Семинар № 9. Методы исследования в педагогической психологии (2 ч)
- Основные методы исследования:
· Наблюдение, самонаблюдение,
· Беседа
· Интервью
· Экспертная оценка
· Анкетирование
· Эксперимент: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
· Анализ продуктов деятельности (творчества)
· Тестирование
- Психологический анализ урока (видеоурок).
Литература:
- Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Григорович Л.А. Педагогическая психология. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
- Программа по выполнению психологического задания в период государственной педагогической практики / Сост. к.п.н., доцент Бостанджиева Т.М., - Тобольск, 2000.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная - педагогическая психология. – СПб.: «Питер», 2000.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару, обратите внимание и выполните следующие задания:
Ø Перечислите и охарактеризуйте основные требования к методам психологического исследования.
Ø Какие методы являются основными в педагогической психологии?
Ø Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?
- Посмотрите видеоурок и дайте психологический анализ просмотренного урока по предлагаемым схемам.
Психологический анализ урока.
Методические рекомендации:
- Посмотреть видеоурок.
- Заполнить таблицу (Таблица № 1. Схема протокола урока).
- Заполнить схему аналитической характеристики урока (Таблица № 2).
- Сделать психологический анализ урока (смотри программу психологического анализа урока)
Таблица 1. Схема протокола урока.
- школа № ___________________________________________________
- дата _______________________________________________________
- класс ______________________________________________________
- учитель ____________________________________________________
- учебный предмет ____________________________________________
- тема урока _________________________________________________
Время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений |
Таблица 2. Схема аналитической характеристики урока
Дата: Урок: Учитель: | Класс: | Ваше отношение к уроку (подчеркнуть)
| |||
Уровень профессионализма | Количество баллов | ||||
Эффективность урока | |||||
Управление вниманием | |||||
1. Стимулирование интереса к содержанию урока | |||||
2. Создание установки быть внимательным | |||||
3. Раскрытие практической значимости изучаемого предмета | |||||
4. Использование наглядного материала | |||||
5. Организация изложения материала | |||||
а) яркость | |||||
б) образность | |||||
в) эмоциональность речи | |||||
г) смена интонации | |||||
6. Организация смены видов деятельности | |||||
7. Учет возрастных особенностей внимания школьников | |||||
8. Формирование цели урока | |||||
9. Оптимальный темп ведения урока | |||||
10. Организация активности учащихся на уроке | |||||
11. Учет индивидуальных особенностей в уровне развития внимания | |||||
12. Организация концентрации внимания | |||||
13. Организация устойчивости внимания | |||||
14. Организация переключения внимания | |||||
Количество баллов | |||||
Организация восприятия на уроке | |||||
1. Создание установки на восприятие преподаваемого материала. | |||||
2. Контроль и учет полноты и точности формирующихся в сознании учащихся образов. | |||||
3. Использование прошлого опыта учеников при организации восприятия нового материала | |||||
4. Организация совместной деятельности школьников при решении перцептивных задач | |||||
5. Учет возрастных особенностей восприятия | |||||
Количество баллов | |||||
Развитие мнемических особенностей учащихся | |||||
1. Формирование установки на запоминание | |||||
2. Учет индивидуальных различий развития мнемических способностей конкретных учеников | |||||
1. Учет соответствия видов памяти по характеру психической активности | |||||
а) эмоциональная | |||||
б) двигательная | |||||
в) наглядно-образная | |||||
г) словесно-логическая | |||||
4. Организация материала для заучивания | |||||
а) дозировка по объему | |||||
б) структурирование | |||||
5. Организация повторения | |||||
6. Приемы акцентирования внимания учеников на подлежащем запоминанию | |||||
Количество баллов | |||||
Учет закономерностей функционирования и развития мышления | |||||
1. Соответствие действий учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников | |||||
2. Использование средств при формирование интереса к изучаемому материалу а плане его опосредованного и обобщенного познания | |||||
3. Формирование у учащихся на уроке общих приемов мыслительной деятельности: | |||||
а) анализ | |||||
б) синтез | |||||
в) абстракция | |||||
г) синтез | |||||
д) обобщение | |||||
4. Обучение школьников в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала | |||||
5. Выделение главного в содержании изучаемого материала в процессе объяснения (и ответа учащихся) | |||||
6. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся | |||||
7. Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации) | |||||
8. Учет учителем гибкости и самостоятельности мышления учащихся | |||||
9. Формирование элементов творческого мышления | |||||
10. использование индивидуальных заданий | |||||
Количество баллов | |||||
Включенность в учебную деятельность воображения | |||||
1. Создание на уроке творческой атмосферы | |||||
2. Учет особенностей пространственных представлений при чтении чертежей, схем, карт и т.д. | |||||
3. Присутствие в изложении материала попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях | |||||
4. Активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном | |||||
Количество баллов | |||||
ИТОГО: количество баллов за урок | |||||