Реформирование системы специального образования. Распространение и углубление теории и практики интегрированного обучения (70-90-е гг. хх в.)
Период 70-90-х п. прошедшего столетия стал переломным для развития специального образования Великобритании. Это бьто связано с коренными изменениями политики в области специального образования, с его дальнейшей углубленной гуманизацией. Данный процесс бьт обусловлен многими причинами.
Прежде всего изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями. Новые оценки и принципы нашли отражение в создании целенаправленных международных общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ) и в принятии ими различных документов и деклараций, предусматривающих правовое обеспечение наиболее уязвимых общественных групп: детей, подростков, инвалидов, людей с нарушениями развития, а также с сенсорными дефектами. В отдельных странах не только произошел сушественный пересмотр отношения общества к обучению и воспитанию «особых» людей (Норвегия), но и бьти воплощены в жизнь соответствующие реформы в самой системе специального образования (США), связанные с распространением и углублением теории и практики интегрированHoгo обучения.
Англия не осталась в стороне от указанных тенденций. В 1970 г. бьт принят новый «Акт об образованию>, юридически закрепивший многие новации и нововведения в системе специального образова ния. Закон исключил из педагогического обихода понятие «необучаемость»; в нем оговаривалось, что образование должно быть предоставлено всем детям, несмотря на глубину и тяжесть нарушений в развитии.
Обращение к проблемам специального образования во многом бьто обусловлено особенностями экономического развития английского общества: 70-е и, особенно, 80-е гг. хх столетия оказались для страны периодом затяжного экономического кризиса, свертывания социальных, медицинских, образовательных программ; были отменены социальные гарантии, росла безработица.
Правительству пришлось открыто заявить, что на людей с ограниченными возможностями падет «бремя экономического кризиса, и им придется конкурировать с обычными за рабочие места» (Oliver М., 1989).
Кризис заставил правительство искать пути рентабельного управления образованием, в том числе - специальным как одним из наиболее убыточных. Созданный в 1974 г. исследовательский комитет приступил к обследованию положения в специальном образовании и к разработке мер по оптимизации его состояния.
Существующие структуры и в общем вся система подверглись критике за неэффективность работы, за нерациональное распределение средств, несогласованность действий как на местном, так и на государственном уровнях. В частности комиссия установила, что местные власти не выполняют своих обязательств по акту 1970 г. перед «особыми» людьми: отказываются учитывать особенные потребности «необучаемых>.. Подверглись критике и действия некоторых специалистов (психологов, клиницистов, педагогов), которые предоставляли расширительный доступ к специальному образованию различным подросткам без учета имеющихся средств и вьщеляемых ресурсов. Комиссия указала на несогласованность действий между государственными и местными школьными властями, на отсутствие стандартов предоставления услуг, что приводило К вьщелению совершенно различных сумм денег для людей с одними и теми же болезненными состояниями (а в некоторых случаях и к лишению какой-либо помощи).
Исследовательский комитет пришел к выводу о необходимости реформы специального образования. Доклад комитета бьт опубликован в 1978 г. (получил известность как «доклад Мэри УОРНОК» по имени министра просвещения) и дал толчок к реформированию специального образования на основе новой концепции, которая бьта отражена в новом законе об образовании 1981 года.
Суть этой концепции сводилась к максимальному сокращению специализированных учреждений и полномасштабной интеграции детей и подростков с особенными образовательными потребностями. По мнению ее авторов, школа должна стать главным инструментом интеграции. Реформа предусматривала изменение всей школьной системы - учебных планов, организации труда, отбора кадров, взаимоотношений внутри коллектива, форм и объема участия родителей. Только осуществление всех указанных перемен могло сделать успешной интеграцию детей с особыми потребностями в общеобразовательной школе.
«Акт об образовании» 1981 Г. с учетом некоторых поправок, внесенных несколько позже (1983, 1988 ГГ.), до настоящего времени остается основным законодательным документом в области специального образования и действует на территории всей страны.
Определяющими положениями закона стали следующие: - упразднялись категории аномальности;
- вводился вместо категориального признака обобщенный термин
«дети С особыми образовательными потребностями». По мнению авторов, категориальные термины травмируют психику детей и значительно ограничивают возможность раскрытия их потенциальных возможностей в дальнейшей жизни;
- обеспечивалась для каждого ребенка доступность специального образования, т. е. образования, отличающегося от обычного;
- указывались в общих чертах условия предоставления специального образования: ребенка признают нуждающимся в специальном обучении, если имеюшиеся у него затруднения значительно превышают трудности большинства его одноклассников; или если его состояние не позволяет ему учиться в классе общеобразовательной школы;
- перечислялись действия, осуществление которых предопределяло эффективность пребывания ученика в общеобразовательном пространстве: согласие родителей; обязательное предоставление необходимых специальных образовательных услуг (в виде помощи специалистов); возможность создания для других учащихся класса (нормальных сверстников) «достаточного уровня обучения»; активное включение «особых» детей во все виды учебной деятельности;
- расширялось содержание обучения. Предусматривались четыре формы проведения занятий с детьми и подростками, имевшими ограниченные возможности: раздельная работа в рамках совместного обучения, создающая возможности для развития детей с различными способностями; выполнение общего учебного плана; обеспечение освоения «расширенного курса» обучения, открывающего «особым» детям и подросткам перспективы дальнейшего образования; оценка знаний всех учащихся через определенные интервалы времени;
- уточнялись и увеличивались сроки специального образования с 16 до 19 лет;
- оговаривалась возможность получения «особыми» детьми некоторых категорий послешкольного образования, в том числе высшего;
- при реализации задач специального образования четко распределялись обязанности между всеми участниками этого многофакторного процесса - местными школьными образовательными агентствами, государством, собственно школами;
- указывались условия проведения тестирования и отбора учащихся в систему специального образования.
Процедура обследования могла быть различноЙ.и зависела от того, в чьем ведении в дальнейшем окажутся обязанности по обеспечению образования - школ или местных органов управления, но прежде всего она определял ась состоянием ребенка и объемом необходимых ему услуг. В компетенции школ, как правило, находились дети с невыраженными отклонениями; местные школьные агентства отвечали за более тяжелые нарушения.
Дети с выраженными отклонениями (таких было значительно больше) диагностировались в самой школе: велось наблюдение за учебой в классе и мониторинг развития. В основном это относилось К компетенции учителя класса, но в случае необходимости к наблюдению привлекались учителя-методисты и специалисты, приглашенные извне. На каждом этапе обследования участие родителей было обязательным.
При наличии у ребенка тяжелых (множественных) нарушений школьные агентства направляли его на тестирование, которое проводила специальная комиссия при обязательном согласии родителей. Их согласия требовало и направление в учебное заведение.
В состав комиссии, проводившей диагностику, входили педагоги, медики, психологи, а также дополнительные специалисты, при необходимости привлекаемые в соответствии с каждым конкретным случаем. Результаты обследования излагались в письменной форме и содержали описания затруднений ребенка с указанием возможной перспективы развития. К этому документу прилагались характеристика учителя, заключения врача-терапевта и школьного психолога (в случае необходимости).
Родители присутствовали при тестировании; они могли оспаривать решение школьных агентств, выступать с требованием дополнительного обследования. Власти были обязаны выполнять их просьбы даже при очевидной их неоправданности.
Если по результатам тестирования выявлялось, что ребенок нуждается в специальном обучении, родителям выдавался документ, в котором описывались особенности состояния ребенка, указывались формы помощи, перечислялись необходимые для его обучения специалисты. Заключение комиссии пересматривалось каждый год для отслеживания динамики развития ученика. Родители должны бьmи получать информацию о любых изменениях, связанных либо с проJюлжением обучения, либо с его прекращением или изменением 11 т.д.
После реформирования специального образования государственное его обеспечение сократилось на 11,3 % (данные на 19831984 гг.); число учащихся в специальных школах уменьшилось на 1,7 % (1985 г.).