М.в. ломоносова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
В.В. Миронов, д.ф.н., проф., член-корр. РАН,
Декан философского факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова
В настоящее время образование во всем мире претерпевает значительные изменения. Это связано, прежде всего, с процессом глобализации, частью которой являются мощнейшие интегративные процессы, несущие в себе огромные преимущества, но, одновременно, таящие в себе невиданные ранее опасности подавления национальных культур и традиций. Поэтому здесь особая роль принадлежит образованию как фактору, позволяющему, с одной стороны, вписаться в указанные интегративные тенденции, идти в ногу со временем, не отстать от развитых стран, а с другой стороны – не растерять национальных особенностей своей культуры.
Другой причиной изменения выступают процессы экономизации образования, то есть рассмотрение последнего как важнейшего фактора экономического развития страны. Образование все больше рассматривается не как образование ради образования, ради получения «чистого знания», а именно как мощный факт развития, позволяющий странам выйти на новые инновационные технологические рубежи. То есть, образование рассматривается в целом как главный фактор социально-экономического прогресса и обеспечения устойчивости социальной системы.
Сегодня уровень образования населения является важнейшим фактором устойчивого развития любой страны. Как отмечают специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «темпы базового долгосрочного роста экономики в странах ОЭСР зависят от поддержания и расширения базы знаний… Во многих странах ОЭСР реальный рост добавленной стоимости в отраслях, основанных на знаниях, в минувшие два десятилетия устойчиво превышал темпы общего экономического роста. Процесс глобализации ускоряет эти тенденции… Сравнительные преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше – техническими инновациями и конкурентным применением знаний… Экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала» (выделено нами) [1, с. 7 - 8].
В настоящее время высшее образование в России характеризуется резким увеличением численности выпускников высших учебных заведений. По сравнению с 1995 г. их количество увеличилось в 2,7 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования поднялся - с 23% до 43%. В 2004г. на 10000 человек населения приходилось 480 студентов (в 1995г. - 189 человек, в 2000г. - 327). На начало 2004/05 учебного года в Российской Федерации действовало 662 государственных и муниципальных высших учебных заведения, в которых обучалось 5,9 млн. студентов. По сравнению с 2000/01 учебным годом число ВУЗов увеличилось на 55 (на 9,1%). Начиная с 1995г. прирост численности студентов высших учебных заведений составлял 7-15% ежегодно, опережая демографические показатели и приблизился к естественному максимуму.
Доля средств, выделяемых на образование, увеличивается несущественно. С 2001 года она не превышает 12% от общего объема государственных расходов. В результате обеспеченность бюджетным финансированием образовательных учреждений составляет только 25–40% от расчетной нормативной потребности. Наблюдаются диспропорции в выборе специальностей, в частности, резкий рост по специальностям «экономика и управление», «юриспруденция». Постоянно увеличивается платный сектор образования, количество студентов в котором уже равно количеству бюджетных студентов. При этом цены за обучение стремительно растут, особенно в крупных городах.
Сегодня высших учебных заведений вместе с филиалами насчитывается более трёх тысяч. И все вузы выдают дипломы одинакового образца. В стране на 2001 год было 628 государственных вузов, плюс 20 вузов субъектов РФ, 12 муниципальных и более 430 негосударственных высших учебных заведений. Добавим филиалы, а это ещё более полутора тысяч образовательных учреждений. По экспертным оценкам, в различных регионах страны до 20 процентов высших образовательных учреждений работает без лицензии. Если сложить все цифры, в сумме будет более 3000 вузов и филиалов. Для сравнения: в СССР действовало около 700 высших учебных заведений.
Для полноты картины стоит сказать и о том, что негосударственные вузы практически не вкладывают средства в развитие науки. В результате, в стране, «которая когда-то была мировым лидером в таких передовых областях науки и техники как теоретическая физика, атомная техника и космические технологии, произошел крах сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок… финансовый кризис, ветшающее оборудование, безработица и высокая заработная плата в других секторах экономики приводят к утечке большого количества научно-исследовательских кадров… из сферы науки и техники» [1, с. 59].
Одной из проблем современного образования в нашей стране является нахождение оптимального механизма финансирования образования.
Современное образование должно достаточно быстро реагировать на запросы рыночной экономики. Это невозможно осуществить без прямых инвестиций в образование, которые нацелены на получение определенного результата и необходимого качества. Однако довольно быстро стало ясным, что прямые инвестиции как бюджетного, так и частного капитала в образование таят в себе и целый ряд опасностей, связанных с потерей единой государственной стратегии в данной сфере. Если инвестиции соотносить лишь с требованиями рынка, то можно разрушить систему подготовки специалистов, которые на сегодняшний момент могут быть не затребованы рынком, но необходимы для развития государства и общества. Прямые частные инвестиции в большей степени ориентируются на индивидуальные траектории образования, как на уровне потребителя, так и на уровне работодателя, что может не совпадать с общими задачами государства. Стало ясным, что, учитывая высокий уровень необходимых инвестиций в современное образование, от 4 до 6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), в котором «расходы на высшую школу, как правило, составляют от 15 до 20 процентов всех расходов на государственное образование»[1, с.XXIII],частных инвестиций будет заведомо недостаточно. Кроме того, преимущественная ориентация в образовании на запросы рынка имеет неоднозначные последствия. Организация высшего образования только на основе частных инвестиций не может обеспечить оптимальные объемы и структуры его производства, поскольку на уровне индивидов невозможно уловить и воспользоваться всеми выгодами образования. Образование приносит выгоду для общества в целом, а не только для отдельных его членов [1, с. XXI].
Таким образом, все более понятной становится особая роль, которая должна принадлежать в образовании государству и государственной политике в области образования. Для нормального функционирования образование необходима поддержка государства, особенно в области фундаментальных наук, так как именно они обеспечивают будущие инновационные технологии, которые, в свою очередь, способны значительно повысить производительность труда в масштабах всего общества, а значит качество жизни и, как следствие, снизить имеющуюся социальную напряженность.
Последние 1-2 года в этой области происходят позитивные изменения, которые, в частности, связаны с реализацией инновационного образовательного гранта. Финансирование образования через поддержку инновационных проектов позволяет синтезировать, с одной стороны, проведение государственной политики в сфере образования, ориентирующегося на цели и задачи развития страны в целом, а с другой - повысить эффективность вкладываемых финансовых средств в образовательные проекты. Это более гибкая форма финансирования, позволяющая реагировать, в том числе, и на запросы рынка, оперативно менять векторы развития образования за счет перераспределения средств, выделяя доминирующие на данный момент секторы образования.
Инновации в образовании связаны с изменениями в содержании образования, в структуре образовательных институтов, в технологии учебно-воспитательных процессов, методах и средствах обучения и воспитания. Инновации необходимым образом касаются и механизма управления образованием. В современных условиях инновационная деятельность является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний, в результате активного взаимодействия образования с наукой. Переход российского образования на инновационный путь развития может быть достигнут за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В образовательную практику все в большей степени вовлекаются интеллектуальные ресурсы. Научные исследования и разработки являются основанием и условием инновационного образования. Развитие науки и образования, таким образом, представляет собой единство, имеющее целью освоить и распространить инновации.
Инновационность выступает важнейшей парадигмой современного образования, которая в условиях процесса глобальной трансформации культуры требует переориентации системы образования, прежде всего профессионального, на инновационный путь развития. Это должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, переходе к новым формам связи науки, профессионального образования и экономики. Переход на многоуровневую систему подготовки кадров сопровождается пересмотром соотношения в образовательном процессе учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Так, государственный образовательный стандарт подготовки магистров предполагает в качестве обязательного элемента профессиональной подготовки научно-исследовательскую работу студента-магистранта и подготовку магистерской диссертации, которая является обязательным видом итоговой государственной аттестации. Проблема, возникающая при реализации модели многоуровневой подготовки кадров, связана с определением соотношения выпускников, ориентированных на исследовательскую деятельность и владение навыками деятельности в конкретной предметной области. Какие механизмы (государственный заказ специалистов, система финансирования, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий и прочее) обеспечат такое распределение? Инновационное образование в идеальном варианте требует подготовки всех выпускников на основании стандартов, обеспечивающих единство науки и образования.
Новая формирующаяся парадигма образования основана уже не на воспроизводстве готового знания, а на готовности индивида к действию в разнообразных ситуациях. В сфере подготовки кадров внимание уделяется формированию таких навыков, как умение действовать в условиях интенсивного информационного обмена, использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности. Нельзя не заметить, что знание при этом теряет свою стабилизирующую роль основания интеллектуальной жизни, и, тем самым, общества в целом. Образование ориентируется на подготовку людей к неопределенному и, в значительной степени, непредсказуемому будущему. От прежней системы образования сохраняется стремление научить алгоритму, но теперь уже не «алгоритму знания» - применению готовых знаний, а «алгоритму действия» - поступку в различных ситуациях.
В современной культурной ситуации приобретение знания уже не рассматривается как абсолютная, самодостаточная ценность, безотносительная к утилитарному применению результатов образования. Знание объявляется ценным только при наличии возможности его практического использования. Данная ориентация отчетливо проявилась в проектах Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, где утвердился компетентностный подход. В проект стандартов заложена идея того, что прогностическую функцию, определяя желаемые результаты и средства их достижения в профессиональном образовании, выполняет заказчик обучения - работодатель. Однако при этом необходимо учитывать, что работодателем выступают не просто представители различных областей современной экономики и производства, но и государство как таковое, а в некоторых случаях, преимущественно государство. Поэтому нужна не прямая подготовка по запросам работодателей, ориентированная на приспособление к настоящему, а выработка самой стратегии достижения желаемого состояния, основанной на готовности индивида к получению новых знаний и обучению в течение всей жизни. То есть, образование, основанное на постоянном обновлении знаний, рассматривается как ценность, необходимая для достижения жизненного успеха.
Ранее знание исходило из необходимости целостного, системного видения общества и природы, что выражалось в акцентированном внимании к теориям глобального уровня (особенно философского). Формирующаяся модель образования неизбежно будет придавать второстепенное значение глобальным вопросам и теориям. При реализации инновационного образования важно не вывести фундаментальные концепции (как философские, так и общенаучные) из сферы собственно образования. Яркий пример этому - критическое отношение представителей конкретных наук, инженерных специальностей к философии, которое, к сожалению, распространяется в настоящее время. Это связано не только с конкретными частными проблемами качества преподавания. На данном этапе наука имеет развитые теории своего предмета, по степени общности приближающиеся к философским построениям. При общей ориентации образования на раскрытие прикладных моментов критическое отношение к философскому знанию неизбежно.
Традиционная задача высшего образования - подготовка квалифицированных специалистов - получает поддержку на базе создания многоуровневых образовательных систем, интегрированных в социально-экономическую среду региона и страны в целом. Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является выдвижение важнейших инновационных проектов государственного значения, в реализацию которых активно включаются университеты.
Преобразование ведущих университетов России в учебно-научно-инновационные комплексы является важнейшей составляющей стратегии инновационного развития России. Связь «наука – образование – инновации» реализуется в создании и развитии на базе крупных университетов технологических и научных парков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических комплексов вузов. Благодаря этому обеспечивается активное участие ученых и студентов вузов в программах технологического развития наукоемких отраслей. Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки. В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности считаются такие высшие учебные заведения, в которых студентами разрабатываются реальные проекты в различных секторах экономики; проводятся исследования фундаментального и прикладного характера; используются образовательные технологии, обеспечивающие студентам возможность выбора учебных курсов.
В обществе миссия университетов не может быть ограничена развитием науки, распространением и практическим применением новых знаний. Университеты нельзя рассматривать только как научно-технические «фабрики», работающие в глобальной наукоемкой экономике, несмотря на их роль в повышении экономического благосостояния. Интеллектуальная и культурная миссия университета более глобальна. Академическая культура университета целенаправленно способствует распространению ценностей и норм, основанных на принципах уважения достоинства личности, равенства, ответственности, активной гражданской позиции. Интеллектуальная свобода и социальная ответственность – ключевые ценности научно-исследовательской и образовательной деятельности, которые должны развиваться.
Становление образования инновационного типа сделало актуальным ряд теоретико-методологических проблем: соотношение традиций и инноваций, критерии оценки нового в образовании, содержание и этапы инновационного цикла, отношение к инновациям разных субъектов образования, эффективное управление инновациями, подготовка педагогических кадров, готовых к инновационной деятельности и ряд других.
Соотношение традиций и инноваций. Инновационный потенциал образования складывается из научно-технического потенциала научных организаций и высших учебных заведений и образовательного потенциала учебных заведений. Образовательный потенциал сегодня зависит не только от численности, структуры и подготовленности педагогических кадров, материально-технической базы учреждения образования. Динамика общественной жизни и изменения научного знания приводят к сокращению времени, в течение которого полученные знания и навыки сохраняют свою актуальность для обучившегося и его работодателя. Это заставляет образовательные учреждения оперативно перестраиваться в соответствии с требованиями развивающейся науки, производства и рынка. При этом существует проблема поиска оптимального соотношения и взаимосвязи традиций и инноваций. Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. В образовании важно создать условия для согласованного и сбалансированного единства традиций и инноваций: структурных и институциональных инноваций (новых образовательных траекторий, форм и уровней образования, образовательных институтов), экономических инноваций (экономических механизмов образования), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения).
Уровень инновационного развития образования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем. При этом объективно уровень инновационности образования должен быть ниже, чем в промышленности. Образование как социальный институт не предназначено для формирования внутри образовательной системы нового социального идеала, основные черты и принципы которого складываются в общественном сознании, реальной политике и практической жизни людей. Условием того, что образование является актуальным, выступает соответствие целей и форм образования этому складывающемуся идеалу. Важно и осуществление рефлексии этого идеала, на базе которой и будет происходить разработка педагогических методик транслирования образцов и целей социальной практики. Инновации в образовании не могут быть автономно достигнутым, крайне быстрым результатом (на каждой лекции - инновация). Образование по определению должно быть в какой-то мере консервативной сферой жизни общества.
Содержание и этапы инновационного развития. Специальным вопросом для обсуждения может стать вопрос о том, как складывается судьба инновации в сфере образования: как она формируется (влияние личности педагога, задач конкретного образовательного института, государственный заказ, потребность рынка и прочее), как внедряется в учебно-воспитательный процесс в рамках одного или нескольких образовательных учреждений, образовательной системы в целом, как происходит отказ от того, что ранее было названо «инновацией». То есть нуждаются в рефлексии содержание и этапы инновационного развития.
Процесс освоения инноваций между разработкой новшества и его массовым использованием весьма труден. Высокие темпы роста научного знания и экономики требуют, чтобы инновации стали практикой образовательного учреждения до «морального старения» инновации. Длительность, сложность и социально-экономические показатели периода внедрения инновации в практику конкретных образовательных структур определяются восприимчивостью сферы образования к инновациям. Процесс внедрения новаций идет трудно, сегодня он зачастую сопровождается значительными потерями достигнутого вузами научно-методического уровня. Не случайно проблема качества образования выдвигается сегодня на первый план в реформировании российского образования.
Качество образования можно определить, исходя из того, что цели образования задаются так или иначе понятым и сформулированным «социальным заказом». Например, качество профессионального образования признается высоким, если его результаты соответствуют требованиям, которые в данное время предъявляются практикой. При таком подходе образование, по сути, - способ и процесс передачи знаний или формирования определенных компетенций. С другой стороны, определение цели образования может исходить из так или иначе понятого «личностного заказа». Образование рассматривается скорее как способ развития личности. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Этот подход предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. При этом качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности обучающихся возможностям развития, предоставленным культурой. С этой позиции критерий качества профессионального образования можно определить как уровень развития способности человека к самореализации в трудовой деятельности.
Инновационное образование позволяет соединить оба выделенных похода к определению качества образования. Образование - это долгосрочные инвестиции, и выгоду от процесса и результатов образования получает множество лиц и субъектов.И хотя студенты - первые, кто получает выгоду, они осознают значение своего образования не сразу после выдачи диплома, это осознание приходит позднее - в течение своей дальнейшей деятельности. Параллельно с растущими общественными потребностями в обновлении производства и уклада жизни образовательная система будет сталкиваться с частой сменой новшеств. Важно, чтобы инновации не стали предлагаться и внедряться ради самих инноваций, необходима выработка неких критериев оценки эффективности инноваций в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это позволит ответить на вопросы: «С какого времени и почему инновация становится традицией? Когда традиция исчерпывает свой потенциал? По каким признакам об этом можно судить?»
С позиций социальной ценности образования, новшество можно считать освоенным в том случае, если оно, вытесняя морально устаревшие элементы образовательной системы, органически встроилось в учебно-воспитательный процесс, и привело к качественным сдвигам в формировании разносторонне развитой личности, расширяет возможности учащихся получать и перерабатывать все возрастающие объемы знаний.
Отношение к инновациям разных субъектов образования.В центре внимания при обсуждении вопросов инновационного образования оказалась адаптивная функция образования и воспитания: вписать входящего в жизнь индивида в определенный тип социальности, научить взаимодействию в группе по правилам, учитывающим конкретные социальные модели. Реформы в российском образовании идут сверху именно под лозунгом повышения адаптированности выпускников образовательных учреждений всех уровней к социальным реалиям. К выпускникам предъявляются требования, связанные с «умением работать в команде», «владением коммуникативными навыками», «способностью учитывать точки зрения и интересы других», «представление о корпоративных нормах поведения», «толерантностью».
Основой реальных образовательных стратегий, реализуемых при индивидуальном выборе образовательного учреждения и профиля подготовки, а также в организации работы конкретного образовательного учреждения, широко признается социальная адаптация человека.
Кардинально меняются социальные роли основных субъектов образования. Ранее патерналистская модель отношения учителя и ученика воспринималась обеими сторонами как должная. Сегодня мало кого удивляет критика педагогов не только родителями, но и учениками. Молодежь зачастую лучше владеет новыми способами получения и распространения информации. Есть объективные причины, затрудняющие для научно-педагогического сообщества освоение новых объемов информации и новых педагогических технологий. Регулярное обновление знаний у преподавателей образовательных учреждений с целью научного обогащения читаемых ими курсов лекций затрудняется дефицитом времени, возникающим из-за занятости в нескольких местах работы. Отставание темпов роста заработной платы в сфере образования, падение престижа преподавательской профессии приводят к тому, что молодежь неохотно идет на работу в сферу образования, растет доля преподавателей пенсионного возраста. Распространение частных учебных заведений и филиалов вузов, в которых требования к компетенции преподавателей часто снижены, способствует снижению уровня требований к обучающимся.
Массовый отказ от книжной культуры, переориентация на визуализацию информации не всегда принимается во внимание педагогическим сообществом. Рыночный подход к образованию способствует оценке образовательных учреждений, как оказывающих услуги государственных или частных предприятий. Часто основным индикатором качества оказывается удовлетворенность субъектов образования процессом образования. Оказывается оцениваемой и собственно личность педагога, уровень его предметных знаний, педагогический профессионализм, его речь и имидж. Аналогичная оценка со стороны коллег дополняет полученные при опросах родителей и обучающихся результаты. Зависимость педагога от такой оценки все более возрастает в вопросах профессионального роста, размера заработной платы. Не секрет, что многие мнения о педагогах ученики пересматривают в течение жизни, иногда на прямо противоположные. Но принятое в прошлом на основании полученного рейтинга решение уже необратимо. Насколько объективен такой способ оценки труда и личности преподавателя в контексте требования инновационности? Можно ли в каждом образовательном учреждении, в рамках любого учебного курса и вида образования выдвигать требование инновационности по отношению к каждому конкретному педагогу? Массовый характер образования очевидно приводит к отрицательному ответу.
Современное высшее образование перестает видеть в студенте автономную самостоятельную персону. Во время встреч с западными коллегами-профессорами европейских университетов, активно претворяющих в жизнь идеи создания единого европейского образовательного пространства, пришлось встретиться с явным осознанием изменений, произошедших, например, в Германии при переходе на двух уровневую систему высшего образования. Профессора сетовали на то, что акцент на контроль процесса усвоения материала, значительная регламентированность процесса общения преподавателя и студента есть отход от принципов гумбольдтовского университета. В ходе встреч обсуждались изменения в практике обучения в высшей школе в связи с переходом на принципы Болонской декларации: кредитно-модульная форма организации учебного процесса, двухуровневая система подготовки в вузах, значительное увеличение времени на самостоятельную работу студента при сокращении аудиторных занятий, система промежуточного и итогового контроля знаний. Очевидно, и об этом прямо говорили западные коллеги, что влияние на образование конкретного студента индивидуальности профессора и ассистента будет уменьшаться, фактически основным субъектом образовательного процесса станет технический вспомогательный персонал.
Во всех отраслях профессиональной подготовки все более выступает на первый план проблема обучения поведению в профессиональной деятельности. Современный школьник, а тем более студент, встречается с широким спектром образовательных технологий, большинство из них выдается под маркой инновационности. Обилие и разнообразие педагогических экспериментов, а эксперимент «по определению» может иметь отрицательный результат, можно квалифицировать как свидетельство неустойчивости представлений общества о целях и задачах образования. Инновации как отрицание старого, проверенного, непредсказуемы в своей результативности. Однако идеология реформирования образования, сопряженная с переходом к проектному финансированию образовательных институтов, абсолютизирует роль инновации («инновации любой ценой»).
Признаком образовательных инноваций рассматривается внедрение в учебный процесс тренингов, деловых, ситуационных, прогнозных, модельных игр. Причем, процесс обучения все более становится похож на процесс развлечения. Распространение тренинговых образовательных технологий на всех уровнях системы образования свидетельствует об укреплении образовательной парадигмы, ключевое назначение которой сформировать «умение», а не «знания». Отличие от прежней парадигмы образования в том, что ранее делался основной упор на усвоение знания прошлого, а теперь — на технологии поведения в ситуациях, основанных не столько на прежнем опыте культуры, сколько на индивидуальном понимании и личном опыте.
С точки зрения социальных последствий, важно обратить внимание на то, что атмосфера достаточности индивидуальной оценки для поступка, многократное проигрывание ситуаций делает людей, воспитанных на базе указанных технологий, более терпимыми к любым возможным будущим ситуациям, а значит, предсказуемыми и конформными. По мере «проигрывания» сценариев поведения в различных моделях уровень эмоционального переживания ситуаций снижается. Подобная готовность к поступку в многовариантном сценарии развития ситуации важна, но надо отдавать отчет в том, что специалист, подготовленный посредством тренингов, более предсказуем и стабилен в своем поведении, при снижении личностной интеллектуальной рефлексии над ценностными критериями своего поведения.
Мы живем в непростое время, когда образовательные реформы, имеющие целью приблизить нас к так называемым общеевропейским стандартам, перешли в стадию своей практической реализации. Мы отнюдь не считаем, что ничего менять не надо. В нашей работе достаточно инерции и стремления жить по привычке. Однако изменения должны улучшить, а не ухудшить качество и уровень того образования, которое мы даем.
Таким образом, можно сделать вывод, что инновации являются основным средством устойчивого развития образования в целом и высшей школы в частности. Более того, сегодня решение задачи формирования экономики, основанной на знаниях, невозможно без перехода всей сферы образования на инновационный путь развития. В системе высшей школы нововведениями затронуты все компоненты совокупной образовательной деятельности: ценностные ориентации, цели, содержание, методы и средства обучения, структура высшего образования, способы его организации и управления.
Список литературы
1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы // Доклад Всемирного банка. – М., 2003.