Педагогическая целесообразность программы
Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Роскошнянский УВК специализированная школа І – ІІІ ступеней –
детский сад Лутугинского района»
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического Директор ________
совета _________ Л.А. Грищенкова
Протокол Приказ
№ 1 от 26.08.2016 г. № ____ от 30.09.2016г.
Программа дополнительного образования
«Газетоплетение»
(художественное направление)
Возраст детей: 10 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Саваськова Галина Александровна,
руководитель кружка
ГБОУ ЛНР «Роскошнянский
УВК СШ І – ІІІ ст. – ДС»
Роскошное
2016 г.
Пояснительная записка
Образовательная направленность программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Актуальность программы
Опираясь на многовековой опыт плетения из лозы, используя основные приемы плетения, большое распространение находит в наши дни технология плетения из газетных трубочек. Доступность бумаги, как материала, ее простота в обработке привлекают детей. Работа с бумагой позволяет развивать творческие способности детей. А также трудолюбие, усидчивость в процессе выполнения практических работ. Кроме этого у учащихся повышается уровень интеллекта, комплекс таких психологических процессов: как внимательность, восприятие, воображение и художественный вкус. У учащихся активизируется творческое мышление, работает скорость, гибкость, оригинальность. При этом у учащихся улучшаются двигательные способности рук, глазомер, стабилизируется общее состояние, снижается тревожность. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с газетной бумагой, обучающиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с бумагой, газетами у обучающихся развиваются чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер. Воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира. Формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание качеств и свойств материала и его применение.
Новизна программы
Плетение из газетных трубочек – одна из редких методик ручной работы. Это декоративно – прикладное искусство создает мост между традициями и современностью. С одной стороны все необходимые работы производятся вручную. С другой стороны – расходным материалом для изготовления сувениров служат старые газеты и журналы, являющиеся побочным продуктом эры массовой и доступной печати на бумаге.
Педагогическая целесообразность программы
Программой предусмотреносоздание комфортной среды для общения детей, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и создание условий для самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу
механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих
потребностей);
v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении
сложных творческих работ).
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
ü Обучающие:
· знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения;
· обучать различным приемам работы с бумагой;
· создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения;
· овладевать элементарными обобщенными технико – технологическими, организационно – экономическими знаниями.
ü Развивающие:
· развивать личностные качества (активность, инициативность, волю, любознательность и т. п.), интеллект (внимание, память, восприятие, образное и образно-логическое мышление, речь) и творческие способности;
· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
· развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
· развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству.
ü Воспитательные:
· воспитывать интерес к искусству плетения;
· формировать общие представления о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой;
· воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважать людей труда и культурное наследие;
· расширять и обогащать личый жизненно – практический опыт учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека;
· воспитывать трудолюбие, художественный вкус;
· совершенствовать трудовые умения и навыки.