Детей группы риска школьной дезадаптации.
В последние годы выявлена категория дошкольников с особенностями психического развития, которые составляют группу «риска» процесса школьной дезадаптации. Необходимость предшкольной подготовки детей с особенностями психосоциального развития в целях профилактики школьной дезадаптации требует организации специальной работы
Школьная дезадаптация — это нарушения процесса приспособления ребенка-школьника к условиям обучения, снижение возможности обучения в школе соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с педагогами, программой обучения, коллективом и другими составляющими школы.
Причины трудностей школьного обучения и проблем поведения у детей имеют различную природу. Внешние проявления нередко бывают сходными и обычно характеризуются снижением интереса к учебе вплоть до нежелания посещать школу, ухудшением успеваемости, неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.
В последнее время многие ученые сходятся во мнении ( 2 ), что адаптация - это сложный многофакторный процесс, включающий неврологические и социально-психологические аспекты и поэтому уделяют большое внимание анализу проблем возникающих с началом школьного обучения.
Возраст шести лет является вторым критическим периодом в развитии ребенка и завершает фазу доминирования игровой мотивации в его основной деятельности. Начало школьного обучения приходится именно на этот критический период психофизиологического развития и на фоне незавершенности формирования учебной мотивации является дополнительным патогенным фактором, который приводит к напряжению всех адаптивных механизмов.
Школьная дезадаптация заключается в отставании ребенка от его собственных возможностей. В качестве критериев отнесения детей к дезадаптированным, обычно, используется два показателя: неуспеваемость и недисциплинированность. Специфика этого периода возрастного развития ребенка подразумевает необходимость проведения адекватных по содержанию, организационным формам и по срокам проведения мероприятий, направленных на профилактику и реабилитацию нарушений развития.
В результате проведенных исследований школьная дезадаптация выявлена у 31,6%, в том числе у 42 % мальчиков и 18,6 % девочек от 7 до 10 лет. (2)
Установленными причинами школьной дезадаптации являются: социально-коммуникативные аспекты (замкнутость, стеснительность, агрессивность) – 21,3%; минимальные мозговые дисфункции (гиперактивность, импульсивность,) диагностированы у 16,5% школьников; тревожные расстройства (навязчивые страхи, движения, действия; различные фобии;) – 8,4%; другие психические расстройства (расстройства настроения, нарушения формирования личности конституционального характера) - 3,7 %;
Многие авторы (Беличева С.А., БорисоваТ.X.,Глезерман Т.Б., Заваденко Я.Я.,Ковалев В. В., Коробейников И.А., Кумарина Г.Ф., Манелис Я.Г., Петрухин А.С., Суворинова Я.Ю., Успенская Т.Ю.,Gaddes W.Н., Edgell D. и др.) отмечают, что наряду с биологическими и генетическими факторами важную роль в развитии детей играют и социально - психологические факторы, в частности, семейное и общественное воспитание.
Изучение причин возникновения и формирования школьной дезадаптации приводит к пониманию необходимости раннего выявления детей с особенностями психического развития, составляющих «группу риска» процесса школьной дезадаптации и организации комплексной работы по оптимизации системы предшкольной подготовки этой категории детей. Коррекция отклонений в психическом развитии первоклассника, а еще эффективнее, их предупреждение, на уровне дошкольного детства, является самой актуальной задачей начального образования, так как здоровьесберегающий и адаптационный подходы формируют не только личность учащегося, но и качество образования.
Таким образом, разработка программы предшкольной подготовки детей с особенностями психосоциального развития обусловливается сложившейся социокультурной ситуацией, связанной с проблемой готовности и адаптации детей к школе.
В НОУ «Кенгуру» осуществляется предшкольная подготовка детей с нормативным развитием и детей с особенностями развития (леворукие, интеллектуально одаренные, с особенностями психоэмоционального статуса. с особенностями поведения и речи).
В качестве концептуальной основы программы положены
работы многих исследователей (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, Л. В. Занков, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский), в которых выдвинута идея об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка:формирование психики ребенка и в норме, и при нарушенном развитии носит поступательный характер.Каждый из этапов завершается формированием принципиально новых качеств, которые в свою очередь становятся основой для развития на следующем этапе.
Общим свойством всех детей группы риска школьной дезадаптации является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход их дальнейшего развития. В работах ведущих отечественных специалистов показано, что у детей с проблемами в развитии наблюдаются изменения в развитии личности в целом:
- пониженный фон настроения, астенические черты, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, легкость возникновения страхов;
- нарушения познавательной деятельности, в том числе умственной работоспособности; недостаточность словесного опосредования (нарушение развития мышления, вербализации, замедленное формирование процессов обобщения и отвлечения, трудности символизации);
- изменение способов общения, бедность социального опыта; несформированность общей и мелкой моторики; трудности социальной адаптации, нарушение взаимодействия с социальной средой;
- нарушение способности к приему и переработке информации: уменьшение скорости и объема воспринимаемой информации, искажение хранения и использования информации.
Все эти особенности формирования психической деятельности детей обусловливают наличие у них нарушения познания окружающего мира, ограниченный запас знаний и представлений, которых у детей с проблемами в развитии, всегда недостаточно.
Наряду с особенностями развития, отражающими трудности адаптации и обучения детей, существуют и закономерности положительного характера. Одна из них была замечена Л. С. Выготским, который показал наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей с особенностями развития.