Характеристика наглядных методов
К наглядным методам относится:
-Наблюдение
-Рассматривание картин
-демонстрация
-моделирование
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, планомерное восприятие детьми объектов и явлений природы. Этот метод основан на чувственном восприятии природы. В процессе наблюдений у детей развивается наблюдательность. Ребёнок учится наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитываются нравственные качества как любовь, бережное отношение к природе. Дети учатся видеть, понимать, создавать красоту природы.
Этапы Н.1)подготовит.2)сосредоточения3)основ.4)заключ.
Улассиф Н.-ПО ВИДУ-ПО ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ-ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ-ОТ КОЛ.ДЕТЕЙ.
Рассматривание картин направлено на уточнение конкретизацию природоведческих знаний, на систематизацию и обобщение знаний, формирование эстетического воспитания.
Значение: дают возможность подробно рассмотреть объекты и явления природы; длительно сосредоточить внимание детей на объекте или явлении, формируют у детей эстетическое отношение к природе.
Картины делятся на : дидактические, предметные, художественные
Демонстрация: диафильмы, слайды, диапозитивы, презентации
формирует представления о динамике явлений природы; дают возможность показать явления, которые протекают длительный период; способствуют более успешному усвоению знаний;вызывают особое эмоциональное отношение и интерес.
Моделирование- процесс создания моделей
Модель- предметное, графическое изображение объекта или явления природы.
Обеспечивает проникновение в сущность предмета или явления; делает доступным изучение скрытых сторон, связей и взаимосвязей в природе; формирует реальную картину мира; способствует становлению научного мировоззрения
Модели бывают: предметные, предметно-схематические, графические.
Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Характиристика практических методов
Методы:
игра
труд,
эксперимент,
опыт.
Опыт
опыт – это основанное на практике чувственно эмпирического познание объективной деятельности.
Опыт- наблюдение за объектом или объектом природы в специальных созданных искусственных условиях.
Значения:
важнейшее средство удовлетворения детской любознательности, пытливости «потребности докопаться до сути природных явлениях.
Элемент. Развития обучения в ходе кот. происходит активное познания ребенком окружающий природы
Раскрывая причины явлений природы дети подводиться к суждениям, умозаключением, что способствует развитию их мыслительных процессов
Цель: выявить различные свойство и особенности предметов установить причины их изменений.
Виды:1.с предметами, 2. С растения,3.животные.
Требования к организации опытов:
Четкость формулировки целей и задач
Предоставление детям максимально самостоятельной и активности при разрешении проблем ситуации.
Что бы опыты были детьми хорошо сделаны, необходимо повторить дважды
При проведении опытов с живыми объектами необходима соблюдать осторожность.
Целесообразно про водить опыты с детьми от дошкольного возраста у которых накоплен опыт анализировать природоведческую
Готовить детей к опытнической деят-ти нужно с мл. возраста с использ-ем проблемно-поисковой ситуации
Структура:
Постановка
Проверка предположений
Формулировка выводов
Эксперимент- это особый вид наблюдений , организованный в спец. Созданных условий.
1. Длительный
2. кратковременный
Игра
Игра-это специально организованная воспитательная в процессе познания природы и взаимодействия с ней деятельности
Значение:
Влияет на расширение диапазона знаний и представлений о мире природы
Развивать способность ребенка видеть красоту, уметь любоваться ее, т.е развивать эстетически.
Влияет на развития у детей гуманных чувств и познавательного интереса к природе
Во время игры ребенок раскован, может проявлять инициативу.
Игры:подвижные,ридакт,сюж-ролев,игры-тренинги.
Труд
значения:
Формируются осознанные представление о зависимости состояние живых организмов от качество ухода за ними.
Позволяет ознакомить детей с биологическими способностями и потребность живых организмов
Формулировать трудолюбия
Способность развитию наблюдательности
Формулировать бережное отношение к природным явлениям .
Формы организации труда
-Индивидуальное поручение во всех возрастных группах.
-коллективный труд (средняя и старшая группа)
-дежурство(ср.гр и старш.гр.)
Требования
Труд должен быть разнообразный
Цель задачи, содержание труда должны быть конкретный доступны ребенку
Трудовые умение и навыки необходимо усложнить систематически и постоянно.
Труд должен быть пассивным
Должен быть регулярным
Осуществлять контроль за продолжительности труда
Орудия труда должно соответствовать возрасту
Орудия труда и сам труд должно соответствовать возрасту
Виды труды: 1.на земельным участке(цветник,огород,газон),2. в уголке природы(жив и раст).
Виды труда
на земельном участке (цветник, огород, газон);
в уголке природы (животные, растения).
Трудовые действия: сбор камешков, сбор мусора; перекопка; разбивка клумб; посев семян; рыхление прополка; полив; сбор урожая.
Сельскохозяйственный инвентарь: лопата, совки; грабли деревянные; ведра, лейки; носилки; этикетки (фонерные дощечки с рисунком культур 20на30); колышки(30на50); мерные палочки; веревка, шнур.
В.22. Словесные методы ознакомления детей с природой
Словесные методы — это рассказы в-ля и детей, чтение худ-ых произв-ий о природе, беседы, экологические сказки. Слов-ые методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают форм-ть у детей эмоционально полож-ное отнош-е к природе.
Значение:
1. Словом конкретизируются, пополняются и уточняются значения об известных явлениях природы, фактах из жизни растений и животных, полученных в процессе наблюдений и экскурсий.
2. Слово помогает углубить, осознать связи и взаимозависимости, существующие в природе.
3. Способствуют формированию природоведческих понятий.
Рассказ. Требования:
1. Строится с учетом опыта, интереса дошк., их возраста.
2. Доступный, научный.
3. Занимательный, яркий, динамичный сюжет, эмоциональный.
4. Можно осуществлять от лица героя.
5. Должен сопровождаться наглядностью.
6. Непродолжительный по времени: 3-5 мин., 5-7 мин., 7-10 мин.
В ходе рассказа опираются на наблюдения из жизни природы, встреч с интересными людьми, научно-познават.лит-ры.
Виды:- описательный (какой зайчик);
- объяснительный (почему меняет шубку);
- описательно-объяснительный.
Беседа как метод используется в ср.и ст. гр.
1. Предварительная.
Проводится перед экскур., наблюд. Для уточнения опыта детей и установления связейпредстоящего наблюдения с имеющимися знаниями.
2. Обобщающая.
Систематизация и обобщение при наблюдении за сезонными изменениями в природе.
3. Итоговая.
Систематизация, обобщение полученных фактов, их конкретизация и закрепление.
Значения/требования:
1. Эффективность зависит от предварительной подготовки детей.
2. Перед воспитат. стоит задача- накопление у детей представлений ч/з наблюдение, трудовую деят-ть, игры, чтение худ.лит., рассказы.
3. Беседовать можно только о том, о чем у детей есть конкретные представления.
4. Воспитат. должен четко представлять дид.цель беседы:
- какое содержание надо уточнить и конкретизировать;
- какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить;
- к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.
Требования к вопросам:
1. Ко всей группе.
2. Ясные по содержанию, точные по формулировке.
3. В каждом вопросе должна содержаться одна мысль.
4. Нельзя ставить вопросы, требующие односложных ответов (да-нет).
5. Дети сами должны формулир-ть выводы, обобщения, а не повторять готовые.
6. Использовать наглядный и занимательный материал.
Чтение худ.лит.
Значение.
1. Детск.кн. воздействуют на сознание и чувства ребенка.
2. Дает богатый мат-л для воспитания у детей познават.интереса, наблюдат-ти, любознат-ти.
3. Ставит новые вопросы перед детьми, заставляет их присматриваться к окруж.природе, выводит ребят за пределы наблюдаемого, расширяет представления, знакомит с объектами и явлениями, кот.ребенок непосредственно воспринимать на может.
4. Помогает раскрывать явления в неживой природе, знакомит с природой др. климатических зон.
Основоположники: В.Бианки, М.Пришвин, Ю.Дмитриева и др.в наст.время – Трафимовы.
Методика использования:
1. Небольш.рассказ-сказка – перед наблюдением (поставить задачу, вызвать интерес).
2. В процессе наблюдения (помогают выделить особенности, качество, усилить эстетич.восприятие).
3. Возможно чтение с обязательной беседой по теме, кот. Должна раскрыть связи м/у явлениями природы, осмыслить факты.
4. Использовать вопросы от лица героя.
Экологические сказки.
Развивают фантазию ребенка, делают занятие привлекательным, интересным, творческим.
- Бытовые.
- Волшебные.
- Народные.
- Авторские.
В сказках очень много точно подмеченных особенностей многих животных, растений, прир.явлений, описываются национальные и культурные традиции и приздники.
Методика использования:
1. Чтение и обсуждение.
2. Исп-е фрагментов сказки.
3. Исп-е сказочных персонажей.
4. Анализ ск. с т.зрения различных героев (фантастический анализ).
5. «Сказочные» вопросы.
6. Исп-е сказок для организации игр.
7. Ск. и театр.
8. Ск. и ИЗО.
Сочинение сказок.
1. «Переваривание» сказок (сказка по-иному, на свой лад).
2. Салат из сказок.
3. Продолжение начатой сказки.
4. Ск. «наизнанку" (поменять + на -, т.е. положит.героев поменять на отрицат.)