Формы продуктов проектной деятельности
Паспорт предполагаемого продукта
(Вашей разработки, модели, описания условий и т.п.))
(на своем или гипотетическом материале)
Под инновационным проектом понимается авторский вариант решения стратегической задачи развития системы образования, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных учреждений.
Инновационный продукт - готовый к внедрению результат инновационной деятельности. Инновационный образовательный продукт представляет собой учебно-методический результат обобщения образовательной практики в форме:
◦ учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
◦ описания необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;
◦ комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).
Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир » может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
— Web-сайт;
— Анализ данных социологического опроса;
— Атлас;
— Атрибуты несуществующего государства;
— Бизнес-план;
— Видеофильм;
— Видеоклип;
— Выставка;
— Газета;
— Действующая фирма;
— Журнал;
— Законопроект;
— Игра;
— Карта;
— Коллекция;
Задание 1:Составить Паспорт продукта
1. Полное название
2. Форма представления продукта
3. Актуальность (соответствие современным тенденциям развития образования; проблема, решаемая внедрением данного продукта)
4. Концепция продукта (идея, способы реализации)
5. Новизна (в чем отличие от имеющихся аналогов, в чем инновационность)
6. Востребованность (кто может использовать, область применения)
7. Условия реализации (какие необходимы ресурсы, каковы ограничения, трудоемкость, риски)
8. Результативность (какие изменения возможно произойдут после внедрения инновации)
Эффекты (какие возможно произойдут, дополнительные изменения, не связанные напрямую с целью, задачами инновации)
Объяснить целесообразность появления Продукта по следующим критерия отбора:
} актуальность (соответствие приоритетным направлениям образовательной политики);
} новизна (преимущество перед аналогами);
} эффективность (решение проблемы с наименьшими затратами);
} технологичность (готовность к использованию в массовой практике).
} востребованность (ориентированность на конкретного потребителя, подтверждение использования новшества).
Провести воображаемую экспертизу Вашего инновационного продуктапо критериям:
Актуальность:
- Актуальность проблемы, решаемой внедрением продукта
- Степень соответствия современным тенденциям развития образования
- Содействие развитию муниципальной (региональной) системы образования .)
Концептуальность:
- Осознанность решаемой проблемы, грамотная постановка цели
- Наличие теоретического и методологического обоснования
- Ясность и четкость изложения идеи решения проблемы
Инновационность(новизна):
- Степень инновационности идей
- Степень инновационности используемых методов и технологий
} Результативность:
- Ориентированность продукта на конкретный практический результат
- Наличие мониторинга, диагностики и анализа результатов
- Наличие отзывов, рецензий об успешной реализации продукта
Транслируемость:
- Возможность использования продукта для разных категорий потребителей
- Степень готовности к трансляции продукта (описание методики, опыта, наличие пособий, методических комплексов, рекомендаций и т.д.)
- Наличие публикаций, выступлений по теме инновационного опыта
Презентационность:
- Доступность и ясность в подаче инновационного материала
- Структурированность продукта, логичность, последовательность
- Культура оформления работы, в т.ч электронной версии
Задание 2. Заполните схему (на основе своего или гипотетического материала):
Деятельностная модель управления процессом …
Диагностика актуального уровня … |
Выявление уровня … |
Анализ результатов диагностики уровня … |
Целеполагание и планирование работы по … |
Условия … | Условия проведения работы | Показа-тели достиже-ния цели | Организацион-ные структуры управления процессом … | Определе-ние форм работы по .. | Выбор средств и методов … | Разработка этапов решения задач … | Определение времени, форм и методов контроля за процессом … |
Реализация деят-ти по . |
Проведение анализа… |
Диагностика уровня … |
Анализ результатов … и постановка новых задач |
Задание 3. Заполнить таблицу (на своем или гипотетическом материале) :
Таблица . Модули управления процессом …
Модули | Задачи |
Диагностический | - определить … |
Мотивационный | - обеспечить … |
Ценностно-ориентирующий | - сформировать … |
Организационно-деятельностный | - определить цель предстоящей работы; - разработать условия проведения и организац. структуры управления процессом …; - рассмотреть формы работы по …; - определить средства и методы …; - разработать этапы решения задач …; - определить время, формы и методы контроля за процессом … |
Операционально-деятельностный | - осуществить работу по …. |
Аналитический | - проанализировать успешность проведенной работы по …. |
Рефлексивный | - создать условия для анализа результатов деятельности и диагностики … |