Морева н. а
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитательная система – совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.
Воспитательная система как часть педагогической действительности рассматривается в двух аспектах. В широком значении, это идеальная теоретическая модель, носящая концептуальный характер. В узком значении, воспитательная система, существующая в конкретном учреждении с данным составом педагогов и воспитанников, – это реальная система, имеющая социальный характер.
Как система, т. е. совокупность взаимодействующих элементов, компонентов, связей между ними, качеств этого явления как целостного образования, взаимодействия его с другими явлениями, воспитательная система имеет свою структуру. В нее входят:
· цели как совокупность идей, для реализации которых система создается. Они выражены в исходной концепции;
· деятельность, обеспечивающая реализацию этой концепции;
· субъекты деятельности, которые, с одной стороны, эту деятельность организуют, а с другой – в ней участвуют;
· отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей, интегрирующие субъектов в некую общность в виде педагогического коллектива образовательного учреждения;
· среда системы. Она осваивается субъектом;
· управление, с помощью которого обеспечивается интеграция компонентов системы и ее развитие. Управление системой должно основываться на «резонансном» воздействии.
Такое «резонансное» воздействие имеет свои закономерности и происходит через:
– управление изнутри, т. е. через организацию совместной деятельности и общения посредством коллективных творческих дел;
– управление извне, со стороны органов образования, т.е. через создание условий, теоретическую подготовку педагогов, ознакомление их с лучшим опытом;
– ученическое самоуправление.
Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Она имеет прошлое, настоящее и будущее.
Рассмотрим характеристики воспитательной системы.
Воспитательная система – это социальная система. Специфика социальных систем в том, что их элементы – люди. Связь же между людьми в системе строится на основе норм деятельности и общения людей. Воспитательные системы относятся к виду социальных систем, которые в социологии называются организациями. Признаки социальных систем как организаций – наличие целей, исходя из которых строится деятельность системы и управленческих процессов.
Воспитательная система – искусственная система, т. е. намеренно созданная человеком. Смысл ее создания и существования – возможность реализации педагогической идеи, положенной в основу формирования личности учащихся. Самочувствие ученика и педагога, создание условий для их полного самовыражения и развития творческих индивидуальностей составляют смысл функционирования любой воспитательной системы.
Воспитательная система выполняет социальный заказ общества, представленный совокупностью ориентиров, которая включает формирование целостной и научно обоснованной картины мира; самосознание гражданина, ответственного за судьбу Родины; приобщение к общечеловеческим ценностям и адекватного этим ценностям поведения; креативности как черты личности; потребности в помощи для самореализации. Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии государственных, религиозных, локальных воспитательных систем.
Воспитательная система – это система педагогическая. Она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования – педагогическую деятельность. Если воспитательная система создается и совершенствуется ради личностного развития воспитанников, то ее эффективность зависит от усилий и преподавателей и обучающихся, поэтому центральными проблемами в создании воспитательной системы становятся проблема изучения личностного творческого потенциала субъектов и проблема создания и функционирования педагогического коллектива образовательного учреждения и коллектива класса (группы).
Воспитательная система – результат взаимосвязей всех совокупных элементов, объединенных в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отношения. Учащийся в такой системе является целью и объектом ее влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы – под ее влиянием он развивается как личность, превращается в «человека воспитанного».
Воспитательная система – это открытая система, построенная на связи с окружающей средой, которую составляют семьи воспитанников, социальная среда микрорайона, предприятия, учреждения культуры и т. д. Для всего этого воспитательная система открыта и испытывает влияние социального, этнического, культурного и природного окружения. В результате она имеет такие признаки, как адаптивность и стабильность. Но связь с окружающей средой не односторонняя. Воспитательная система сама способна влиять на окружающую среду, чем определяется такой признак, как наличие обратной связи. На основе учета воспитательного потенциала окружающей среды создается воспитательное пространство класса, учебного заведения, микрорайона, муниципального образования, региона.
Воспитательная система – это саморегулируемая система, так как она может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать.
Воспитательная система – это динамическая система, поскольку имеет основные закономерности развития и основные аспекты управления этим процессом. Динамичность воспитательной системы обусловлена и ростом различных типов образовательных учреждений, развитием творчества в сфере подготовки педагогов, подключением учащихся и их родителей к организации жизнедеятельности педагогических коллективов.
Для определения уровня сформированности воспитательной системы используются две группы оценок: критерии факта и критерии качества.
Критерии фактапозволяют определить, есть ли в данном учебном заведении воспитательная система. Эта группа включает в себя:
–упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения, т.е. показывает соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данного учебного заведения;
–наличие сложившегося единого коллектива;
–интегрированность воспитательных влияний, концентрацию педагогических усилий.
Критерии качества дают представление об уровне сформированности и эффективности воспитательной системы. Эта группа включает в себя:
–степень приближенности системы к поставленным целям, реализацию педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
–общий психологический климат учебного заведения, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальную защищенность, внутренний комфорт;
–уровень воспитанности учащихся.
Воспитательная система реализуется посредством организации воспитательной деятельности воспитателей и воспитанников[3].