Категориальный аппарат психолого-педагогического исследования, процедуры определения, взаимосвязь категорий

Основы определения проблемы научного исследования в профессиональной деятельности психолого - педагогического направления.

Выбор проблемы исследования обосновывается прежде всего ее актуальностью. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; это задача, подлежащая исследованию. Проблема – это то, что еще не известно, что возникло в ходе развития науки и потребности общества.

Различают три этапа в постановке проблемы:

- поиск,

- постановка. Имеются четыре общих «правила» постановки проблемы:

1. Строгое ограничение известного от нового.

2. Локализация (ограничение) неизвестного.

3. Определение возможных условий для решения.

4. Наличие неопределенности или вариантности – предусматривает возможность замены в ходе развертывания и решения проблемы ранее выбранных методов, способов, приемов новыми, более совершенными или более подходящими, для решения данной проблемы.

- развертывание проблемы.

Актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития учащихся.

Билет 2

1. Интерпретация актуальности в психолого – педагогическом исследовании.

Любая научная работа начинается с обоснования актуальности заявленной темы. Под актуальностью исследования работы понимается новизна и значимость поставленных в ней вопросов, «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой интерес для педагогической науки и практики представляет выбранная тема исследования?».

Логика обоснования должна быть примерно такой: эту тему следует исследовать потому, что, во-первых…, во-вторых…, в-третьих….

Рассматривается актуальность для общества, для теории или науки, для практики.

Обоснование актуальности темы исследования заключается в том, что кратко отражается уровень стоящих задач перед практикой образования и психолого-педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях. Что сделано в этой области предыдущими учеными и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать.

Исследователю необходимо обосновать своевременность решения выбранной проблемы, доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.

2.

Билет 3

Категориальный аппарат психолого-педагогического исследования, процедуры определения, взаимосвязь категорий

Категориальный аппарат исследования отражается во введении. В него входят: актуальность исследования - она отражает степень важности исследования в данный момент и в конкретной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи. Рассматривается актуальность для общества, для теории или науки, для практики. Новизна состоит в том, что на данной выборке ни когда не проводилось подобное исследование. На основе анализа того, что уже сделано и того, что осталось нераскрытым, а так же их последующего сопоставления формируется противоречие. В психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Может существовать не одно, а целый ряд противоречий, но в каждом случае противоположные стороны каждого противоречия относятся либо к практике, либо к теории. Проблема – это область неизвестного. Ставя проблему, нужно ответить на вопрос: «Что нужно изучить из того, что ранее не было изучено?». Это противоречивая ситуация, требующая разрешения. Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Цель – это то как будет решаться заявленная проблема, она соотносится с проблемой. Объект – часть психолого-педагогической реальности, некий феномен свойства, состояний, которые исследуются при помощи определенных методов с опорой на тот или иной педагогический подход. Предмет – часть объекта, то новое в структуре, связях, компонентах объекта, что превозносится данным исследованием. Гипотеза - утверждение, предположение, истинность которого не очевидна и требует проверки и доказательства. Гипотеза выступает формой предвосхищения результата исследования. Она может быть утвердительная или объяснительная. Задачиэто те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.Методы и методики исследования –способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели. С их помощью исследователь получает необходимую информацию об изучаемом предмете. Они бывают: теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование; эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование; математико – статистические.

2. Научно – методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в образовательный учреждениях.

Научно-методическое сопровождение деятельности специалистов – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет. Можно выделить следующие: обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;

диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности специалиста;

психотерапевтическая функция помогает в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;

информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;

проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;

направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;

выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;

осуществление редакционно-издательской деятельности;

организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности специалистов необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию специалистов, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.

Билет 4

Наши рекомендации