Придумывание реплик для героев рассказа
Все реплики ребенок должен произносить максимально выразительно. Взрослый помогает малышу выбрать самые точные слова и составить грамматически правильные предложения. Взрослый предлагает ребенку пофантазировать и придумать:
— Что бы могла сказать Маша, когда увидела улетающую куклу?
— Что сказал бы Миша, когда кукла полетела вверх?
— Что сказала Маша, когда птичка принесла куклу?
— А что сказал Миша, когда его шутка не удалась?
3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
ЗАНЯТИЕ М2 13 ------------------------------------------------------------------
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ
В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.
Ход занятия. Взрослый читает рассказ, сопровождая чтение показом сюжетных картин о мальчике и белке.
РАССКАЗ «КАК АЛЁША ХОТЕЛ БЕЛКУ ИСПУГАТЬ»
Один раз пошёл Алёша в лес за грибами. Увидел на дереве белку и кинул в неё кепку. В белку не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алёша, жалко ему стало кепки. Хорошо, что мимо проходили школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был большим мальчиком. Он залез на дерево и достал Алёшину кепку. Саша отдал кепку Алёше и сказал: «Нельзя обижать животных! Ты сам себя наказал!»
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ
Куда пошёл Алеша? — Кого он увидел? — Где сидела белка? — ЧтоАлёша кинул в белку? — Зачем Алёша кинул кепку? — Где осталась кепка? — Почему? — За что она
зацепилась? — Кто проходил мимо? — Кто залез на дерево? — Кто достал кепку? — Что сказал Саша? — Почему Алёша сам себя наказал? — Как Алёша поступил? — Можно обижать животных?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Составление цепочки предложений по опорным глаголам:
пошёл — увидел — кинул — заплакал; проходил — полез — достал — сказал.
2. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп
росам
Петя кинул в белку.— Что? — Куда? Проходили школьники.— Где? — Как их звали? Кепка повисла.— Где? — Почему? Саша полез на дерево.— Зачем? —Для кого? Саша отдал кепку.— Кому? — С какими словами?
3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
------------------------------------------------------------ ЗАНЯТИЕ М2 14
Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания; продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
Ход занятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о Незнайке и задает детям вопросы по их содержанию. (Рассказ на этом занятии дети будут составлять сами.)
ВОПРОСЫ
Когда это было: зимой или летом? — Что собрал Незнайка? — Во что он собрал снежинки? — Куда Незнайка понёс снежинки? — Кому Незнайка показал снежинки? — Как было в комнате: тепло или холодно? — Какой праздник приближался? — Почему Дюймовочка засмеялась? — Откуда в шапке взялась вода? — Почему Незнайка расстроился? — Что он хотел подарить Дюймовочке? — Какие были снежинки?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Составление предложений по опорным словам
Незнайка — снежинки. Снежинки — шапка. Незнайка — Дюймовочка. Шапка — вода.
2. Составление предложений по опорным словам-глаголам
Набрал — понёс — показал. Перевернул — вылил — расстроился. Приготовилась — засмеялась.
3. Составление связного рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «НЕЗНАЙКИН ПОДАРОК»
Взрослый не читает образец рассказа целиком, а использует его только для помощи ребенку в случаях затруднений.
Это было зимой. Приближался праздник Новый год. Все дарили друг другу подарки. Незнайка тоже решил подарить Дюймовочке подарок. Незнайка вышел на
улицу. С неба падали крупные красивые снежинки. Незнайка снял шляпу и долго-долго стоял на морозе. Незнайка набрал много красивых снежинок. Он понёс их Дюймовочке домой. Дюймовочка стояла около ёлки и ждала подарка от Незнайки. Радостный Незнайка перевернул шляпу. Но вместо снежинок из шляпы полилась вода. Забыл Незнайка, что снежинки в комнате тают.
ЗАНЯТИЕ № 15 ------------------------------------------------------------------
Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Ход занятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о девочке Маше и ее кукле. По ходу рассматривания картинок задает детям вопросы.
ВОПРОСЫ
Когда это было: зимой или летом? — Куда вышла девочка Маша? — Что Маша держала в руках? — Куда Маша села? — Кого Маша посадила на качели? — Смогла Маша качаться? — Почему? — Какая была кукла: тяжёлая или лёгкая? — Кто тяжелее: Маша или кукла? — Что Маша слепила? — Куда Маша посадила снеговика? — Какая девочка Маша? (Умная, сообразительная.)
УПРАЖНЕНИЯ
1. Составление предложений по опорным словам
Маша — кукла — двор.
Сесть — качаться — задуматься.
Слепить — посадить — качаться.
2. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп
росам
Маша вышла гулять.— Куда? — С кем? Маша посадила куклу.-— Куда? — Зачем? Маша слепила снеговика.— Какого? —Для чего? Маша поставила снеговика.— Куда? — Зачем? Маша стала качаться.— На чём? — С кем?
3. Составление связного рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных кар
тин
ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ»
Образец рассказа используется для помощи ребенку в случаях затруднений.
Это было зимой. Девочка Маша вышла во двор. С ней была её любимая кукла Наташа. Маша захотела покачаться на качелях. Она посадила куклу на одну сторону качелей, а сама села на другую. Кукла Наташа была очень лёгкой, и Маша не смогла качаться на качелях. Маша слезла с качелей, скатала комки из снега и слепила снеговика. Маша посадила снеговика рядом с куклой Наташей. Теперь можно было качаться на качелях.
ЗАНЯТИЕ № 16
Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Ход занятия. Взрослый показывает серию сюжетных картин о «страшном звере» и задает детям вопросы по их содержанию.
ВОПРОСЫ
Куда пошли Катя и Вова? — За чем они пошли в лес? — Что дети увидели в дупле? — Где было дупло? — Почему дети испугались? — К кому побежали Катя и Вова? — Что дед Егор нёс на плече? — Куда пошли Катя, Вова и дед Егор? — На кого нацелил ружьё дед Егор? — Что он крикнул? — Кто вышел из дупла? — Почему Катя и Вова засмеялись?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Составление предложений по опорным словам
Катя и Вова — лес — грибы.
Дети — дупло — горящие глаза.
Дети — дед Егор — ружьё.
Прицелиться — выходить — удивляться — рассмеяться.
2. Составление цепочки предложений по опорным вопросам
Дети отправились в лес— Когда? — За чем?
Катя и Вова остановились.— Около чего? — Почему?
Дети испугались.— Чего? — Почему?
Катя и Вова побежали,— К кому? — Зачем? — С какими словами?
Дед Егор побежал.— Куда? — С чем? — Зачем?
Дед Егор громко крикнул.— Что? — Кому?
Вышел маленький котёнок.— Откуда? — Куда?
Дед Егор удивился.— Что он сказал? — Почему?
Дети засмеялись.— Как? — Почему?
3. Составление связного рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных кар
тин
ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»
Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком.
Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба, Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»
ЗАНЯТИЕ № 17
Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Взрослый показывает серию сюжетных картин о Пете и его собаке и задает детям вопросы по содержанию картин.
Ход занятия. ВОПРОСЫ
Когда это было? (Первого сентября.) — Куда шёл Петя? — Кто шёл вместе с ним? — Что нёс Петин пёс? — Где он шёл? — Видел Петя свою собаку или нет? — Кого повстречал Петин пёс Дружок? — Что было в зубах у чёрной собаки? — Что собаки сделали? — Видел Петя, что собаки поменялись? — Что принесёт Дружок в школу? — Что скажет Петя своей собаке? — Надёжным помощником оказался Дружок?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Изменение одного существительного по падежам
Существительное портфель добавляется в предложение в нужном падеже.
Петя нёс в школу...
Петя привык к своему...
Пёс Дружок обменял Петин...
Остался Петя без...
Теперь Петя будет ходить в школу с новым...
2. Составление предложений по опорным словам
Петя — Дружок — школа. Дружок — портфель — школа. Дружок — встретить — Черныш. Дружок — Черныш — поменяться. Дружок — косточка. Черныш — портфель. Дружок — школа — косточка. Друзья — смеяться — косточка. Петя — ругать — Дружок.
3. Составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин
ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «НАДЁЖНЫЙ ПОМОЩНИК»
Образец рассказа дается ребенку в случаях затруднений при самостоятельном составлении рассказа.
Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дружок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку подошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и — поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так «надёжный помощник» пёс Дружок!
ЗАНЯТИЕ № 18
Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ