Разделы дисциплин и виды занятий.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего |
Предмет педагогики высшей школы | |||||||
Современные тенденции развития высшего образования | |||||||
Современный вуз, кадры, студенты | |||||||
Общедидактические основы организации учебного процесса в вузе | |||||||
Педагог вуза: личность и мастерство | |||||||
Формы, методы и средства обучения в вузе | |||||||
НИС и УИРС |
Содержание разделов дисциплин
№п/п | Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) | Содержание раздела | |
1. | Предмет педагогики высшей школы | Предмет, функции, задачи, основные категории. Возникновение и развитие высшего образования. | |
2. | Современные тенденции развития высшего образования | Тенденции развития высшего образования в стране и за рубежом. Болонская конвенция. Бакалавриат и магистратура. | |
3. | Современный вуз, кадры, студенты | Организация вуза, основные структуры, функции их деятельности. Нормативно-правовое обеспечение деятельности современного вуза. Инновации в вузе. Кадры вуза. Студенчество как социальная группа. | |
4. | Общедидактические основы организации учебного процесса в вузе | Специфика пед. процесса в высшей школе. Содержание вузовского образования. Закономерности, принципы, основные подходы к организации обучения. Психологические основы высшего образования. Организация внеаудиторной работы со студентами. Куратор. Тьютор. | |
5. | Педагог вуза: личность и мастерство | Профессионализм педагога вуза. Личность вузовского педагога. Педагогическое мастерство и творчество. | |
6. | Формы, методы и средства обучения в вузе | Лекции, семинары и др. орг.формы вузовского обучения. Методы преподавания в вузе. Средства вузовского обучения. | |
|
Содержание семинарских занятий по дисциплине
Предмет педагогики высшей школы, функции, задачи, основные категории
Вопросы для обсуждения
1.Предмет педагогики высшей школы и основные категории
2. Болонская конвенция и система высшего образования в России
3.Бакалавриат и магистратура
Практические задания
1. По материалам Болонского процесса подготовить информационные презентации
2.Найти два-три учебника по педагогике высшей школы, познакомиться с содержанием. Отсканировать оглавление. Сделать аннотации учебников.
Современный вуз и нормативно-правовое обеспечение его деятельности
Вопросы для обсуждения:
1.Современный вуз, организация, структура основных подразделений, функции их деятельности.
2.Нормативно-правовое обеспечение деятельности современной высшей школы.
3.Общие тенденции развития инновационных процессов в образовательной системе высшей школы.
Практические задания
1.Сделать схему структуры вуза.
2.Найти и проанализировать 2-3 документа по деятельности вуза.
3.Найти 2 статьи по инновациям в современных вузах прочитать, написать аннотацию и рецензию.
Кадровое обеспечение вуза
Вопросы для обсуждения
1.Особенности профессиональной подготовки преподавателя высшей школы.
2.Адаптация преподавателя высшей школы к педагогической деятельности.
3.Уровни, критерии и характеристика компетентности вузовского педагога.
Практические задания
1.Степень осознания преподавателями разного возраста и стажа работы особенностей деятельности вузовского педагога – анкетирование, беседы, интервью. 2-3 преподавателя.
2. Протестировать 2-х – 3-х преподавателей на адаптированность к работе в высшей школе
3.Составить перечень компетенций педагога вуза с краткой характеристикой.
Студенчество, его социальная и психолого-педагогическая характеристика
Вопросы для обсуждения
1. История студенчества.
2. Студенчество как социальная группа.
3. Студенческие группы, их виды, качества и уровни развития.
4. Мотивация познания, обучения и творчества.
5. Акмеологические основы становления профессионализма.
Практические задания
1.Эссе – когда я был студентом.
2.Наблюдение в течение учебного дня за студенческой группой и составление аналитической справки.
3.Опросить до 10 студентов с целью выяснения их учебной и профессиональной мотивации.
4.Составить аналитическую справку «современный вуз и высшее образование глазами студентов».
5. Сочинение - Эталонный образ студента
Содержание вузовского образования
Вопросы для обсуждения
1. Содержание образования как проблема вузовской педагогики.
2. Образовательные стандарты высшей школы.
3. Профессиональные стандарты и принципы формирования содержания высшего образования.
Практические задания
1.Анализ стандартов высшего образования последнего поколения.
2.Опрос 2-3 преподавателей с целью выяснения их отношения к стандартам, программам и учебникам и учебным пособиям по своим предметам. Проанализировать и сделать выводы.