Темы контрольных работ по истории педагогики и философии образования
ВАРИАНТ 1
1. Составьте конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «Лебединая песня».
2. Согласны ли вы со следующими высказываниями. Приведите пример из собственного жизненного опыта, опыта школьного или вузовского обучения, подтверждающий Ваше согласие – несогласие.
А) «Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает» (Августин Блаженный).
Б) «Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека» (Л.Н. Толстой).
3. В средневековом университете лектор читал книгу, а студенты хором повторяли текст. Подумайте, чем в средние века книга в монастыре отличалась от книги в университете? (В поисках ответа можете просмотреть учебник по истории педагогики, раздел, описывающий педагогические системы в Средневековье.)
ВАРИАНТ 2
1. Составьте конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании».
2. Согласны ли вы со следующими высказываниями. Приведите пример из собственного жизненного опыта, опыта школьного или вузовского обучения, подтверждающий Ваше согласие – несогласие.
А) «Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций).
Б) «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность» (К.Д. Ушинский).
3. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастает? Какие новые дисциплины могут (должны) появиться?
ВАРИАНТ 3
1. Составьте конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь».
2. Согласны ли вы со следующими высказываниями. Приведите пример из собственного жизненного опыта, опыта школьного или вузовского обучения, подтверждающий Ваше согласие – несогласие.
А) «То, чему мы учились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование» (Ралф Эмерсон).
Б) «Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь не многие имеют» (Карл Краус).
3. Решите педагогический кроссворд:
А) Мать-воспитательница своих детей в педагогическом романе И.Г. Песталоцци (8 букв).
Б) Автор книги «Эмиль, или О воспитании» (5 букв).
В) Название места, где Платон читал лекции своим ученикам (8 букв).
Г) Принцип воспитания, впервые выдвинутый А. Дистервегом (20 букв).
ВАРИАНТ 4
1. Составьте конспект научно-педагогической работы П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора» (А.С. Макаренко).
Б) «Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него» (И. Гете).
3. Решите «педагогический кроссворд»:
А) Основная форма обучения, впервые теоретически обоснованная Я.А. Коменским (4 буквы).
Б) Преподаватель «семи свободных искусств» в средневековых университетах (7 букв).
В) Культурно-просветительское общество, организованное С.Т. Шацким и его единомышленником в 1905 году (9 букв).
Г) Автор «Педагогической поэмы» (9 букв).
ВАРИАНТ 5
1. Составьте конспект научно-педагогической работы П.Ф. Каптерева «Об общественно-нравственном развитии в воспитании детей».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования» (Карл Краус).
Б) «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и внутреннюю основу побуждений» (Я.А. Коменский).
3. Решите «педагогический кроссворд»:
А) Доска для арифметических вычислений в Древней Греции и Западной Европе до 18 в. (4 буквы).
Б) Имя древнегреческого философа, которое в педагогике стало частью названия одной из разновидностей беседы как метода (6 букв).
В) Страна, в которой впервые была изобретена бумага (5 букв).
Г) Имя героя педагогического романа Руссо (5 букв).
ВАРИАНТ 6
1. Составьте конспект научно-педагогической работы А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств» (И.Ф. Гербарт).
Б) «Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто» (Б.Ф. Скиннер).
3. Решите «педагогический кроссворд»:
А) Знаменитый римский оратор, впервые употребивший в речи слово «гуманизм» (7 букв).
Б) Греческий философ, именем которого назван вопросно-ответный метод изложения (6 букв).
В) Итальянский педагог и врач (женщина), создатель оригинальной системы дошкольного воспитания для слаборазвитых детей (10 букв).
Г) Печатное произведение (в старину также и рукописное), средство обучения и воспитания (5 букв).
ВАРИАНТ 7
1. Составьте конспект научно-педагогической работы Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Природа хочет, чтобы дети были детьми прежде, чем быть взрослыми. У ребенка есть особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего безрассуднее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» (Ж.- Ж. Руссо).
Б) «Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограниченны, разум слаб, жизнь коротка» (Анаксагор).
3. Решите «педагогический кроссворд»:
А) «Золотой» учебник школ дореволюционной и современной России, созданный К.Д. Ушинским (6 букв + 5 букв).
Б) Учебное заведение, содружество, корпорация преподавателей и студентов в средневековой Европе (11 букв).
В) Немецкий педагог, автор «педагогики действия» (3 буквы).
Г) Русский писатель, именем которого была названа колония, руководимая А.С. Макаренко (7 букв).
ВАРИАНТ 8
1. Составьте конспект научно-педагогической работы Я.-А. Коменского «Великая дидактика».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» (Клод Леви-Строс).
Б) «Без палки нет ученья. Не для сеченья – для ученья» (Пословица из сборника пословиц русского народа В.И. Даля).
3. Дополните предложения:
А) Школа, в которой продолжалось политическое и военное воспитание юношей в Афинах, называлась…?
Б) Известны следующие системы воспитания и образования в древнегреческий период: … и …
В) Афинская система воспитания получила теоретическое обоснование в произведениях … и … (назвать авторов).
Г) Первые школы в истории человечества возникли… (когда и где?)
ВАРИАНТ 9
1. Вот слова из рассказа И.М. Малеина «Устинушка»: «По окончании молебна о. Иоанн дал мне просфору и сказал: «Учись, крестник, хорошенько, будь бакалавром!» Значения этого слова я не понимал. Спросил отца, и он мог только сказать, что это самый лучший ученик в Академии».
Прочитав про систему бакалаврского и магистерского образования в дореволюционной России, ответьте на вопрос, правильно ли понимает отец, кто такой бакалавр.
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель).
Б) «Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить благу различные особенности характера, даже недостатки, – в этом заключается великая тайна и великая задача воспитания» (Жорж Санд).
3. Выберите правильный ответ:
Проблемами дидактики занимались: Макаренко, Платон, Коменский, Дистервег, Шацкий, Кампанелла, Скаткин, Лернер, Данилов, Блонский, Есипов, Бабанский, Гербарт, Руссо, Сократ, Сухомлинский, Краевский, Песталоцци, Гегель, Маркс, Цицерон, Каптерев, Давыдов, Занков, Дьюи. Выпишите из педагогического словаря (или учебника по педагогике) определение дидактики.
ВАРИАНТ 10
1. Составьте конспект научно-педагогической работы В.А. Сухомлинского «О воспитании».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием» (К.Д. Ушинский).
Б) «Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным» (В.О.Ключевский).
3. Установите соответствия (например: Н) -7.- Ж) ).
Идея, открытие | Автор | Произведение |
А) идея всеобщего обучения | 1. А.С. Макаренко | А) «Великая дидактика» |
Б) педагогика «трудовой школы» | 2. И.Песталоцци | Б) «Эмиль, или о воспитании» |
В) идея «свободного» (естественного) воспитания | 3. Я.А. Коменский | В) «Лебединая песня» |
Г) идея развивающего обучения | 4. Ж.-Ж.Руссо | Г) «Педагогическая поэма» |
ВАРИАНТ 11
1. Составьте конспект научно-педагогической работы В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал» (Древнеегипетское наставление).
Б) «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни» (К.Д. Ушинский).
3. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить важность изучения педагогики, отдельных ее отраслей. Можно ли согласиться с мнением некоторых современных ученых, что отечественная педагогика переживает кризис, трансформируясь из некогда обоснованной опытно-экспериментальным путем науки в науку компилятивную и многословную? Свой ответ аргументируйте.
ВАРИАНТ 12
1. Составьте конспект научно-педагогической работы Н.Х. Весселя «Очерки об общем образовании в системе народного образования в России», «Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов…».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек» (М.В. Ломоносов).
Б) «Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь» (Цицерон).
3. Исходя из известных Вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить важность изучения педагогики, отдельных ее отраслей. Можно ли согласиться с мнением некоторых современных ученых, что отечественная педагогика, перестраиваясь по западному принципу, идет по заведомо ложному пути? Свой ответ аргументируйте.
ВАРИАНТ 13
1. Составьте конспект научно-педагогического труда В.П. Острогорского «Письма об эстетическом воспитании».
2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Ученый человек изо всех людей один только выделяется тем, что он и в чужих краях не является чужаком» (М.В. Ломоносов).
Б) «Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной» (Гельвеций).
3. Решите «педагогический кроссворд»:
А) Произведение фольклора (малый жанр), краткое изречение, нередко содержащее педагогические открытия (9 букв).
Б) Великий русский педагог, автор книги «Человек как предмет воспитания» (8 букв).
В) Словесное состязание, дискуссия, полемика (4 буквы).
Г) Английский социалист-утопист и педагог, основатель системы образовательных учреждений в Нью-Ленарке (4 буквы).
ВАРИАНТ 14
1. Составьте конспект главы «Общий обзор основных педагогических течений» из научно-педагогического труда В.В. Зеньковского «Педагогика». 2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит» (Плутарх). (Примените данное выражение к педагогическому процессу.)
Б) «Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца – терпение» (Г. Ибсен). (Примените данное выражение к педагогическому процессу.)
3. Решите «педагогический кроссворд»:
А) Один из видных теоретиков и практиков единой трудовой школы, автор книги «Бодрая жизнь» (6 букв).
Б) Государственная организация в Древней Греции для подготовки к жизни юношей 18-20 лет (6 букв).
В) Известный китайский мыслитель (6-5 вв. до н.э) (8 букв).
Г) Заведения, в котором обучали писцов на Древнем Востоке. Продолжите: «дома …» (8 букв, слово в р.п.).
ВАРИАНТ 15
1. Составьте конспект главы «Приложение. Русская педагогика в ХХ веке» из научно-педагогического труда В.В. Зеньковского «Педагогика». 2. Прокомментируйте высказывания выдающихся личностей, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий ваше согласие – несогласие с данным высказыванием.
А) «Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, лягушки умирают по-настоящему» (Плутарх). (Примените данное выражение к педагогическому процессу.)
Б) «Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой – перспектива» (Л.да Винчи).
3. Установите соответствие: