ТЕМА: Теоретические основы проблемы освоения математических представлений в дошкольном возрасте.

Вопросы

1. Свойства предметов. Характеристическое свойство множества.

2. Отношения как проявления свойств и их виды.

3. Математическое понятие множества. Элементы множества. Операции над множествами.

4. Величина как относительная характеристика предмета. Специфика меры и измерения.

5. Понятие формы и геометрической фигуры.

6. Алгоритмы.

Задания

1. Обосновать необходимость и возможность ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.

2. Сравнить понятия: качество, свойство, отношение, цвет, форма, размер, сенсорные эталоны.

3. Продумать доступные для детей дошкольного возраста определения основных математических понятий и их условные обозначения, оформить материал в таблицу:

Свойство Характеристика Обозначение
     
     

4. Составить математический кроссворд по изучаемой теме.

ТЕМА: Использование наглядного материала в обучении

Дошкольников элементам математики

Вопросы

1. Роль наглядности в обучении дошкольников математике.

2. Классификация наглядного материала.

3. Требования к наглядному материалу, правила его использования на занятиях, в совместной и самостоятельной математической деятельности.

Задания

1. . Отобрать наиболее удобные в организации обучения классификации наглядного материала.

2. Разработать проект универсального дидактического пособия (рисунок, описание, варианты использования).

3. Составить схему анализа наглядного материала, включив требования, перечисленные в литературе [3],[5],[6],[12],[13].

ТЕМА: Организация работы по формированию

Математических представлений у дошкольников

Вопросы

1. Занятие как форма организации обучения дошкольников математике.

2. Организация совместной математической деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста. Основные методические приемы косвенного обучения.

3. Организация самостоятельной математической деятельности дошкольников.

4. Организация работы по математике в разновозрастной группе детского сада.

Задания

1. Проанализировать особенности организации формирования элементарных математических представлений в разновозрастной группе ДОУ (параграф 6 глава 2 в учебном пособии Е.И. Щербаковой [16]).

2. Выписать из «Ориентиров и требований к обновлению содержания дошкольного образования» характеристику блоков педагогического процесса, сделать сравнительный анализ их целей, форм организации, степени активности педагога и детей [7].

3. Разработать вариант проблемной ситуации на основе методики А.И. Савенкова [10].

4. Ответьте на следующие вопросы по теме:

- В соответствии с каким дидактическим принципом воспитатель распределяет программный материал, обеспечивая его взаимосвязь и последовательное усложнение?

- Назовите основную форму организации совместной математической деятельности воспитателя и детей.

- Какой метод является ведущим в формировании математических представлений у дошкольников?

- От чего зависит выбор методов и приемов на занятии по математике?

- В какой возрастной группе инструкция дается полностью до начала выполнения задания?

- От чего зависит структура занятия по математике?

- Какой прием является ведущим при сообщении детям новых математических знаний?

- К какому виду наглядности относится набор геометрических фигур относится набор геометрических фигур?

- Какой дидактический принцип реализуется в процессе планирования работы по формированию математических представлений у детей?

- Назовите формы организации самостоятельной математической деятельности дошкольников.

- Перечислите приемы организации познавательной математической деятельности дошкольников.

- К какому виду наглядности относится набор мелких игрушек для счета?

- С какой целью воспитатель предлагает ребенку рассказать о том, как он выполнил задание?

- Какой вид игр наиболее широко используется в организации математического развития детей дошкольного возраста?

Наши рекомендации