Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спортивной тренировки и спортивных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Воспитание гибкости у детей 13-15 лет»
Выполнила: студентка ЗССАБ-034300
Киселёва Елена
Проверил: доцент кафедры теории и методики
Спортивной тренировки и спортивных дисциплин
Феофилактов Н.З.
Ижевск 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Развитие гибкости у детей среднего школьного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах…...…..5
1.2 Возрастные аспекты развития гибкости у детей ………..………….6
Глава II. Методика воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста………………………….……………………………………….……….9
2.1 Методические особенности воспитания гибкости…………………..9
2.2 Средства и методы воспитания гибкости…..…………….………...13
Выводы…………….………………………………………………….…..16
Приложение ………………………………………………………….…..17
Список литературы………………………..………………………………...18
Введение
О гибкости написано много, проведены различного рода исследования Б. М. Сермеева (1970), А. А. Гужаловского (1986), М. Дж. Алтера (2003), Н. Г. Лаврик (2010) [2].
Современный человек так устроен, что он не вспоминает о том, что ему нужно, пока не столкнется с определенными неудобствами, вызванными дефицитом этого качества. Недостаточный уровень гибкости может приводить к нарушению осанки у детей, травматизации в спортивной и профессиональной деятельности, возникновению различного рода заболеваний. От уровня развития гибкости зависит формирование техники различных видов спорта, проявление физических способностей. Поэтому важно сформировать оптимальный уровень данной двигательной способности у различных категорий населения [7].
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц[9]. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости [12]. Вместе с тем развитие гибкости имеет особое значение в целом для развития двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, развитие гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [9].
Объект исследования:Учебно-воспитательный процесс детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования:Воспитание гибкости детей среднего школьного возраста.
Цель работы:Изучить методы воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста.
Задачи:1)Изучить особенности воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста.
2) Проанализировать методики воспитания гибкости у детей среднего школьного возраста.
Глава I. Развитие гибкости у детей среднего школьного возраста
Общая характеристика гибкости и подвижности в суставах
Впервые определение гибкости предложил Н.Г.Озолин в 1949г: гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В 1977г. Л.П.Матвеев предложил такое определение: Гибкость – это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» целесообразно применять для суммарной подвижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к отдельным суставам, правильнее говорить об их подвижности (например, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.) [15].
Различают два вида (формы проявления) гибкости - активная и пассивная. Активная гибкость – это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»).
Пассивная гибкость – понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений [16].
Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости. (Годик М.А., 1989).
Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая - в позах.
Гибкость может быть общей и специальной.
Общая гибкость - это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.
Специальная гибкость – это значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности [15].