Практическое овладение грамматическими формами
Всеми грамматическими формами и конструкциями ребенок овладевает практически, без правил, из общения со взрослыми. Прежде чем вы хотите услышать ту или иную грамматическую конструкцию в речи своего ребенка, вы должны начать активно употреблять ее в своей речи. Сопряженно или отраженно проговаривая речевой материал за взрослыми, ребенок непроизвольно привыкает к данным формам. В дальнейшем взрослые побуждают ребенка использовать новые конструкции и грамматические формы в его собственной речи. Постепенно в самостоятельную речь ребенка переходят следующие грамматические формы и конструкции:
сочетания прилагательного и существительного: большая машина, маленькая машина, красивый мяч, красивое платье, белая рубашка, зелёные листья;
ед. и мн. ч. глаголов 3-го лица настоящего времени: сидит — сидят, бежит —бегут (бегает — бегают), поливает — поливают, рисует — рисуют, кормит — кормят, гуляет — гуляют, летит—летаю (летают), пишет —пишут, ест—едят, пьет — пьют и т. п.;
ед. и мн. ч. существительных: цветок — цветы, дерево — деревья, лист — листья, подарок — подарки, машина — машины, лошадь — лошади;
форму будущего сложного времени — в 1-м лице ед. и мн.ч., во 2-м лице ед. ч., в 3-м лице ед. ч.: я буду играть, ты играть, он (Миша) будет играть; ты будешь играть, и слушать, а потом гулять; мама будет шить, потом кушать, потом спать и т.д.;
местоимения я, ты, мы, вы, он, она, они;
форму 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущей, простого времени: я покажу, ты покажешь; я уберу, ты уберешь, ты играешь хорошо; ты не слушаешь и т.п.;
глаголы прошедшего времени 1-го лица мн. ч. (по окончании какого-либо действия): мы вымыли руки; мы ели (кушали шали); мы считали; мы рассказывали про ... и т.п.
Для того чтобы ребенок относился к слову все более внимательно, продолжайте регулярно привлекать ребенка к таким ни деятельности, которые помогали бы ему более осознанно устанавливать зависимость результатов практической деятельности от грамматического оформления задания. Приводим дополнительные примерные задания для обыгрывания, рисования, лепки, драматизации, аппликации, конструирования: дядя читает книгу(читал книгу); ребята играют с песком — ребята играли с песком, мальчик играет с песком — мальчики играют с песком; машина едет — машина уехала; змея ползёт по дереву — змеи ползут по деревьям; мальчик едет на слоне — мальчики едут на слоне, лист летит — листья летят (летают);
машины едут — машины уехали; корова пьёт воду — корова пила воду; коровы пьют воду — коровы пили воду;
лошадь будет купаться — лошадь купается — лошади покупалась; мама будет варить борщ — мама варит борщ — мама сварила борщ; папа будет чинить велосипед — папа чинит велосипед — папа починил велосипед;
за столом сидят три мальчика — за столом сидит один мальчик; слон сорвал цветок — мальчик сорвал четыре цветка, курица снесла яйца — утка снесла яйцо; три кошки играли с клубком — кошка играет с клубком — кошки играют с клубком и т. д.
В этом виде деятельности могут участвовать 1, 2, 3 человека и более. Каждый участник работы может выполнять два или три задания, например: делает два рисунка по двум текстам дядя читает книгу и дядя читал книгу; делает три композиции из пластилина по трем текстам — папа будет чинить велосипед, чинит велосипед и папа починил велосипед. Каждый из васможет также стать участником общего дела и выполнять половину, третью часть работы и т. д. Например, ребенок лепит по тексту — слон сорвал цветок, а взрослый — по тексту мальчик сорвал четыре цветка, ребенок рисует по тексту лошадь купалась, другой участник — по тексту лошадь будет купаться, третий участник — по тексту — лошадь купается.
После выполнения каждого задания вы выясняете у ребенка, почему он нарисовал (слепил и т. п.) именно так, а не по-другому. Доказывая свою правоту, ребенок обращается к тексту, например: «Почему ты так нарисовал?» — «Потому что тут написано купалась, а там купается»; «Потому что написано пьют воду, а у тебя пьёт».
Используйте в общении с ребенком в соответствующей ситуации и с соответствующей интонацией существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мамочка, папочка, Валечка, Анечка, Вовочка, Димочка, Андрюшенька, Димуля и т. п.
Обучение произношению
1. Продолжайте закреплять и совершенствовать в речи ребенка произнесение всех тех звуков, которые он произносить уже умеет. Все имеющиеся у ребенка звуки регулярно включайте в самые разнообразные сочетания с другими — и гласными, и согласными. В разные дни каждый звук должен оказываться в соседстве новыми звуками и справа, и слева; каждый звук должен находиться то в начальной, то в конечной позиции (Исключение являются звонкие Б, Г, Д, Ж, З, В, которые в русском языке в конце слова оглушаются). Для этой цели продолжайте, как и прежде, использовать фонетическую ритмику. Звуки, которые вы отбираете для очередного занятия, включайте и в слогосочетания, и в слова. Не забывайте, что каждое слогосочетание, каждое слово произносится ребенком в сопровождении движений не однократно, а многократно. Это нужно, чтобы связи между различными действующими системами организма ребенка, необходимые для образования и функционирования какого-либо звука, становились все более прочными и не зависели от внешних обстоятельств (например, от изменения соседствующих звуков, места ударения, длины слова и т.д.), не искажались и не разрушались под влиянием этих обстоятельств. Когда в этой работе используется слово, ребенок, как всегда, показывает, как понимает его значение. Для автоматизации уже имеющихся у ребенка звуков используются не только отдельные слова, но и обязательно — словосочетания, фразы, ритмы, скороговорки.
2. Постоянно вслушивайтесь в произношение ребенка и реагируйте на появление в его речи каждого нового звука. Радуйтесь этому, помогайте ему осознать новую артикуляцию, так как часть звуков появляется в речи каждого ребенка «неожиданно»(на самом же деле появление новых звуков — это результат всей вашей работы по развитию речевого слуха, по организации речевой среды, по развитию двигательной и речедвигательной систем.) непроизвольно, и ребенок не осознает, что он сказал что-то новое. Этот новый звук может появляться сначала только в слове и то нерегулярно — может то появляться, то исчезать. Это естественный процесс. Но вы старайтесь подхватить новую артикуляцию ребенка, помочь услышать звучание ее и ощутить какую-то новизну при «производстве» звука. Соотнесите произнесенные ребенком слова с вновь появившимся звуком и написанным словом. Например, вместо том ребенок впервые сказал «нечаянно» дом. «Да, дом, там красивый дом»,— говорите вы и предлагаете ребенку послушать, как он сам произносит это слово: «Дом, дом». Звук д может в этот момент исчезнуть. Не огорчайтесь, он появится вновь. Тогда вы повторите эту же процедур какой-то момент ребенок осознает, как говорит это слово. Он может воспроизвести новое звучание (вместо том). В этом случае вы напишете дом, а ребенок прочитает это слово, затем вы пишете том; ребенок читает и это буквосочетание, а вы спрашиваете, что это такое. Ребенок не знает, вы говорите, что тоже не знаете, что это такое. «Так писать и говорить неправильно. Правильно — дом». Зачеркните букву т, а над ней напишите д. Ребенок читает слово.
Попробуйте через чтение помочь ребенку произнести по-новому слово вода (пока он говорит вата). Сразу переход может не получиться. Воспользуйтесь таким приемом. От произнесения слова дом перейдите к произнесению ряда слогов: дом, до-до; додода, додода; дода, дода, додадодадода; вадааа. И вновь — чтение слова вода, а затем — самостоятельное называние воды.
Звук д теперь ежедневно включается в виде слогов и фонетическую ритмику вначале в сочетаниях с гласными, a затем с согласными звуками. Для закрепления звука д в словах (фразах) следует проводить специальные занятия, во время, которых для запоминания способа произнесения данного звука, выактивно используете чтение ребенка.
Затем вы начинаете контролировать произнесение звука д (вместо т) в самостоятельной речи ребенка. Исправляться ребенок может, повторяя то или иное слово за вами или читая его. Чтение использовать предпочтительнее, так как буквенное изображение звука в слове стабильно, оно не исчезает (как при слухо-зрительном восприятии), а позволяет ребенку самостоятельно возвращаться к нему сколько угодно раз.
Приводим примерную последовательность введения (после слов дом и вода) в речь ребенка слов, словосочетаний и со звуком д (по мере нарастания трудностей воспроизведения звука).
Дай, дал, угадай, угадал, подарок, ударил, среда, доктор, дождь (дошть), добрый, думай, думает, подушка, дядя, день, дети, надел, дерево, дедушка, девочка, понедельник, идет, дорога, далеко, погода, удочка, ягоды, едет, увидел. В этих словах, как видите, звук д находится сначала только в сочетаниях с гласными звуками; самая легкая для воспроизведения позиция — в ударном слоге, начиная с сочетания с гласной а, затем — в безударных слогах.
Карандаш, календарь, ждёт, здоров, опоздал, разделся, раздал, одежда, медведь (медветь), медвежонок, холодно, подметает, трудно, два, длинный, полдник. В этих словах звук д оказывается в сочетаниях с согласными звуками; слова этой группы расположены также по степени нарастания трудности воспроизведения в них звука д. Сначала предлагаются такие сочетания согласных внутри слова, в которых звук д является вторым, предшествующий звук может произноситься длительно; таким образом, подход к произнесению звука д в этих сочетаниях происходит как бы с разбегу, например: караннндаш, опоззздал и т.п. В другой группе слов (медведь, трудно и т. п.) стечение согласных более трудное — звук д в них является первым. В словах два, длинный звук д является первым в слове. Самыми трудными являются слова со стечением трех согласных. Добрый день; куда ты идёшь?; я буду играть; пойду домой, я оделся (оделась); ты будешь жарить картошку; два (три, четыре) года; детский сад (сат) и т. п.— звук д вводится в состав словосочетаний и фраз.
По такому типу рекомендуется подбирать речевой материал для закрепления любого звука.
Часть этого речевого материала включается в специальные тренировочные занятия. Для такого занятия отбираются 2—4 речевые единицы с тем или иным контрольным звуком (в данном случае это звук д), каждую, из которых ребенок в течение занятия произносит по несколько раз, но не механически, а в процессе какой-либо продуктивной деятельности или игры.
Первое время (оно может быть продолжительным для ускорения запоминания правильного произнесения того или иного звука обязательно используется чтение. Каждый раз, когда в процессе специально организованной взрослым деятельности ребенок сталкивается с предметом, качеством, действием и т.д., в названии которого содержится контрольный звук, он вначале читает слово, а потом произносит слово самостоятельно, воспроизведя контрольный звук правильно. Когда ребенок свободно, без спотыкания научится произносить звук в слове при чтении, можно отказаться от этого процесса, а возвращаться к нему лишь в тех случаях, когда ребенок будет произносить контрольный звук в каком-либо слове неправильно. Исправлять произнесение звука можно и другими способами. Например, вы просите ребенка повторить слово еще раз, ребенок понимает, что ошибся, и произносит звук в слове правильно. Если это не помогает, то вы предлагаете ему прослушатьслово, сказанное вами, затем проситеего вместе с вами,а потом — самостоятельно.
Другая часть речевого материала, содержащего очередном контрольный звук, используется в процессе повседневного общения.
1 На занятиях по фонетической ритмике продолжайте вызывать отсутствующие у ребенка звуки, добавив к ним звук г.
2 Продолжайте развивать речевое дыхание ребенка с помощью длительной ритмичной ходьбы, которая сопровождается одновременным ритмичным произнесением ряда слогов. Вы учите ребенкаделать ударный слог движением тела: приседанием, взмахом (рук) вверх, в сторону и т. п. К концу года ребенок должен проходить, не уставая, около 70 м в течение 2-4 мин. Учите его использовать в этой ходьбе чередующиеся трехсложные слогосочетания и слова, например: татаТО — молоКО (малако) — татаТО — молоКО…таТтша — лоПАта (лапата) — таТАта — лоПАта — таТАта — лоПАта... и т. п.
5. Продолжайте формировать у ребенка слитную, быструю и интонированную речь. Используйте для этого материал слогосочетаний,ритмов, слов, фраз, стихотворений (см. беседы 11 и 12 в главе «Методика обучения произношению»)
Указанный материал рекомендуем вам дополнить следующим:
випаВУ, випаВУ, випаВУ... випаВУвипаВУвипаВУ... | таТОМ, таТОМ, таТОМ, альБОМ тиТИТ, тиТИТ, тиТИТ, виСИТ; ТЕта, ТЕта, ТЕта, ЛЕта(лето) | татаТО высаКО (высоко) ТУтита КУрица татаТОты татаТОты татаТО Там пиЛОты, Там пиЛОты ВысаКО (высоко). |
Тат, тот, Тат, тот, Там кот, Там кот. | ЛЮли, ЛЮли, Где баБУля? ЛЮли, ЛЮли, СПИТ баБУля. | Оссс, оссс, Там маРОСС (мороз). Ая-ЯЙ! Не гуЛЯЙ! |
Используйте также ритмы, рекомендованные в задании 9. Опирайтесь при этом на слухо-зрительное восприятие ребенка — это работа,как вы знаете, проводится с обязательным использованием какого-либо типа акустической аппаратуры. Письменные тексты ритмов — стихов ребенку не даются: они заучиваются постепенно, непреднамеренно, только на основе слухо-зрительного.
6. Учите ребенка передавать вопросительную, восклицательную и утвердительную интонации:
Где Саша? Где мама? Почему ты плачешь? | — Вот Саша! — Вот мама! — Не плачь, не плачь, не плачь. |
Мишка, мойся, мойся, Мыла ты не бойся,
Мишка, мойся, мойся, мойся. Мишка, мыла ты не бойся.
7. К концу года ребенок должен произносить все знакомые слова в соответствии с нормами русской орфоэпии:
Произносить о как а или ъ(редуцированный звук) в безударном положении: маряк, хлапушки, больна (бальнъ), горла (горлъ) вместо моряк, хлопушки, больно, горло;
Произноситьзвуки эи а после мягких согласных (в некоторых словах), как и или иэ в предударной и заударной позициях: запитая, завизал, лиъхко (лэихко), весила вместо запятая, завязала, легко, весело;
По мере появления у ребенка звонких согласных учите его оглушать их в конце слов и перед глухими: грип, немношка, фстал вместо гриб, немножко, встал;
опускать непроизносимые буквы: п(й)ижалуста (пожалуйста), со(л)нце (если ребенок пользуется этим словом, а не словом солнышко)
Заменятьзвук г звуком в в словах: сэиводня, у каво?, какова цвета? вместо сегодня, у кого?, какого цвета?.
Когдау ребенка появится звук х, учите его произносить слово легко как лэхко (лихко). Многие слова ребенок может произносить приближенно.
Рассказывание
Продолжайте развивать у ребенка воображение, творчество, рассказываяему сказки и истории. В течение года расскажите ребенку примерно 10 новых сказок (рассказов). Приведем лишь примерныеобразцы текстов, остальные вы придумаете или подберете.
Сказка про цыпленка
На дворе стояло ведро с зеленой краской. Упал туда цыпленок и стал пищать: «пи-пи-пи!» Услышала писк девочка и вытащила цыпленка. Цыпленок стал зеленого цвета. Девочка принесла воды и стала его мыть. Не захотел цыпленок мыться, убежал от девочки. Идет по дороге, а навстречу ему кошка. «Добрый день, кошка», - говорит цыпленок. «Добрый день, лягушка», - отвечает кошка. «Я не лягушка, я цыпленок!» - «Нет, цыпленок желтый, а ты зеленый». Обиделся цыпленок и пошел дальше. Идет, идет по дорожке, а навстречу ему собака. «Добрый день, собака», - говорит цыпленок. «Добрый день, лягушка», - отвечает собака. «Я не лягушка, я цыпленок!» - «Нет, цыпленок желтый, а ты зеленый». Обиделся цыпленок и пошел дальше. Идет, идет по дорожке, а навстречу ему утка. «Добрый день, утка», - говорит цыпленок. «Добрый день, лягушка», - отвечает утка. «Я не лягушка, я цыпленок!» - «Нет, цыпленок желтый, а ты зеленый». Подумал, подумал цыпленок и пошел к девочке. «Пожалуйста, вымой меня». Вымыла девочка цыпленка, и стал он желтый. Увидели его кошка, собака, утка и сказали: «Добрый день, цыпленок!»
Сказка про Витю и волка.
Жил-был мальчик Витя. Пошел он в лес. Идет-идет по дорожке, а навстречу ему кошка. Кошка говорит: «Не ходи в лес, там злой волк». Не послушал Витя и пошел дальше. Идет-идет по дорожке, а навстречу ему ворон. Ворон говорит: «Не ходи в лес, там злой волк». Идет-идет по дорожке, а навстречу ему лиса. Лиса говорит: «Не ходи в лес, там злой волк». Не послушал Витя и пошел дальше. Пришел Витя в лес и видит- сидит под деревом злой волк. Испугался Витя, побежал домой по дорожке, а волк за ним бежит. Закричал Витя: «Помогите!» Услышала лиса, прибежала и стала волка кусать. Отпустил он Витю. Бежит Витя по дорожке, а волк его догоняет. Снова закричал Витя: «Помогите!» Услышал ворон, прилетел и стал волка клевать. Отпустил волк Витю. Бежит Витя по дорожке, а волк его снова догоняет. Третий раз крикнул Витя: «Помогите!» Прибежала кошка, стала волка царапать. Отпустил волк Витю и убежал в лес. Витя пришел домой.
Как при выполнении задания 9, учите ребенка продолжать пересказ знакомого сюжета, начатый взрослым или другим ребенком, с любого места в тексте. Во время рассказа ребенок может оперировать игрушками, фигурками из кукольного театра, би-ба-бо, игрушками, сделанными во время лепки; может рассказывать по картинке.
Учите ребенка придумывать рассказы и сказки.
Чтение.
1. Совершенствуйте технику чтения — следите за тем, чтобы при чтении ребенок соблюдал нормы орфоэпии, для чего делайте надстрочные знаки, о которых мы уже говорили:
авт
корова, сегодня, сад.
Учите останавливаться во время чтения на точках.
2. Продолжайте активно использовать чтение для запоминания новых слов и выражений. Чтение должно стать для вашего ребенка основой запоминания нового речевого материала.
3. Предлагайте ребенку пересказывать по картинкам или с помощью игрушек содержание тех сказок (рассказов), которые вы рассказывали по программе задания 9, тех книжек-самоделок, которые вы готовили прежде.
4. Приготовьте и прочитайте с ребенком новые книжки-самоделки, сделанные по событиям из жизни вашей семьи, по наблюдениям. В месяц делайте не меньше одной такой книжки. Пересказ вашего ребенка должен быть свободным, вольным, ни в коем случае не приучайте его заучивать тексты наизусть. При пересказе он обязательно должен действовать — прибегать к драматизации, пользоваться какими-нибудь реальными предметами, игрушками, поделками и т.д.; привлекать к действиям взрослых или других детей. Конечно, ребенок может смотреть в текст, чтобы вспомнить какое-нибудь слово или выражение, иначе у ребенка не будет расширяться словарь и развиваться речь. Но не должно быть установки учить текст наизусть.
5. Читайте с ребенком настоящие неадаптированные книжки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Их ребенок должен уметь драматизировать и пересказывать. Эти книжки, как известно, имеют на каждой странице иллюстрации и небольшой текст. Ребенок сам читает текст, потом рассматривает картинку. При повторном чтении всей книжки, ребенок действует сам — выбирает из своих игрушек персонажей, делает их и необходимые предметы сам или распределяет роли между членами семьи для проигрывания прочитанного. Все это без ваших подсказок. Не «переводите» ребенку текст каждой страницы, не повторяйте то, что ребенок уже прочитал; он должен учиться понимать текст самостоятельно, полагаться на самого себя. Не стремитесь, чтобы ребенок понимал каждое слово в тексте, он должен понимать общий смысл текста каждой страницы и значения тех слов, которые важны для понимания этого смысла. Ведь в текстах сказок много устаревших, малоупотребительных слов, запоминать, которые сейчас ребенку совсем не нужно. Часть незнакомых слов ребенок может понять с помощью иллюстраций к тексту — узнать тот или иной предмет или действие; часть слов понимает из контекста. Т.о., читая и драматизируя, драматизируя и пересказывая, ребенок проникает в его смысл, знакомится с новыми словами. Некоторые новые слова вы потом включаете в некоторые виды деятельности, чтобы они вошли в самостоятельную речь ребенка.
При пересказе ребенка, пользуйтесь вопросами: как сказать по-другому?, что было сначала?, а потом?, почему?, зачем?, что случилось? Предлагайте ребенку задания:сделать к сказке или части сказки рисунки, лепку, аппликацию…При возможности просматривайте диафильмы по данной сказке. Разыгрывайте эти сказки оп ролям во время разных праздников, приглашайте гостей, родственников как зрителей
6. Читайте с ребенком адаптированные сказки: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сорока-белобока». Эти сказки ребенок читает и драматизирует, но пока не пересказывает. Тексты этих книг вы заменяете собственными, более простыми, которые пишите на листах белой бумаги и наклеиваете на текст книги.
7. Учите ребенка иллюстрировать книжки-самоделки. Ребенок получает листы бумаги, где вы внизу печатными буквами пишите текст, который ребенок должен передать в рисунке. Эта работа проводится без помощи взрослого. Страницы пронумерованы, ребенок читает текст на всех страницах, а затем возвращается к первой. В начале работы книжка состоит из двух, а в конце года из четырех страниц. С каждой книжкой проводится не менее трех занятий: на первом занятии проводится рисование без помощи взрослого; на втором — драматизация текстов, устанавливается последовательность событий, драматизация, текст и рисунок ребенок постоянно соотносятся; третье занятие — повторное рисование. После этого из рисунков составляется книжка. Размер ее может быть небольшим — составлять половину листа из альбома для рисования. На титульном листе пишется заглавие. Иллюстрирование книжек может проводиться один раз в неделю. За год может быть изготовлено 10 книжек. Примерные тексты:
Книга про папу.
2. с. Маленький мальчик играл и сломал машину. Мальчик плачет.
3. с. Папа починил машину. Мальчик рад.
Книга про девочку.
1 с. Зима. Девочка пошла гулять и забыла надеть валенки.
Девочка надела туфли.
2 с. Девочка лепит бабу.
3. с. Девочка заболела. Пришёл врач (доктор).
Книга про зайцев.
1. с. Жили-были зайчиха-мама, заяц-папа и маленький зайчонок.
2. с. Зайчиха-мама варит суп.
3. с. Заяц-папа взял корзину и пошёл в лес.
4. с. Маленький зайчонок играет в мяч.