Подходы к отбору содержания теста.
Содержание теста определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать») квалификационной характеристики по должности учитель (преподаватель), касающихся нормативных правовых актов и законов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, методики обучения предмету, психолого-педагогических основ обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности.
Структура и содержание теста.
Тест состоит из 5 разделов и включает в себя 30 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.
Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Раздел теста | Содержание раздела | Число заданий | |||
Знание законов и нормативных правовых актов | Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | ||||
Приоритетные направления развития образовательной системы | |||||
Трудовое законодательство | |||||
Знание теоретических основ методики обучения | Федеральные государственные образовательные стандарты | ||||
Программы и учебники по предмету | |||||
Методика преподавания предмета | |||||
Содержание трудных тем учебного курса. | |||||
Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним | |||||
Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитание | Основы педагогики | ||||
Основы психологии | |||||
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | |||||
Знание основ компьютерной грамотности | Назначение и функционирование ПК | ||||
Организация личного информационного пространства учителя (преподавателя) | |||||
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | |||||
Сервисы и технологии Интернет | |||||
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | |||||
Система оценивания заданий.
Все задания проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталоном). Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 30 баллов.
Минимальный балл за выполнение заданий раздела –. 20.
Время выполнения раздела.
На выполнение раздела отводится до 2 часов.
План теста.
План теста по разделам представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ | Проверяемые элементы содержания | Требования к проверяемому уровню подготовки | Число заданий | Максимальный балл |
Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | Знать и понимать основные положения Закона об образовании, федеральных государственных образовательных стандартов, Конвенции о правах ребенка, СанПИНов | |||
Приоритетные направления развития образовательной системы | Знать и понимать основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программ развития образования разного уровня | |||
Трудовое законодательство | Знать и понимать трудовое законодательство | |||
Федеральные государственные образовательные стандарты | Знать требования федеральных государственных образовательных стандартов с учетом специфики предмета | |||
Программы и учебники по предмету | Знать программы и учебники по предмету для их обоснованного выбора, разработки рабочих программ | |||
Методика преподавания предмета | Знать формы, приемы, методы и средства обучения, организации самостоятельной, исследовательской деятельности, которые обеспечивают освоение образовательных программ, развитие мотивации, познавательных интересов, способностей, формирования опыта творческой деятельности Знать основы и способы контрольно – оценочной деятельности в образовательном процессе | |||
Содержание трудных тем учебного курса. | Знать трудные темы учебного курса для организации их эффективного усвоения обучающимися | |||
Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним | Знать требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним | |||
Основы педагогики | Знать современные педагогические технологии, методику воспитательной работы | |||
Основы психологии | Знать основы возрастной и педагогической психологии, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями | |||
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | Знать основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | |||
Назначение и функционирование ПК | Знать назначение и принципы функционирования ПК, устройств ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможности их использования в образовательном процессе | |||
Организация личного информационного пространства учителя | Знать приёмы организации личного информационного пространств, интерфейс операционной системы, приёмы выполнения файловых операций, организацию информационной среды как файловой системы, основные приёмы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений | |||
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | Знать приемы подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий | |||
Сервисы и технологии Интернет | Знать базовые сервисы и приемы работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности | |||
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | Знать основные Федеральные образовательные порталы, цифровые образовательные ресурсы по предмету |
Вопросы для квалификационного испытания
учителя математики (вариант 1)
1. Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является (выберите правильный ответ):
- «Вестник образования».
- «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование».
- «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
- «Собрание законодательства РФ».
2. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во) (выберите правильный ответ):
- Конвенции о правах ребенка.
- Всеобщей декларации прав человека.
- Конституции РФ.
- Международном пакте о гражданских правах.
3. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется (выберите правильный ответ):
- Решением Совета образовательного учреждения.
- Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
- Расписанием учебных занятий.
- СанПинами.
4. К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится (выберите правильный ответ):
- Переход на новые образовательные стандарты.
- Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;
- Расширение самостоятельности школ;
- Совершенствование учительского корпуса;
- Сохранение и укрепление здоровья школьников
5. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется (выберите правильный ответ):
- Трудовым договором.
- Коллективным договором.
- Двусторонним договором.
- Трудовым соглашением.
6. Укажите, какие виды деятельности на уроках математики на этапе основного общего образования обозначены в ФГОС как приоритетные(выберите правильный ответ):
- Познавательная деятельность.
- Информационно-коммуникативная деятельность.
- Рефлексивная деятельность.
- Все выше перечисленное.
7. Укажите, каким документом необходимо пользоваться при планировании и осуществлении учебного процесса по математике:
- Примерной программой по математике.
- Программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
- Авторской программой (как правило, программа автора учебника).
- Рабочей программой, разработанной педагогом в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения на основе примерной программы по математике.
8. Укажите линии учебно-методических комплектов по математике, которые имеют электронное приложение:
- А. Г. Мордковича (профильный уровень).
- А. Н. Колмогорова.
- С. М. Никольского, Н.Н. Решетникова и др.
9. Укажите тип урока по представленной структуре: 1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала; 2) этап усвоения новых знаний; 3) этап закрепления новых знаний; 4) этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:(выберите правильный ответ)
- Комбинированный урок.
- Урок усвоения нового знания.
- Урок закрепления изучаемого материала.
- Урок повторения и обобщения изучаемого материала.
10. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно - деятельностном подходе(выберите правильный ответ):
А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
Б. выявление места и причины затруднения;
В. мотивация к учебной деятельности;
Г. рефлексия учебной деятельности;
Д. построение проекта выхода из затруднения;
Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
Ж. реализация построенного проекта;
З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
И. включение в систему знаний и повторение.
4. З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е;
5. В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е,Г;
6. В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г.
11. Укажите верное определение термина «учебная задача»:
5. Учебная задача - это сообщение темы урока.
6. Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке.
7. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
8. Учебная задача – это решение математической задачи разными способами.
12. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:
5. Организация внеклассной учебно-воспитательной работы.
6. Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей.
7. Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний.
8. Проверки знаний учащихся.
13. Укажите верный порядок при построении графиков квадратичных функций y = ax +bx + c(выберите правильный ответ):
- ось симметрии;
- точки пересечения с осями;
- координаты вершины;
- направление ветвей;
- построение графика функции.
- A; C; D; B; E.
- A; B;C;E;D.
- C; A; B; D; E.
14. Определите верный алгоритм решения следующего логарифмического уравнения:
log (x - 5) + log (x + 5) = 3 log 5 (2 – вниз, основание логарифма)
1) преобразовать левую часть уравнения;
2) правую часть представить в виде логарифма;
3) найти ОДЗ уравнения;
4) полученные корни сравнить с ОДЗ;
5) решить уравнение.
- верный алгоритм - 1; 2; 3; 4; 5.
- верный алгоритм – 3; 1; 2; 5; 4.
- верный алгоритм – 2; 4; 3; 5; 1.
15. Дополните требования к расстановке мебели в кабинете математика:
Расстояние между рядами парт должно быть не менее … см
- 70 см
- 100 см
- 60 см
5. приемы работы по организации процесса обучения;
6. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;
7. базовые идеи теории обучения;
8. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.
17. Педагогическая технология – это:5. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;
6. инструментарий достижения цели обучения;
7. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;
8. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
18. Контроль результатов обучения – это:5. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;
6. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;
7. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме;
8. механизм проверки только знаний учащихся.
19. Социализация личности – это:5. адаптивность, активность;
6. автономность;
7. освоение нравственных ценностей социума;
8. все вышеперечисленное.
20. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на1. педагогику требований;
2. педагогику сотрудничества;
3. православную педагогику;
4. школу творчества И.П. Волкова.
21. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит5. учению;
6. воспитанию;
7. игре;
8. общению.
22. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:5. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка;
6. составная часть процесса обучения;
7. ведущая профессиональная функция педагогов;
8. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.
23. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом1. диалогизации;
2. проблематизации;
3. персонализации;
4. индивидуализации.
24. К внутренним критериям сформированности навыка относят1. повышение скорости выполнения задания;
2. повышение самостоятельности при выполнении задания;
3. снижение числа ошибок при выполнении задания;
4. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания.
25. К методам проведения социальных исследований относятся:5. тестирование;
6. анкетирование;
7. опрос;
8. все выше перечисленное.
26. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):
5. сканер
6. принтер
7. монитор
8. клавиатура
27. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:
5. установки курсора в определенное место
6. выделения фрагмента текста
7. сохранения файла
8. распечатки файла
28. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает: