ТЕМА: Теоретические основы проблемы освоения математических представлений в дошкольном возрасте.
Вопросы
1. Свойства предметов. Характеристическое свойство множества.
2. Отношения как проявления свойств и их виды.
3. Математическое понятие множества. Элементы множества. Операции над множествами.
4. Величина как относительная характеристика предмета. Специфика меры и измерения.
5. Понятие формы и геометрической фигуры.
6. Алгоритмы.
Задания
1. Обосновать необходимость и возможность ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
2. Сравнить понятия: качество, свойство, отношение, цвет, форма, размер, сенсорные эталоны.
3. Продумать доступные для детей дошкольного возраста определения основных математических понятий и их условные обозначения, оформить материал в таблицу:
Свойство | Характеристика | Обозначение |
4. Составить математический кроссворд по изучаемой теме.
ТЕМА: Использование наглядного материала в обучении
Дошкольников элементам математики
Вопросы
1. Роль наглядности в обучении дошкольников математике.
2. Классификация наглядного материала.
3. Требования к наглядному материалу, правила его использования на занятиях, в совместной и самостоятельной математической деятельности.
Задания
1. . Отобрать наиболее удобные в организации обучения классификации наглядного материала.
2. Разработать проект универсального дидактического пособия (рисунок, описание, варианты использования).
3. Составить схему анализа наглядного материала, включив требования, перечисленные в литературе [3],[5],[6],[12],[13].
ТЕМА: Организация работы по формированию
Математических представлений у дошкольников
Вопросы
1. Занятие как форма организации обучения дошкольников математике.
2. Организация совместной математической деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста. Основные методические приемы косвенного обучения.
3. Организация самостоятельной математической деятельности дошкольников.
4. Организация работы по математике в разновозрастной группе детского сада.
Задания
1. Проанализировать особенности организации формирования элементарных математических представлений в разновозрастной группе ДОУ (параграф 6 глава 2 в учебном пособии Е.И. Щербаковой [16]).
2. Выписать из «Ориентиров и требований к обновлению содержания дошкольного образования» характеристику блоков педагогического процесса, сделать сравнительный анализ их целей, форм организации, степени активности педагога и детей [7].
3. Разработать вариант проблемной ситуации на основе методики А.И. Савенкова [10].
4. Ответьте на следующие вопросы по теме:
- В соответствии с каким дидактическим принципом воспитатель распределяет программный материал, обеспечивая его взаимосвязь и последовательное усложнение?
- Назовите основную форму организации совместной математической деятельности воспитателя и детей.
- Какой метод является ведущим в формировании математических представлений у дошкольников?
- От чего зависит выбор методов и приемов на занятии по математике?
- В какой возрастной группе инструкция дается полностью до начала выполнения задания?
- От чего зависит структура занятия по математике?
- Какой прием является ведущим при сообщении детям новых математических знаний?
- К какому виду наглядности относится набор геометрических фигур относится набор геометрических фигур?
- Какой дидактический принцип реализуется в процессе планирования работы по формированию математических представлений у детей?
- Назовите формы организации самостоятельной математической деятельности дошкольников.
- Перечислите приемы организации познавательной математической деятельности дошкольников.
- К какому виду наглядности относится набор мелких игрушек для счета?
- С какой целью воспитатель предлагает ребенку рассказать о том, как он выполнил задание?
- Какой вид игр наиболее широко используется в организации математического развития детей дошкольного возраста?