Тема 1. Художественное творчество в изобразительном искусстве и его особенности в детском возрасте.
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Целью изучения дисциплиныявляется формирование профессиональных знаний и навыков, необходимых для осуществления организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста и ее целенаправленного развития. Дисциплина «Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности» относится к профессиональному циклу вариативной части. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в ДОО;
- способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития.
В результате освоения содержания слушатели будут
знать:
· Теоретические основы процесса художественного творчества и закономерности развития изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста;
· теоретические подходы к отбору содержания, средств, методов и приемов формирования художественно-творческой активности детей;
· современные технологии художественно-эстетического развития личности ребенка-дошкольника.
владеть:
· системой знаний о целях и задачах эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста; о формах, методах, приемах развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.
· современными технологиями развития детского изобразительного творчества в условиях ДОО;
уметь:
· использовать в практике современные эффективные технологии в художественно-практической деятельности в соответствии с ФГОС ДО;
· организовать развивающую среду для разнообразной художественно-практической деятельности детей дошкольного возраста;
· отбирать содержание, содержание, методы и приемы работы, ориентируясь на современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Виды занятий, часы | Всего | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||
1. | Тема 1. Художественное творчество в изобразительном искусстве и его особенности в детском возрасте. | |||||
2. | Тема 2. Закономерности развития изобразительной деятельности в детском возрасте. | |||||
3. | Тема 3. Изобразительное искусство в системе дошкольного образования. | |||||
4. | Тема 4. Художественные технологии и их использование в дошкольном образовании. | |||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Художественное творчество в изобразительном искусстве и его особенности в детском возрасте.
Понятие творчества. Образно-эмоциональный характер творчества в изобразительном искусстве. Художественный образ как форма отражения действительности в искусстве, его основные характеристики (гармоничность, художественная целостность, эстетичность и др.). Процесс художественного творчества и его стадиальность (стадии появления замысла, разработки замысла, формы запечатления произведения, реализация замысла, доработка и оценка произведения). Эмоциональная динамика процесса художественного творчества. Произведение искусства как продукт художественного творчества. Структура произведения искусства (сюжет, тема, художественная идея и художественная концепция, содержание и форма художественного произведения). Специфические особенности художественно-творческой деятельности в дошкольном детстве. Особенности развития и формирования художественного творчества в детском возрасте: формирования элементов структуры творческой деятельности. Детский рисунок как продукт художественного творчества, психологические причины своеобразия детских рисунков.