Отрасль специальной педагогики, занимающаяся вопросами воспитания и обучения лиц, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическое пособие
По дисциплине
“Специальная педагогика”
Автор составитель: Кулешова Э.В.
Москва
Содержание
I РАЗДЕЛ «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Тема 1. Объект, предмет и задачи коррекционной педагогики. Тема 2. Категории детей с нарушениями в развитии. Тема 3. Предметные области современной специальной педагогики. Тема 4. Профессиональные компетенции педагога, необходимые для реализации задач воспитания и обучения в системе специального образования. II РАЗДЕЛ «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Тема 1. Дети с нарушениями зрения и слуха. Проблемы обучения и воспитания. Тема 2. Дети с недостатками речевого развития. Проблемы обучения и воспитания. Тема 3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проблемы обучения и воспитания. Тема 4. Дети с задержкой психического развития. Проблемы обучения и воспитания. Тема 5. Умственно отсталые дети. Проблемы обучения и воспитания. Тема 6. Дети с ранним детским аутизмом. Проблемы обучения и воспитания. Тема 7. Дети с нарушениями поведения. Проблемы обучения и воспитания. Тема 8. Дети со сложными нарушениями развития. Проблемы обучения и воспитания. |
I РАЗДЕЛ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Объект, предмет и задачи коррекционной педагогики.
Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса специального образования лиц с нарушениями или отклонениями в психическом и/или физическом развитии.
Специальная педагогика представляет собой составную часть общей педагогики, одну из ее значимых ветвей (от лат. specialis — род, вид). В ней суммированы теория и практика специального образования, исходящего из специфических образовательных потребностей людей с отклонениями или нарушениями физического и/или психического развития. Ее необходимость и отделенность обусловлены затруднительностью или невозможностью для них получения образования в традиционных, стандартизированных педагогических условиях.
Развивающийся человек, имеющий органический дефект или функциональные нарушения в физической и психической сферах, которые ограничивают те или иные стороны его личностной активности (познавательную, коммуникативную, социальную), познание этого человека (ребенка или взрослого) во всей его целостности, постижение его своеобразия с учетом органичного сочетания его сильных и слабых сторон, актуальных и потенциальных возможностей и на этой основе оказание ему системной педагогической помощи в достижении максимальной самореализации в жизни — вот определяющие задачи специальной педагогики. Таким образом, это та же педагогика, но она реализуется в сложных и нестандартных образовательных ситуациях, в которых находятся обучающиеся, воспитанники с неординарными образовательными потребностями.
Как особая отрасль педагогического знания специальная педагогика выделилась из недр общей педагогики в процессе исторического развития и дифференциации общеобразовательной системы обучения.
Объектом специальной педагогики является специальное образование людей, имеющих особые образовательные потребности.
Предмет специальной педагогики — теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания лиц разного возраста с отклонениями или нарушениями в развитии.
Субъектом, на которого направлено изучение, воспитание, обучение и коррекционно-педагогическая помощь в специальной педагогике, является личность человека определенного возраста, имеющая особые образовательные потребности.
Задачами специальной педагогики как науки являются следующие:
1. Разработка теоретических и методологических основ изучения, воспитания, обучения и развития лиц с отклонениями и нарушениями в развитии.
2. Определение стратегии развития национальной системы специального образования.
3. Разработка теоретических подходов к дифференциальной диагностике, дифференцированному обучению и воспитанию лиц с нарушениями и отклонениями в развитии.
4. Разработка педагогических технологий воспитания и обучения детей разного возраста с нарушениями и отклонениями в развитии.
5. Определение стратегии построения разноуровневых программ в системе специального образования.
6. Поиск и разработка вариативных форм организации специального образования.
7. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке учителя-дефектолога к коррекционно-педагогической работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста с недостатками в психофизическом развитии.
Специальная дошкольная педагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формировании основ адекватного поведения и гармоничной социализации.
Основополагающими для специальной и коррекционной дошкольной педагогики стали труды Л. С. Выготского (1896 – 1934), ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского "развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения.
Первые исследования в области специальной дошкольной педагогики, посвященные детям с нарушениями слуха (Е.Ф.Рау, A. JI. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.JI. Леонгард, Б. Д. Корсунская и др.), доказали, что эффективность коррекционной работы зависит от времени ее начала, ее содержания, методов и приемов. В дальнейшем последовали работы, посвященные изучению и обучению детей с нарушением интеллекта (М. Г. Блюмина, М. С. Певзнер, Н. Г. Морозова, А. А. Катаева и др.) и детей с нарушениями зрения (М. И. Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В. А.Феоктистова и др.). Важным направлением в оказании помощи детям с нарушениями речи явились исследования, направленные на поиск оптимальных путей коррекции отклонений в речевой и познавательной деятельности детей-дошкольников и их подготовки к обучению в школе (Р. Е. Левина, М. М. Кольцова, Н. А. Чевелева и др.). Параллельно с этим проводились исследования по изучению и коррекционной поддержке детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и др.) и детей с тяжелыми множественными нарушениями (А. И. Мещеряков, В. Н.Чулков и др.).
Исследования в области раннего изучения и обучения детей с нарушениями в развитии заложили основы для организации в нашей стране государственной системы дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста. По результатам опытно-экспериментальной работы была создана норматив- но-правовая база и составлена документация, определяющая принципы отбора и комплектования специализированных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также организацию и содержание коррекционно-педагогического процесса.
Последующие работы в области специальной дошкольной педагогики расширили тематику и направленность исследований, углубили понимание взаимосвязи биологического и социального в развитии ребенка, способствовали становлению дифференциальной диагностики детей дошкольного возраста, показали значимость исследований, направленных на помощь детям раннего возраста.
Основной целью специального дошкольного воспитания является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования.
Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, направленных на развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Общим требованием является формирование свойственных возрасту личностных психологических новообразований и предпосылок для перехода к следующему возрастному периоду. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, относится к специфическим требованиям. Они реализуются через коррекцию психических процессов, мышления, речи и деятельности ребенка, в ходе компенсации имеющихся у него нарушений, а также через гармоничную социализацию.
Коррекция (от лат. correctio — исправление) — это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей.
Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравнивание) — это сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также замещение последних. В результате развития процессов компенсации функциональное нарушение, вызванное повреждениями, в той или иной степени возмещается.
Социализация — это, во-первых, процесс и результат активного усвоения индивидом социального опыта, который включает в себя социальное познание, социальное научение, социальную адаптацию и социальное преобразование себя и окружающей действительности. Во-вторых, это интеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей, усвоение ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются поведение, самосознание и качества личности.
Методы науки специальной педагогики — изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный), анализ и интерпретация полученных данных, изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, анализ продуктов детской деятельности и другие.
Тема 2. Категории детей с нарушениями в развитии.
В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, получающих психолого-педагогическую помощь в системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Все эти термины имеют специфическую область применения.
Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Термин используется в психолого-педагогической литературе для широкого определения категории детей, нуждающихся в специальном образовании и различных видах коррекционнопедагогической поддержки.
Дети с неярко выраженными отклонениями в развитии — это дети, которые имеют те же отклонения, которые перечислены выше, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой степени, как у детей с нарушениями развитии. В психолого-педагогической литературе этим понятием также определяются дети с преимущественными нарушениями в психофизическом развитии функционального характера. Также в эту группу включаются дети-дошкольники с задержкой психоречевого развития, дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, дошкольники с неярко выраженными эмоционально-коммуникативными особенностями, дети с незначительным нарушением звуковой культуры речи и т. п.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это очень широкая категория. Она охватывает достаточно разнородные категории отклоняющегося, искаженного или нарушенного развития. Сюда же часто относятся те дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь би- нефицитарный статус, т. е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. По традиционной терминологии таких детей называли детьми-инвалидами. Иногда их определяют как проблемных (чаще всего для взрослых) или с отклоняющимся развитием. Поэтому оба эти термина достаточно часто встречаются в психолого-педагогической литературе.
Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут организовываться как в условиях общеобразовательных групп дошкольной организации, так и в дошкольной организации, имеющей в своей структуре группы компенсирующей и комбинированной направленности. Понятийная парадигма термина широко используется в области специального образования.
В современной специальной педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации различают следующие категории детей с ограниченными возможностями:
- дети с нарушениями интеллекта;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушениями зрения;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- дети с нарушениями речи;
- дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
- дети со сложными и множественными нарушениями.
Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети)
Понятие «умственная отсталость» понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ в пределах 40—69), умеренная (IQ в пределах 35—49), тяжелая (IQ в пределах 20—34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость.
По прошлой международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись следующие группы:
а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);
б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью);
в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).
Эти термины в настоящее время не используются на практике, т.к. считаются некорректными, но знать их содержание необходимо, поскольку они встречаются в литературе советского периода.
Задержка психического развития у детей (ЗПР)
Задержка психического развития чаще всего относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. Данное отклонение. У ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания.
По этиопатогенетической классификации К.С. Лебединской (1980) различают следующие варианты ЗПР:
а) задержка психического развития конституционального ге- неза;
б) задержка психического развития соматогенного генеза;
в) задержка психического развития психогенного генеза;
г) задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Нарушения зрения
а) слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением — острота зрения на лучше видящем глазу от 0,01 до 0,04),
б) слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0, 30, 4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);
в) пониженное зрение (дети с остротой зрения выше 0,4).
Нарушения слуха
а) глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ);
б) тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ);
в) поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Данные нарушения имеют причиной:
а) заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
б) врожденную патологию опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра;
кривошея;
косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
в) приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга
и конечностей; полиартрит;
заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
Нарушения речи
а) системные нарушения речи (алалия, афазия);
б) нарушение строения и функции речевого аппарата (ринола- лия, дизартрия, сложная дислалия);
в) нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);
г) нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание);
д) нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).
Эмоциональные расстройства
а) ранний детский аутизм;
б) эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;
в) эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством;
г) фобическое тревожное расстройство детского возраста;
д) смешанные расстройства поведения и эмоций.
Тяжелые и множественные нарушения
Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарату и глухоты и т.д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабовидящие дети с остротой зрения до 0,2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.
Тема 3. Предметные области современной специальной педагогики.
Предметная дифференциация специальной педагогики при определенном немалом сходстве с предметной дифференциацией общей педагогики тем не менее обладает специфическими особенностями и отличиями.
Свойственные современной специальной педагогике предметные области исторически сформировались в связи с традиционно развивающейся системой специальных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Если в начале XX в. они только оформлялись, сегодня это уже относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания применительно к основным категориям людей с особыми образовательными потребностями. К их числу относятся:
Тифлопедагогика(от греч. – typhlos – слепой и педагогика) –отрасль специальной педагогики, (дефектологии), разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения (частично- и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения). В школах для слепых эффективность обучения достигается применением современных средств рельефного письма, разнообразных наглядных пособий, воспринимаемых осязательно, а также оптимальным использованием имеющегося у большинства учеников остаточного зрения. В школах слабовидящих для обучения общеобразовательным предметам предусмотрены напечатанные крупным шрифтом учебники с переработанными иллюстрациями, в которых выделены основные признаки изображенных объектов; тетради со специальной разлиновкой; наглядные пособия укрупненного масштаба с выделением главного; оптические и технические средства. Большая роль в повышении качества обучения в школах незрячих принадлежит тифлографике и тифлотехнике. Все методы учебной работы предусматривают охрану остаточного и ослабленного зрения учащихся.
Сурдопедагогика(от лат. surdus – глухой и педагогика) –отрасль специальной педагогики, (дефектологии); наука, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и образования детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших). Как отрасль педагогической науки включает в себя теорию обучения и воспитания детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста, историю сурдопедагогики, частные методики, сурдотехнику.
Олигофренопедагогика (от греч. oligos - малый, phren - ум и педагогика) – отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей, а также вопросы их трудовой подготовки. Олигофренопедагогика как наука разрабатывает психолого-педагогические проблемы диагностики умственной отсталости, пути совершенствования обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, педагогическую классификацию и типологию умственно отсталых детей, структуру специальных учреждений и т.п. Одно из главных направлений исследований в олигофренопедагогике – комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоставительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важная и специфическая задача олигофренопедагогики - определение оптимальных педагогических средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. Важную роль играет всестороннее и динамическое изучение особенностей умственно отсталого ребенка, которое включает широкий план клинических, нейрофизиологических, психологических и педагогических исследований. Существенное значение имеет раннее выявление умственной отсталости и своевременное начало специального обучения. Учебные занятия с такими детьми предусматривают пропедевтику и обучение родному языку и элементарному счету, воспитание навыков общения. Существенное место занимает предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд и самообслуживание. За рубежом вместо термина «олигофренопедагогика» применяют понятия «лечебная педагогика», «социально-реабилитационная педагогика», «специальная педагогика», «педагогика специальной школы» и др. Такая терминология не содержит четкого указания на то, о каком ребенке идет речь, что дает повод для значительного расширения круга лиц, включаемых в сферу специального обучения и воспитания.
Логопедия (от греч. logos – слово, и paideia - воспитание, обучение) – это наука о нарушениях речи при нормальном слухе, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психическое состояние и развитие. Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У детей появляются такие черты как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в 17 в. в работах по сурдопедагогике. Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со 2-й половины 19 в. До конца 30-х гг. 20 в. в логопедии преобладали упрощенные представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. При логопедических исследованиях помимо произносительных дефектов определяются уровень лексико-грамматического развития, степень овладения звуковым составом слова и письменной речью и т.д. Установлено взаимодействие между нарушениями фонетики, лексики и грамматики; произношения и фонемообразования; дефектами устной и письменной речи. Большое педагогическое значение имеет также выявление связи речевой деятельности с психикой ребенка. Сегодня в логопедии как педагогической науке изучение аномального ребенка подчинено задаче разработки путей специального обучения и воспитания детей, страдающих недостатками речи. Задачей логопедии является также перевоспитание (устранение) последствий речевого дефекта, отрицательно влияющих на психику и поведение ребенка. Серьезное внимание в логопедии уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности. Результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В частности, достижения логопедии с успехом используются в методике преподавания языков.
Ортопедагогика - о воспитании и обучении лиц с заболеваниями органов движения и опоры (рук, ног, позвоночника).
Отрасль специальной педагогики, занимающаяся вопросами воспитания и обучения лиц, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.
Отрасль специальной педагогики, занимающаяся вопросами воспитания и обучения лиц, имеющих нарушения поведения.
Отрасль специальной педагогики, занимающаяся вопросами воспитания и обучения лиц, имеющих множественные нарушения.
Каждая из названных предметных областей структурно организована, так же как и общая педагогика, т. е. собственно педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т.п.) - ее история, дидактика, теория и практика воспитания, специальные методики обучения. Они дифференцированы по возрастным периодам, причем достаточно хорошо разработаны дошкольный и школьный периоды. В то же время научные и практические разработки, связанные с проблемами ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии, и также вопросы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образования взрослых с ограниченной трудоспособностью, социально-педагогической помощи людям зрелого возраста находятся на стадии научных исследований.
Объединяющим теоретико-методологическим началом всех предметных областей является собственно специальная педагогика. На протяжении XX в. она постепенно оформилась как самостоятельная теоретически обоснованная и практически апробированная отрасль науки. Ее предметом является теория и методология научного познания в рассматриваемой области педагогики, ее научным багажом и инструментарием — научно-философские, этические, исторические, социологические и социокультурные, экоономические, правовые, клинические, лингвистические, психолингвистические и психологические знания, понятийный аппарат, систематика и статистика, общедидактические и общеметодические решения проблем образования людей с ограниченными возможностями, сравнительная педагогика.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Полученные в них материалы и новации творчески используются специальной педагогикой и ее предметными областями в исследованиях и в практической деятельности, в процессах разработки и применения специальных образовательных технологий, технических средств обучения, коррекции и компенсации, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. К числу этих наук относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, нейропсихология, ряд отраслей медицины, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, а также гуманитарные и естественные науки, соответствующие учебным предметам школьного образования, и др.
Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к возникновению и развитию новых областей педагогического знания. Предметом научного исследования в них становятся проблемы воспитания и образования таких категорий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о них пока еще недостаточно для выделения в самостоятельноенаправление. Благодаря усилению педагогического и общественного внимания к детям с комплексными нарушениями в развитии происходит также развитие междисциплинарной интеграции внутри системы специальной педагогики.