Финляндия
Первые дошкольные учреждения в Финляндии были созданы в конце 50-х годов XIX в. Перед ними ставилась задача — обеспечить содержание детей из семей рабочих в то время, когда их родители трудятся. В дальнейшем политика в отношении детских садов была переориентирована на подготовку детей к школе. В начале 70-х годов, несмотря на то, что детские сады входили в систему социального обеспечения, они стали выполнять образовательные функции.
Корни финского дошкольного воспитания — во фребелевской системе детского сада. В педагогике Фребеля финны выделили ту ее часть, которая подчеркивает поощрение общего развития ребенка и уникальное значение игры для него. В 1888 г. X. Ротман, выпускница Дома Песталоцци в Берлине, создала в Хельсинки первый детский сад на научной основе. С 1892 г. началась профессиональная подготовка воспитателей, а в 1906 г. были открыты первые летние детские сады (летние детские площадки в городах, ас 1912 г. и специальные загородные лагеря, которые существуют в Финляндии до сих пор). В 1908 г. была начата педагогическая работа с детьми в больницах (социально-педагогической адаптации
Парамонова Л. А.
и реабилитации детей уделяется и сейчас большое внимание, причем работа строится по-разному в зависимости от типа болезни). В 1913 г. в дошкольных учреждениях была введена должность педиатра (впоследствии отмененная). После отделения Финляндии от России возникла необходимость организовать службу, занимающуюся детьми-сиротами и берущую на себя заботу о благополучии ребенка. (Сейчас такие службы разнообразны: некоторые занимаются детьми из неблагополучных семей, другие — адаптацией, усыновлением, третьи — детьми переселенцев и беженцев.) В 1919 г. были образованы инспекция детских садов, группы продленного дня для школьников и Ассоциация воспитателей детских садов (позже, отдельно, помощников воспитателя). Эта ассоциация регулирует отношения работников детского сада с работодателями, добивается определенных льгот, например увеличения отпуска, сокращения рабочего дня, увеличения заработной платы.
В 20-е годы была начата работа по созданию специальных детских клиник, а также сети детских консультаций, благодаря которым детская смертность в Финляндии стала одной из самых низких в мире. В области образования началась работа по компенсаторному обучению: созданию условий, выравнивающих возможности для развития детей из разных слоев, из групп населения, различных по родному языку (финский, шведский) и по месту проживания (город — деревня, север — юг); были также образованы педагогические учреждения для детей с недостатками развития. В 30-е годы детские сады из частных стали государственными. Во время Второй мировой войны десятки тысяч финских детей были эвакуированы в Швецию и Данию, что значительно повлияло на их последующую жизнь. Начиная с 40-х годов лютеранская церковь начала активную работу с детьми и подростками, образовав клубы для молодежи, группы для дошкольников, посещая детей на дому. В послевоенные годы в Финляндии рождалось очень много детей (до сих пор эти цифры не перекрыты), а женщины стали активными участниками производства, поэтому требовалось значительно расширить сеть дошкольных учреждений. Геосоциальные изменения (приток населения в города, его миграция с севера на юг) заставили строить и открывать новые детские сады. С 1963 г. в детских садах стал работать логопед. Как говорят сами финны, когда традиция сильна, возникает ощущение преемственности поколений, непрерывности жизненного процесса и осмысленности собственных действий. В 60-е годы произошла переориентация на Америку — в теоретических принципах и на Швецию — в практической организации жизни детского сада. Началось с попыток создания «дневных домов», где детям предоставлялась полная свобода действий, а любые занятия с ними отменялись. Затем наступила пора поисков разных вариантов, часто заканчивавшихся отказом от особых приемов работы в пользу свободной игры с незначительными элементами управления ею.
Ныне под влиянием крепнущих связей с мировым сообществом и знакомства с опытом разных стран и культур детские сады становятся все более интегрированными (вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и разного социального происхождения), все меньше в педагогическом процессе организующих моментов и больше разных видов деятельности. Существуют и специальные детские сады, основывающиеся на системах М. Монтессори, вальдорфской педагогики, интенсивно обучающие искусству, иностранным языкам (в том числе и русскому), футболу и т. п. Поскольку Финляндия — двуязычная страна, то в некоторых детских садах весь персонал говорит и на шведском языке, во многих дошкольных учреждениях есть шведские группы. В Лапландии функционируют детские сады с саамским языком. Кроме того, есть дошкольные учреждения для детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя).
Примерно 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60 % детей от 3 лет до поступления в школу посещают дошкольные учреждения. Принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной к школе группе детского сада или подготовительном классе школы.
Законодательный акт об уходе за маленькими детьми был принят в Финляндии в 1973 г. и пересмотрен в 1983 г. За воспитание детей в Финляндии отвечают родители, поэтому они обладают как правом, так и обязанностью оказывать влияние на содержание и качество ухода за их детьми. Во-первых, целью системы дневного ухода является поддержка родителей в воспитании ребенка. Во-вторых, эта система построена так, чтобы ребенок постоянно находился в орбите надежных и доброжелательных человеческих отношений, мог включаться в разнообразную деятельность, способствующую его развитию, а вокруг него была бы создана благоприятная для всестороннего развития и обучения среда. В-третьих, в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями ребенка общественное дошкольное воспитание, учитывая общекультурные требования и традиции, призвано способствовать физическому, социальному и эмоциональному развитию детей, а также поддерживать эстетическое, интеллектуальное и религиозное формирование их личности. Решая эту последнюю задачу, следует уважать религиозные воззрения родителей или опекунов ребенка. Мать новорожденного имеет право на оплачиваемый отпуск до года, а после года — на пособие по уходу за ребенком до 3 лет, размеры которого зависят от общего дохода семьи. Отец может воспользоваться частью этого отпуска. При рождении ребенку дают либо единовременное денежное пособие, либо детские вещи на соответствующую сумму.
В Финляндии приняты акты, ограничивающие продажу игрушек военной тематики.
Финны считают, что ребенок как можно раньше должен начинать сам себя обслуживать, но не требуют от него, чтобы он помогал другим. У ребенка мало постоянных поручений в группе. Детям поручают делать только то, с чем они уже могут справиться, обеспечивая им уверенность в своих силах. В последнее время и в школьном, и в дошкольном воспитании отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе (по согласованию с родителями) целей и принципов воспитания детей и предоставлению большей свободы в распределении бюджета. Единым критерием отбора персонала является полученное образование (высшее — у воспитателей и среднее специальное — у помощников воспитателей). Опыт и традиции финского общества в воспитании детей достаточно универсальны, однако единой программы по всем видам деятельности не существует. Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности. Вопрос о кооперации родителей и воспитателей решается в зависимости от того, как понимаются проблемы детства. Самое главное, помимо чисто профессиональных навыков, в чем должны быть компетентны воспитатели современного детского сада, — это умение ориентироваться в социальной, политической и культурной реальности, в которой живут дети и их семьи.
По данным социологов, большинство финских семей довольны дошкольными учреждениями. Наибольшее удовлетворение вызывают сами воспитатели, характер и содержание деятельности, количество и качество детских игр. Если родители отдали своего ребенка в большой детский сад, они, как правило, отмечают ход формирования взаимоотношений со сверстниками, а если в маленький — то взаимодействие со взрослыми и гибкость педагогических подходов к воспитанию.
В детском саду шестилетние дети в процессе подготовки к школе должны помимо общего развития, научиться коллективно, сообща работать в группах (такая форма сотрудничества распространена и на всех ступенях образования, и при организации трудового процесса); им нужно овладеть необходимыми для начала обучения в школе навыками (понимать инструкции педагога, сидеть на месте и слушать, отвечать на вопросы и т. п.; таким моментам, как конкретные знания, заучивание наизусть или умение правильно держать карандаш или ручку, почти не уделяется внимания, но умение пользоваться карандашами, ножом, ножницами обязательно).
Детские сады (в отличие от четырехчасовых игровых групп, где с детьми чем-нибудь занимаются, играют, гуляют, но не кормят
их) в Финляндии обычно работают полный день, в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста (считается, что один ребенок младше трех лет занимает как бы два места, так как требует двойного внимания). В каждой группе должен быть минимум один воспитатель и два помощника. Заболевших заменяет няня или приглашаемый специально сверх штата воспитатель. Если все дети в группе не достигли трехлетнего возраста, работают три няни. Если все дети старше четырех лет, то желательно, чтобы было два воспитателя и один помощник. Если группа работает меньше 5 часов в день, в ней должен быть один воспитатель и одна няня. В таких группах в общей сложности до 25 детей. Должностей врача, медсестры, музыкального работника, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.
Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива (выпадают несколько раз в год каждому). Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, к 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Существует также тенденция к увеличению количества взрослых в группе за счет перераспределения обязанностей: персонал, занимающий ставки заведующего, уборщицы и т.д., должен больше работать с детьми. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя — восьми (он, как правило, приходит в среднюю смену). Обед входит в рабочее время: воспитатель питается вместе с детьми, иногда сидя с ними за одним столом. Кроме того, есть два кофейных перерыва в специальной комнате для персонала, где также можно почитать специальную литературу, подготовиться к занятиям, провести совещание.
Дошкольные учреждения, где можно оставить ребенка на ночь, есть, но их немного. Отдать своего ребенка в такой сад можно лишь тогда, когда у родителей ночные смены при непрерывном производстве или они часто ездят в командировки, но в таком случае они должны уделить необходимое ребенку внимание в другое время. Когда у родителей свободный день, они, как правило, проводят его вместе с детьми.
Детские дома построены по принципу большой семьи. Кроме того, есть временные приюты, куда социальная служба направляет детей, которых родители либо не забрали из детского сада, либо жестоко с ними обращались. Там они остаются до тех пор, пока не будут найдены родственники или люди, которые смогут взять на себя уход за ребенком.
Начинается утро с завтрака, затем проводится «утренний кружок» (беседа на какую-нибудь тему), чтение книги, пение песен (можно без аккомпанемента). После этого наступает время для занятий ручным трудом или физкультурой, свободной игры. Затем
прогулка, обед, отдых, полдник, снова игра и деятельность, прогулка. Часто проводятся экскурсии, дальние прогулки, посещение музеев и выставок. В детский сад на встречу с детьми приглашают артистов, художников, музыкантов, полицейских, пожарных и людей других профессий. Некоторые выступают бесплатно (просвещение входит в их обязанности по долгу службы), другие (например, театральные коллективы) — за плату.
В настоящее время организующими моментами работы детского сада являются поддержание режима (еда, прогулка, сон), проведение «утреннего кружка» (беседы), чтение книг, пение песен (часто без музыкального сопровождения, иногда с использованием каких-нибудь музыкальных инструментов), подготовка к праздникам: День ООН, День независимости Финляндии, День папы, День мамы, День друга, Рождество, Пасха, окончание учебного года, а также иногда День финского языка, День Калевалы (карело-финский национальный эпос), день рождения великого поэта И. Л. Рунеберга, день рождения основателя финской литературы Алексиса Киви, День св. Лючии 13 декабря, когда придается особое значение свету в темноте, и др. Дни рождения детей отмечаются в группах. Специальные помещения детских садов (комнаты для игр с песком и водой, зал, комнаты, где находятся конструкторы, компьютер, физкультурное оборудование) используются, как правило, по очереди малыми группами детей, иногда самостоятельно, иногда под руководством воспитателя. Во время тихого часа дети сами выбирают, хотят ли они спать, слушать музыку, кассету, играть в тихие игры, рассматривать книги. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить. Работа организована по темам, которые проходят во всех видах деятельности в течение недели, месяца, полугода или даже года (например, «Вода», «Животные», «Город», «Ночь», «Театр»). Прогрессивными формами считаются:
- закрепление темы за малой группой детей и определенным
воспитателем и их совместная работа по какому-нибудь проекту в
течение года (например, жизнь дерева, камня, фотографирова
ние, выпуск журнала детского сада);
- закрепление помещений детского сада за определенными
видами деятельности и переход из одного помещения в другое (вос
питатели отвечают за всех детей и за определенное помещение);
- распределение воспитателей по тематическим группам (на
пример, театр, музыка, искусство) и создание определенных про
грамм по отдельным видам деятельности;
- создание внутри группового помещения зон, уголков для
занятий определенными видами деятельности;
- совместная работа с детьми и родителями по большим про
ектам, связанным с оригинальными умственными, практически
ми, художественными, физическими усилиями;
- в отдельных случаях работа всего детского сада по определенным проектам совместно с учеными. Так, по договору с каким-нибудь университетом может исследоваться эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах и т. п.
Для финской системы дошкольного воспитания характерно то, что воспитатели (их называют так же, как и школьных педагогов, учителями) — квалифицированные, высокообразованные люди. Их педагогические действия основываются на профессионально приобретенных навыках: конкретных знаниях, оправдавших себя методах работы и выработке определенной позиции по отношению к ребенку, коллегам, родителям, в соответствии с которой они принимают решения. Во время обучения воспитатели знакомятся не только с теорией ухода за детьми и их воспитания, но и с новейшими исследованиями и практикой их использования. Специальное обучение в колледжах и университетах продолжается три или четыре года. Помощник воспитателя учится два с половиной года. Работники дошкольных учреждений должны повышать свою квалификацию по крайней мере каждые пять лет; в бюджете на это выделены средства.
К числу актуальных проблем, дискутируемых заинтересованными в дошкольном воспитании кругами, относятся обеспечение всех детей дошкольного возраста, в том числе малышей и тех, чьи родители получают пособие по безработице, местом в детском саду; включение обучающих моментов в повседневную деятельность; материальная обеспеченность; культурная восприимчивость; социальная открытость; варьирование деятельности, которая не должна повторяться из года в год, чтобы не вызвать у детей чувство привыкания и скуки.
Под активным вступлением детей в общественную жизнь понимается умение находить свое место в коллективе, выбирать занятия по душе, партнеров в игре, выполнять определенные обязанности, осознавать свои желания и удовлетворять их не в ущерб другим. Детский сад помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, независимо мыслящей личностью, он должен подготовить ребенка к активному участию в жизни общества. Ребенок должен научиться вести себя осмотрительно, отвечать за свое поведение, критиковать и принимать критику, переживать конфликты. Поощряются творчество и всестороннее развитие личности.
На совместных заседаниях воспитатели каждого дошкольного учреждения обсуждают, какими правилами следует руководствоваться, организуя детскую деятельность и присмотр за детьми в помещениях и на участке детского сада, что можно позволять детям решать самим, когда они вправе выбирать, что они могут делать по своему желанию, а когда должны подчиниться мнению взрослого. Например, если обсуждается вопрос о воспитании само-
стоятельности, то подразумевается, что ребенок должен не только научиться одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом, убирать за собой, накрывать на стол, но и, осознав и взяв на себя ответственность за свой выбор, находить способ выполнить поручение воспитателя (например, найти пропавшую вещь, выбрать место для гриля). Дети могут и должны определять, что в их собственных интересах, и согласовывать свое решение с интересами других.
Важная роль отводится воспитанию самоидентичности, иными словами, осознания своей принадлежности к определенному коллективу людей или детей: выяснению того, что такое «Я сам», «Моя группа», «Мой детский сад», «Моя страна». Поскольку здесь познавательное движение совершается из центра круга вовне (от себя, своего тела, своей семьи к обществу и окружающему в целом), при выходе в большой мир сохраняются приоритеты, связанные с первичностью своего «Я» по отношению к чужому. Одно из средств достижения этой цели -- предоставление детям возможности самим брать из доступного места необходимые для их деятельности, для проявления творческой фантазии материалы (бумага, конструкторы, игры, книжки, игрушки, картон, ножницы, краски, бусины, деревянные брусочки и др.). Профессиональное искусство воспитателя состоит в поддержке стремлений ребенка и ненавязчивой помощи, чтобы у малыша создавалось ощущение самостоятельно достигнутого результата. При этом, естественно, все действия ребенка безопасны для его здоровья. Личность ребенка берегут не только в моральном отношении, но охраняют его как целостное тело: никто не может навязывать ему ласки, поцелуи, физически принуждать к чему-то.
Свобода саморазвития ребенка подкрепляется тем, что создаются условия для разнообразных ролевых игр (множество уголков, где можно уединиться группой в несколько человек, кучи принесенной родителями одежды для переодевания, наборы реквизита), предоставляются предметы для проективных игр (конструкторы и игровой материал по темам), настольно-печатные игры с дидактическим содержанием, которые ребенок сам может снять с полки. Новые детские сады строятся так, чтобы дети могли по своему выбору передвигаться из одной комнаты в другую, использовать спортивный зал, технические средства, вместе со взрослым работать на компьютере, в кухне, заниматься уборкой.
Свобода коллектива взрослых состоит, например, в том, что если принято решение предоставлять детям максимум возможностей -по своему желанию и в соответствии со своими интересами и способностями — быть активным вместе с другими, то запрещается заставлять всех детей одной группы в одно и то же время выполнять одно и то же задание. Вместо этого следует способствовать объединению детей в небольшие группы, которые либо без помо-
щи, либо при помощи воспитателя ставят перед собой задачу, соответствующую их интересам и способностям.
Начало народного образования в Финляндии относится к 1866 г., когда в обязанности городских властей стала входить организация народных школ. К 80-м годам XIX в. четырехлетняя школа стала обычной во всех городах, а в сельской местности на рубеже веков посещала школу только 1/4 детей. В 1921 г. был принят закон об обязательном начальном образовании с 7 до 13 лет, в 1948 г. — до 14, в 1958 г. — до 16 лет. В задачи школы наряду с преподаванием общеобразовательных дисциплин всегда входили практические предметы (работа по дереву и другие ремесла, приготовление пищи и ведение домашнего хозяйства и т. д.). Демократическое обучение было призвано стирать различия между жителями севера и юга, города и деревни, между богатыми и бедными, между имеющими «наследственный» доступ к образованию и происходящими из семей с низким социокультурным статусом.
Низшая ступень основной обязательной школы — шесть классов. Обязательный возраст начала школьного обучения — 7 лет по календарному году, а не на начало учебного года (т. е. все родившиеся в 2000 — 2007 г. поступят в первый класс). Постепенно происходит охват разными формами подготовки к школе всех детей начиная с 6 лет. Учебный год, как правило, начинается во вторник второй недели августа. Классный руководитель ведет занятия почти по всем предметам, кроме иностранного языка, иногда домоводства и физкультуры. В первом—третьем классах начинается обучение основному иностранному языку, позже к нему добавляется еще 1 — 2 языка и шведский. Оценки выставляются дважды в год, высчитывается средний балл, но в первом—четвертом классах учителя предпочитают давать описательные оценки. Все уроки длятся 45 минут, обычные перемены — 15 минут, большая перемена -30 (обед); на переменах дети обязаны выходить на улицу. Еда, учебники и тетради в основной школе бесплатные. Каникулы — 4 раза в год: рождественские — 2 недели, осенние и весенние — по одной неделе (+ два дня к Пасхе), летние — 10 недель. Программа начальной школы построена таким образом, чтобы, получая основные знания, ребенок вырастал активным, наблюдательным, инициативным, думающим, смелым, внимательным, эмоциональным, чтобы его личность оставалась целостной, а взрослый учитывал индивидуальный темп его развития.
Во всех детских садах и школах есть специально оборудованное помещение для взрослых: это уютно обставленные комнаты, где кроме книг, картин, детских рисунков, мягкой мебели и др. находится все необходимое для приготовления кофе, чая. Здесь педагоги не только собираются вместе для обсуждения педагогических проблем: они могут по очереди в течение рабочего дня зайти сюда на 15 — 20 минут или в не занятые преподаванием часы отдохнуть,
выпить кофе, поговорить с коллегами, обсудить свои проблемы, позвонить. В это время дети остаются под присмотром других взрослых. Это не только выражение администрацией уважения к труду педагогов (несомненно, способствующее большему взаимопониманию и повышению общего уровня культуры в учреждении), но и производственная необходимость. Наука установила, что уровень шума в детском учреждении очень большой, он снижает работоспособность и приводит к стрессам, поэтому от постоянного гула детских голосов требуется время от времени отдыхать. Дети в принципе могут зайти в так называемую учительскую, их встретят доброжелательно и вступят с ними в беседу, но они понимают, что взрослые, как и они сами, иногда хотят побыть наедине, или в «своей компании», что у них могут быть проблемы, отличные от проблем детей. Но точно так же и взрослые уважают право ребенка уединиться с другом для обсуждения какого-то вопроса и стараются не мешать.
Образовательные системы всех скандинавских стран похожи на финскую, отличия очень небольшие. Дети имеют право на образование с шести лет — подготовительный класс связан либо с детским садом, либо со школой. Основная школа — десятилетка, для детей 7—16 лет. В Швеции дети-иммигранты, говорящие дома на другом языке, имеют право на протяжении всей школы обучаться на родном языке; двуязычие является целью образования. В остальном школьные системы сходны.
Вопросы для повторения
1. Каким путем в Финляндии обеспечивается высокий уровень воспи
тания и образования детей независимо от их места проживания и соци
ально-экономического статуса семьи?
2. Как соотносится национальное и универсальное в Финляндии?
3. Что близко россиянам в образовательной системе Финляндии и что
отличает ее от российской?
Сравнение принципов и форм организации образования в дошкольных учреждениях и начальной школе разных стран позволяет сделать следующие общие выводы.
Педагогика во многом зависит от того законодательства, которое существует в данной стране или данном регионе. В разных странах дошкольные учреждения могут относиться либо к ведению социальных служб, либо к здравоохранительным органам, либо входить в систему образования. Соответствующим образом меняются направление деятельности педагогов дошкольных учреждений и их профессиональная подготовка. В тех странах, где общественное дошкольное воспитание находится
в ведении Министерства социального обеспечения, особенно ярко проявляется тенденция организовывать дневной уход за детьми в соответствии с пожеланиями родителей. Если же детские сады принадлежат Министерству просвещения (образования), то их деятельность, как правило, состоит в организации раннего обучения.
Европейский Союз считает, что хорошая система ухода за маленькими детьми позволит шире вовлекать женщин в трудовую деятельность, что является одной из важных идеологических задач этого объединения.
В некоторых странах системы дошкольного воспитания только начинают развиваться и пребывают в ведении нескольких министерств.
Качество воспитания зависит от уровня образования и профессионализма педагогов. В большинстве цивилизованных стран их уровень достаточно высок, они способны организовать работу в разных направлениях (музыкальном, физическом, интеллектуальном, эстетическом) и отслеживать динамику развития детей. Этому способствуют и глубокие знания физиологии, детской психологии, социологии. Последнее позволяет грамотно выстраивать свою собственную практику работы с детьми, а при использовании опыта коллег — проявлять самостоятельность и творчество, а не «рецептурное воспроизводство».
Есть и общие для разнообразных жизненных условий положения, выражающиеся в научно обоснованных закономерностях социального развития личности в обществе (в семье, в детском коллективе, в окружающем мире): познание мира в направлении от себя, семьи, группы к стране, континенту, Земле, Вселенной; все большая независимость в самообслуживании и творческих проявлениях и т.п.
В начальных школах во всех странах преподают родной язык, математику, искусство, музыку, спорт, ручной труд. Образовательные учреждения для детей школьного возраста стоят перед проблемами, методы решения которых все время обновляются. Так, борьба с наркоманией, насилием, распространение полового просвещения, предупреждение безработицы и преступности — вопросы, которыми вынуждены заниматься школы.
Будущие педагоги в рамках дисциплин социально-педагогического цикла изучают действующее законодательство в отношении брака, семьи, положения детей в обществе, охраны материнства и детства, функции социальных институтов, возможности обеспечить соблюдение прав ребенка, интеркультурное взаимодействие и т.п. Большое внимание уделяется организации общения и сотрудничества с людьми (как помочь родителям, детям и воспитателям наладить свою жизнь и работу), поскольку социальное благополучие каждого члена общества является залогом нормального функционирования всех его государственно-политических механизмов.