Игровая деятельность ребёнка как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, её структура, закономерности становления и развития
Ведущая деятельность- это деятельность определяющая характер психического развития на том или ином этапе детства.
Признаки ведущей деятельности:
1-развитие всех познавательных психических процессов
2- зарождение новых видов деятельности.
3- формирование новых качеств личности.
Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ей ребёнок посвящает, а тем, что
· она удовлетворяет его основные потребности
· в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности
· игра в наибольшей степени способствует психическому развитию
Характеристика игровой деятельности | ||
В игре находят выражение основных потребностей ребёнка – дошкольника | В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение) | Игра в наибольшей степени способствует новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения |
1-Ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Малыш «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем 2-Ребёнку свойственна потребность в познании окружающего мира. Игры предоставляют возможность узнать новое, размышлять над тем, что уже вошло в опыт, выражать своё отношение. 3-Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр. Движение – одно из условий полноценного роста и развития ребёнка. 4-Велики возможности игры в удовлетворении потребности в общении. Играя дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё не доросли; в отношения взаимоконтроля, помощи, подчинения, требовательности. | По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: - учится ставить цель; - планировать; - добиваться результата. Затем он переносит эти изменения в другие виды деятельности. В игре вырабатывается произвольность поведения. «Игра готовит детей к тем нервно – психическим затратам, который требует труд» (Макаренко) | К.Д.Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребёнок искренне верит в них, поэтому играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Л.С.Выготский: «Признаком игры является наличие мнимой или воображаемой ситуации» В.В.Давыдов «В игре развивается важное свойство воображения, без которой не может состоятся и учебная деятельность – способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями» Самыми основными в игре являются «мнимая ситуация» (как будто, понарошку), а движущими силами игры являются социальные отношения. |
Роль игровой деятельности на психическое развитие ребёнка | |||||||
Развитие мышления и воображения | Развитие памяти и внимания | Усложнение процесса овладения речью | Становление элементов учебной деятельности | Формирование мотивационно – волевой сферы | Установление взаимодействий с другими детьми | Усвоение норм поведения, соблюдение правил | Становление личностных качеств |
Игровая деятельность не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который
ü учит ребёнка играть
ü знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок обобщает игровые способы, перенося их на другие ситуации. Игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект.
Игра – посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от:
ü Их впечатлений
ü Складывающейся системы ценностей.
Окружающая детей действительность чрезвычайно разнообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные стороны жизни:
ü Сфера человеческой деятельности
ü Труда
ü Отношение между людьми.