развития детей дошкольного возраста.
3. Принцип опоры на опыт воспитателя, специалиста дошкольного образования, согласно которому профессиональный и жизненный опыт педагога используется в качестве одного из источников самообразования и образования педагогического коллектива в целом, повышения профессиональной компетентности.
4. Принцип индивидуализации профессионального сотрудничества, позволяющий педагогу совместно со старшим воспитателем в условиях детского сада создавать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут наращивания профессиональной компетентности, повышения профессиональной квалификации, ориентированный на конкретные профессиональные потребности и цели и учитывающий опыт, уровень образования, психофизиологические, индивидуально-психологические, когнитивные и другие особенности членов педагогического коллектива.
5. Принцип системности профессионального взаимодействия, предусматривающий соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств взаимодействия и оценивания его результатов.
6. Принцип актуализации результатов профессионального взаимодействия, который предполагает безотлагательное применение на практике приобретенного опыта (знаний, умений, личностных качеств и свойств).
7. Принцип элективности, который означает предоставление каждому члену педагогического коллектива свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, технологий оценивания результатов профессиональной деятельности, профессиональной компетентности, результатов профессионального взаимодействия со старшим воспитателем, педагогическим коллективом.
8. Принцип развития профессиональных потребностей, согласно которому оценивание результатов профессиональной деятельности осуществляется путем выявления реальной степени владения профессиональной компетентностью и определения того содержания, без освоения которого невозможно достижение поставленной педагогом цели профессиональной деятельности. Процесс профессионального взаимодействия активизирует новые профессиональные потребности воспитателя, специалиста дошкольного образования, конкретизация которых осуществляется после достижения им определенной цели своей профессиональной деятельности.
9. Принцип осознанности профессионального взаимодействия означает осмысление старшим воспитателем и педагогами ДОУ данного процесса и своих действий по его организации и осуществлению.
С опорой на эти принципы старший воспитатель использует адекватные им формы, способы и приемы профессионального взаимодействия с педагогами ДОУ, решая таким образом задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
§ 30. Музыкальный руководитель, педагоги и родители: вопросы сотрудничества и сотворчества
Первыми воспитателями ребенка становятся его родители, семья, и с этим трудно поспорить. Опыт общения со взрослыми, эмоциональная обстановка в доме, уровень культуры, распространяющийся на все сферы взаимодействия членов семьи, - все это впитывается ребенком с рождения и является определяющим для его последующего образования и развития.
Практически все родители стремятся приобщать ребенка с ранних лет к миру прекрасного, ввести его в безграничный мир искусства, мир художественных образов, нашедших свое воплощение в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, литературе, музыке. Мамы и папы приводят ребенка в театр, музей, концертный зал, филармонию, совершают экскурсии по городу, путешествуют вместе с ним. Родителей всегда волновал и продолжает волновать вопрос, каким должно быть содержание художественно-эстетического воспитания и развития ребенка в семье и каким образом оно должно осуществляться? Правильно ли они общаются с ребенком по поводу его знакомства с произведениями искусства? Те ли это произведения, в которых нуждается их малыш?
Особый интерес у родителей всегда вызывал процесс музыкального развития ребенка, и что особенно интересно, первые проявления музыкальности своих чад всегда замечаются мамами и папами, бабушками и дедушками, и никогда не оставляют их равнодушными. Семья обеспокоена тем, что же должны слушать дети дома? Какие музыкальные театры и концертные залы следует посещать вместе с ребенком и как научить его слушать и слышать классическую музыку? Возможно ли это осуществить усилиями семьи? Что для этого требуется?
Почему вопросы музыкального воспитания и развития ребенка с ранних лет в большей степени интересуют и привлекают родителей?
Чем объясняется интерес именно к этому виду искусства со стороны семьи?
Круг этих вопросов позволяет конкретизировать задачи сотрудничества и сотворчества детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребенка.
Очевидно, что первоочередными задачами семьи становится введение дошкольника в мир музыкальной культуры, взращивание интереса к ней и эмоционально положительного отклика на музыку, накопление опыта взаимодействия ребенка с музыкальными произведениями. Этот опыт поможет ему легко включаться в процессы музыкального воспитания и развития в детском саду и позже - в школе.
Каким образом родители, семья ребенка могут решать поставленные задачи?
Во-первых, активно приобщаясь к музыкальной культуре лично, и только затем или одновременно приобщая ребенка к музыкальному искусству через слушание музыки дома, в концертных залах, музыкальных театрах.
Во-вторых, через активный диалог о музыке, через обмен эстетическими оценками по поводу прослушанных музыкальных произведений, спектаклей, а также через закрепление полученных впечатлений в разных видах детской деятельности.
В чем заключается помощь детского сада молодой семье в решении обозначенных задач?
Примерный музыкальный репертуар для слушания и рекомендации по поводу посещения театров и концертных залов родители должны получить в детском саду от воспитателя и музыкального руководителя. Помимо таких рекомендаций родители нуждаются и в рекомендациях, связанных с процессом совместного восприятия музыкального произведения с ребенком в домашних условиях и в условиях живого звучания. Эффективность таких консультаций, их организация зависит от профессиональной компетентности старшего воспитателя ДОУ.
Для этого педагогический коллектив детского сада и музыкальный руководитель продумывают и планируют цикл встреч с родителями, направленных на обретение ими необходимого слушательского опыта и опыта взаимодействия с ребенком в процессе слушания музыки. Это должны быть интересные, привлекательные по форме и содержанию, совместные встречи педагогов, родителей и детей, всей семьи. Такая работа возможна при условии знания педагогами ДОУ музыкальных вкусов и потребностей семьи, направленности родителей на грамотное педагогически целесообразное воспитание и развитие своего ребенка, особенностей музыкального развития дошкольника.
Таким образом, процесс сотрудничества и сотворчества детского сада и родителей можно охарактеризовать как процесс сопровождения семьи, целью которого является оказание профессиональной помощи просветительского плана, прежде всего в вопросах целостного воспитания и развития ребенка.
Видение проблемы сотрудничества и сотворчества семьи и профессионально-педагогического сообщества ДОУ через призму педагогического сопровождения требует разработки сопровождающих продуктов, к которым относятся: родительско-воспитательские дневники музыкального развития малыша, альбомы музыкальных открытий и достижений семьи в целом и персонально ребенка, описательные характеристики-портреты типа «Наш малыш в мире музыки» или «Всей семьей на встречу с музыкой», диагностические карты музыкальной культуры семьи и актуальных для нее проблем музыкального воспитания и развития ребенка, сценарии совместных музыкальных вечеров и праздников, которые предлагают родители, создавая их самостоятельно, семейными группами или вместе с детьми.
Именно в условиях сопровождения процесс сотрудничества и сотворчества семьи и детского сада обретает особый смысл, действительно начинается целенаправленная работа целостного музыкального воспитания и развития дошкольника. В этом случае возникает и ценная для воспитателя обратная связь с семьей, которая позволяет ему лучше видеть уникальность и неповторимость каждого ребенка, замечать индивидуальность его развития, зависимость этого процесса от условий семейного воспитания, характера отношений воспитанника с родителями. Проявляется и становится показательным в условиях сопровождения истинное отношение родителей к своему ребенку, желание быть настоящими ответственными помощниками в ходе нелинейного детского развития, подлинными воспитателями, приносящими своему малышу только пользу, удовольствие и радость самопознания и познания окружающего мира.
В данной главе раскрыты важнейшие вопросы, касающиеся организации процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в детском саду и семье. Не секрет, что организационные вопросы - это всегда вопросы взаимодействия профессионально-педагогического сообщества. Нам удалось найти ответ на вопрос - каким должно быть это взаимодействие, как оно будет организовано в современном образовательном учреждении?
Здесь же предложены ответы на вопросы, касающиеся сотрудничества и сотворчества педагогического коллектива ДОУ и родителей в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
Темы для обсуждения
1. Задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя, воспитателя и старшего воспитателя ДОУ - основа профессионального сотрудничества и сотворчества в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
2. Сопровождение ребенка в процессе музыкального воспитания и развития в детском саду: кто и как?
3. Сопровождение специалистов и педагогов ДОУ: кто и как?
4. Сопровождение родителей в контексте решения задач музыкального воспитания и развития детей: кто и как?
5. Инновационные формы сотрудничества и сотворчества субъектов педагогического процесса ДОУ в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников.
Индивидуальные задания
1. Выберите любую группу профессионально-педагогических задач сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ. Разработайте инновационные формы их совместного решения (например, план-схему действий музыкального руководителя и воспитателя: как они будут решать задачи, что будут делать и каким образом сотрудничать).
Критерии оценки и самооценки: осмысленность общего и разного в задачах профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя; инновационность предлагаемых форм сотрудничества; эффективность сотрудничества, объяснение основных механизмов; наглядность и доступность схемы аудитории; удовлетворенность результатом работы.
2. Вы старший воспитатель детского сада. Разработайте сценарий семинара для воспитателей и музыкального руководителя на тему «Помогаем друг другу в решении задач музыкального воспитания и развития наших детей». Определите цель, задачи, краткое содержание семинара, задания для самостоятельной работы педагогов, прогнозируемый результат.
Критерии оценки и самооценки: осмысленность общего и разного в задачах профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя; эффективность сценария, разработка интересных инновационных заданий для педагогов, направленных на осмысление основных механизмов сотрудничества и сотворчества; соответствие прогнозируемого результата цели и задачам семинара; удовлетворенность результатом работы.
3. Подготовьте проект стенда по обмену музыкальными впечатлениями субъектов педагогического процесса (детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя).
Критерии оценки и самооценки: соответствие проекта замыслу (стенд должен быть направлен на обмен музыкальными впечатлениями); инициирование всех субъектов педагогического процесса к обмену музыкальными впечатлениями; оригинальность и педагогическая сообразность идеи; возможность реализации в практике детского сада; удовлетворенность результатом работы.
4. Подготовьте сценарий вечера музыки в детском саду, в котором бы приняли участие дети и родители, воспитатели и музыкальный руководитель, старший воспитатель и заведующая ДОУ. Выделите смысловые задачи, которые решают субъекты педагогического процесса в ходе этого мероприятия (например, зачем старший воспитатель участвует в музыкальном вечере? и т.д.).
Критерии оценки и самооценки: новизна сценария, оригинальность идеи вечера музыки в детском саду; содержание музыкального вечера, его организация и ход свидетельствуют о субъектном включении в него всех субъектов педагогического процесса; выделение смысловых задач каждого участника музыкального вечера, адекватность задач замыслу вечера; удовлетворенность результатом работы.