Строение, форма и классификация скелетных мышц
Активной частью опорно-двигательного аппарата является скелетная мышца. Скелетная мышца — это орган, образованный поперечно-полосатой мышечной тканью и содержащий соединительную ткань, нервы и сосуды.
Каждая скелетная мышца или группа мышц окружена своеобразным «футляром» из соединительной ткани — фасцией. На поперечном срезе мышцы легко
3 Возрастная анатомия
различаются скопления мышечных волокон (пучки), которые также окружены соединительной тканью.
Во внешнем строении мышцы различают:
■ сухожильную головку, соответствующую началу мышцы;
■ брюшко мышцы, или тело, образованное мышечными волокнами;
■ сухожильный конец мышцы, или хвост, с помощью которого мышца прикрепляется к другой кости.
Как правило, хвост мышцы является подвижной точкой прикрепления, а начало неподвижной. В процессе движения их функции могут меняться: подвижные точки становятся неподвижными и наоборот. Если мышца имеет одну головку, ее называют простой, если две или больше — сложной (например, двуглавая, трехглавая и четырехглавая мышцы).
Общепринятой классификации мышц нет. Мышцы подразделяются по их положению в теле человека, форме, функции и т. д.
По форме различают длинные, короткие, широкие, ромбовидные, квадратные, трапециевидные и другие мышцы.
По расположению мышечных волокон различают параллельные, косые, поперечные и круговые (сфинктеры*) мышцы. Если мышечные волокна присоединяются сухожилиями только с одной стороны, то мышцы называют одноперисты-ми, если с двух сторон — двуперистыми.
По функциональному назначению мышцы можно разделить на сгибатели и разгибатели, вращатели кнаружи (супинаторы) и вращатели кнутри (пронаторы), приводящие мышцы и отводящие. Выделяют также мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. Сокращение мышц-синергистов вызывает совместные движения, сокращение мышц-антагонистов — противоположные движения.
По месту расположения мышц, т. е. по их топографо-анатомическому признаку, выделяют мышцы спины, груди, живота, головы, шеи, верхних и нижних конечностей. Всего различают 327 парных скелетных мышц и 2 непарных. Все вместе они составляют около 40 % массы тела человека.
Основные свойства мышц
Основными свойствами мышц являются сократимость, возбудимость и лабильность.
Сократимость заключается в способности мышцы укорачивать или развивать мышечное напряжение. Напряжение или сокращение происходит под влиянием нервного импульса, приходящего в мышцу через нервно-мышечный синапс**.
* Сфинктер — мышца в виде кольца, функция которой заключается в перекрытии просвета полого органа
** Синапсы (греч. synapsis — соединение, связь) — специализированные функциональные контакты между возбудимыми клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов
Мышечные сокращения могут быть изотоническими и изометрическими.
Изотоническое сокращение при неизменном напряжении мышцы выражается в уменьшении ее длины и увеличении поперечного сечения. Изометрическое мышечное сокращение заключается в усилении напряженности мышцы при неизменной длине, например, сокращение мышцы конечности, оба конца которой закреплены неподвижно.
В естественных условиях в организме к мышце посылается всегда серия импульсов, мышечные сокращения носят смешанный характер, и движения человека сопровождаются как изотоническими, так и, изометрическими сокращениями.
В экспериментальных условиях для мышечного сокращения достаточно одного нервного импульса. Такое сокращение мышцы называют одиночным, оно протекает очень быстро, в пределах нескольких десятков миллисекунд. Одиночные сокращения суммируются в одно более продолжительное сокращение, которое называется тетаническим сокращением, или тетанусом. Именно тетанус обеспечивает длительность и плавность мышечных сокращений.
В ответ на раздражение в мышце развивается процесс возбуждения. Уровень возбудимости мышцы является одним из важнейших функциональных показателей, характеризующих функциональное состоящие всего нервно-мышечного аппарата. Процесс возбуждения мышцы сопровождается изменением обмена веществ в клетках мышечной ткани и соответственно изменением ее биоэлектрических особенностей.
Лабильность — скорость или длительность протекания процесса возбуждения в возбудимой ткани. Этот термин был впервые предложен российским физиологом Н. Е. Введенским. Мышечные волокна обладают значительно меньшей лабильностью в сравнении с нервными волокнами, но большей, чем лабильность' синапсов.
Уровни возбудимости и лабильности мышцы не являются постоянными и меняются при действии различных факторов. Например," небольшая физическая нагрузка (утренняя зарядка) повышает возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, а значительные физические и умственные нагрузки понижают.
Сила мышц
Сила мышц измеряется тем максимальным напряжением, которое она способна развить в условиях изометрического сокращения. Величина напряжения зависит от количества и толщины мышечных волокон, образующих мышцу.
Количество и толщина мышечных волокон определяются по физиологическому поперечнику мышцы, под которым понимается площадь поперечного разреза мышцы (см2), проходящего через все мышечные волокна. Толщина мышцы не всегда совпадает с ее физиологическим поперечником. Например, при равной толщине мышцы с параллельным и перистым расположением волокон значительно отличаются по физиологическому поперечнику. Перистые мышцы имеют больший поперечник и обладают большей силой сокращения. Характеризует силу мышц также ее анатомическая толщина (анатомический поперечник), представляющая собой площадь поперечного сечения мышцы. Чем толще мышца, тем она сильнее.
Влияние мышечной работы на функциональное состояние физиологических систем организма
Мышечная работа влияет на все стороны жизнедеятельности организма, поскольку она связана с большими энергетическими затратами организма: увеличивается интенсивность обмена веществ и энергии, приток кислорода в организм, более напряженно функционирует сердечно-сосудистая система и т. д. Например, энергетические затраты организма в покое в среднем составляют 4,18 кДж/кг массы, при легкой работе (учителя, канцелярские служащие и др.) требуется уже более 8,36 кДж/кг массы, работа средней тяжести (маляры, токари, слесари и др.) — 16,74 Дж/кг. Тяжелая физическая работа увеличивает расход энергии до 29,29 Дж/кг. В покое объем воздуха, прошедший легкие за 1 мин, составляет 5-8 л, при физических нагрузках он может увеличиваться до 50-100 л. Мышечная работа увеличивает также нагрузку на сердце. В покое оно при каждом сокращении выбрасывает в аорту до 60-80 мл крови, при усиленной работе количество крови возрастает до 200 мл.
Таким образом, мышечная работа оказывает широкое активизирующее влияние на все стороны жизнедеятельности организма, что имеет большое физиологическое значение: поддерживается высокая функциональная активность всех физиологических систем, значительно повышается общая реактивность организма и его иммунные качества, увеличиваются адаптационные резервы.
Физическое утомление
Длительные и интенсивные мышечные нагрузки приводят к временному снижению физической работоспособности организма — утомлению. Процесс утомления затрагивает изначально ЦНС, затем нервно-мышечный синапс и в последнюю очередь мышцу. Так, люди, которые недавно лишились руки или ноги, еще долгое время ощущают их наличие. Если им дать задание мысленно работать отсутствующей конечностью, то они вскоре заявят о своей усталости. Следовательно, процессы утомления у таких людей развиваются в ЦНС, поскольку никакой мышечной работы не производилось.
Утомление — это нормальный физиологический процесс, выработанный для защиты физиологических систем от систематического переутомления, которое является патологическим процессом и ведет к расстройству деятельности нервной и других физиологических систем организма. Рациональный отдых быстро способствует восстановлению работоспособности. После физической работы полезно сменить род деятельности, так как полный покой медленнее восстанавливает силы.
Развитие мышечной системы
Мышечная система ребенка в процессе онтогенеза претерпевает значительные структурные и функциональные изменения. Формирование мышечных клеток и образование мышц как структурных единиц мышечной системы происходит ге-терохронно, т. е. сначала образуются те скелетные мышцы, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма ребенка на данном возрастном этапе. Процесс «чернового» формирования мышц заканчивается к 7-8 неделе пренатального развития. На этом этапе раздражение кожных рецепторов уже вы-
зывает ответные двигательные реакции плода, что свидетельствует об установле
нии функциональной связи между тактильной рецепцией и мышечной системой.
В последующие месяцы у плода интенсивно идет функциональное созревание
мышечных клеток, связанное с увеличением количества миофибрилл и их тол
щины. После рождения созревание мышечной ткани продолжается. В частности,
интенсивный рост волокон наблюдается до 7 лет и в пубертатном периоде. На
чиная с 14-15 лет, микроструктура мышечной ткани практически не отличается
от микроструктуры взрослого человека. Однако утолщение мышечных волокон
можс продолжаться до 30-35 лет. <
Более крупные мышцы формируются всегда раньше мелких. Например, мышцы плеча и предплечья формируются быстрее;мелких мышц кисти. Развитие мышц верхних конечностей, как правило, предшествует развитию мышц нижних конечностей. У годовалого малыша мышцы рук и плечевого пояса развиты лучше, чем мышцы таза и ног. Особенно интенсивно развиваются мышцы рук в 6-7 лет.
Общая масса мышц быстро нарастаетв период полового созревания: у мальчиков — в 13-14 лет, а у девочек — в 11-4.2. Г
Значительно меняются в процессе Онтогенеза и функциональные свойства мышц. Увеличивается возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного мышечный тонус повышен, а мышцы, вызывающие сгибание конечностей, преобладают над мышцами-разгибателями, поэтому их движения достаточно скованны. С возрастом увеличивается тонус мышц-разгибателей, формируется их баланс с мышцами-сгибателями.
В 15-17 лет заканчивается формирование опорно-двигательного аппарата. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота (скорость), си;;а, ловкость и выносливость. Их развитие происходит неравномерно. Прежде всего развиваются быстрота и ловкость движений.
Быстрота движений характеризуется числом движений, которое ребенок в состоянии произвести за единицу времени. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений. Скорость одиночного движения значительно возрастает у детей с 4-5 лет и к 13-14 годам достигает уровня взрослого. К 13-14 годам уровня взрослого достигает и время двигательной реакции, которая обусловлена скоростью физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате. Максимальная произвольная частота движений увеличивается с 7 до 13 лет, причем у мальчиков в 7-10 лет она выше, чем у девочек, а с 13-14 лет частота движений девочек превышает этот показатель у мальчиков. Максимальная частота движений в заданном ритме резко увеличивается в 7-9 лет.
В 13-14 лет завершается развитие ловкости, которая связана со способностью детей и подростков осуществлять точные, координированные и быстрые движения, т. е. дети должны с пространственной и временной точностью выполнять сложные двигательные задачи. Наиболее важен для развития ловкости дошкольный и младший школьный периоды.
Таким образом, дети до 6-7 лет не в состоянии совершать тонкие точные движения в предельно короткое время, Постепенно развивается пространственная
точность движений, далее — временная, в последнюю очередь — способность быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость совершенствуется до 17 лет.
Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, интенсивно сила увеличивается с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит с 10-12 лет, а у мальчиков — с 13-14. Тем не менее мальчики по силовому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, особенно четко это различие проявляется в 13-14 лет.
Позже других физических качеств развивается выносливость — способность человека противостоять утомлению и воздействию различных факторов внешней среды при длительном выполнении какого-либо вида деятельности без снижения ее эффективности и при сохранении оптимальной работоспособности. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия в выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается в 11-12 лет. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам.
Развитие двигательной активности и координации движений
Двигательная активность и координация движений у новорожденного ограничены и имеют безусловно-рефлекторную основу. Безусловно-рефлекторную природу имеет плавательный рефлекс, максимальное проявление которого наблюдается к 40 дню постнатального развития. В этом возрасте ребенок способен совершать в воде плавательные движения и держаться на ней до 15 мин. Естественно, что голову ребенка следует поддерживать, так как его мышцы шеи еще очень слабы. В дальнейшем рефлекс плавания и другие безусловные двигательные рефлексы угасают, а им на смену формируются различные двигательные навыки.
Развитие движений ребенка зависит не только от формирования опорно-двигательной и нервной системы, но и от условий воспитания.
Все основные естественные движения, свойственные человеку (ходьба, лазанье, бег, прыжки и т. д.), и их координация формируются у ребенка до 3-5 лет. При этом большую роль для нормального развития движений играют первые недели жизни.
Координационные механизмы в дошкольном возрасте еще несовершенны. Известный советский физиолог Н. А. Бернштейн охарактеризовал моторику дошкольного возраста как «грациозную неуклюжесть». Несмотря на то, что движения дошкольника плохо скоординированы и неловки, дети способны овладевать относительно сложными движениями. В частности, именно в дошкольном возрасте дети учатся орудийным движениям, т. е. двигательным умениям и навыкам пользоваться различными инструментами (молоточком, ножницами и т. д.). С 6-7 лет дети овладевают письмом и другими движениями, требующими тонкой координации. Формирование координационных механизмов движений заканчивается к подростковому возрасту. Конечно, совершенствование движений и их координация при систематических упражнениях могут продолжаться и в зрелом возрасте, например, у музыкантов, спортсменов, артистов цирка и др.
Таким образом, развитие движений и механизмов их координации наиболее интенсивно идет в первые годы жизни и до подросткового возраста. Их совершенствование всегда тесно связано с развитием нервной системы ребенка, поэтому всякая задержка в развитии движений должна насторожить воспитателя. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачам и проверить функциональное состояние нервной системы детей. В подростковом возрасте координация движений вследствие гормональных изменений в организме ребенка несколько нарушается. Однако это временное явление, которое, как правило, после 15 лет исчезает. Общее формирование всех координационных механизмов заканчивается в подростковом возрасте, а к 18-25 гидам они полностью соответствуют уровню взрослого человека. Возраст 18-30 лет- — это возраст расцвета двигательных способностей человека.