Б. Назовите теории, лежащие в основе содержания образования
1. Формального образования, материального образования, прагматистская теория образования.
2. Идеалистическая философия, коммунистическая теория воспитания и образования, диалектический материализм.
3. Дидактический материализм, дидактический утилитаризм, теория операционной структуризации.
4. Научно-технократическая, прагматическая, теория общего среднего образования.
5. Нет правильного ответа.
В. Знания как категория дидактики – это…
1. Владение способами применения усвоенных в процессе обучения знаний на практике.
2. Понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие их них обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).
3. Умения, доведенные до автоматизма, до высокой степени совершенства.
4. Результат активной познавательной деятельности ученика под руководством педагога.
5. Обобщенные представления человека об окружающем мире и своем месте в этом мире.
Г. Нормативными документами, определяющими содержание образования являются:
1. Учебные планы и учебные программы.
2. Учебники и учебные пособия.
3. Инструкции органов образования.
4. Методические рекомендации и указания.
5. Приказы Министерства образования.
Д. Основной целью общего среднего образования выступает...
1. Ознакомление учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного производства.
2. Формирование умений и навыков обращения с наиболее распространёнными орудиями и средствами труда.
3. Овладение школьниками основами важнейших наук о природе и обществе, развитие их мировоззрения и базовой культуры личности.
4. Подготовка школьников к определённой профессиональной деятельности.
5. Овладение знаниями, умениями и навыками.
Е. Почему проблема содержания образования является чрезвычайно актуальной, требующей постоянного внимания?
1. Потому что возникла необходимость реформирования системы образования в Республике Беларусь.
2. Потому что этого требует педагогическая наука.
3. Этого требует переход системы образования на работу в условиях личностно-ориентированной педагогической парадигмы.
4. Это обусловлено тем, что обогащение социального опыта, лежащего в основе содержания образования, ведёт к постоянному совершенствованию и уточнению содержания образования.
5. Нет правильного ответа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 8
ПО ТЕМЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ»
Требования к компетентности:
· знать структуру процесса обучения; владеть дидактическими основами планирования, конструирования, организации, осуществления и контроля процесса обучения;
· знать этапы и уровни усвоения учебного материала; уметь анализировать педагогическую реальность с учетом этого знания;
· знать наиболее распространенные виды обучения, уметь соотносить с ними педагогическую действительность и использовать эти знания для решения педагогических задач;
· знать закономерности и принципы процесса обучения, уметь обосновать их значение и владеть способами их системной реализации в педагогическом процессе.
Основная литература
1. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. –Кн. 1. – С. 309-314, 440-468.
2. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1996. - С. 141-146, 173-185.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Р-н-Д: Феникс, 1997. - С. 307-316.
Дополнительная литература
1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2008. – 304 с. С. 86-91.
2. Педагогика /Под ред. Бабанского Ю.К. М., 1983. - С.141-151.
3. Ильина, Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. - С.211-222.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. - С. 162-178, 183-196.
Основные понятия
Учение – разновидность процесса познания, отражение реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщенное в виде теорий, законов, научных понятий и т.п.
Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - С. 77.
Учебная деятельность – есть форма существования школьника как субъекта учения. В ней выражается, проявляются и формируются все качества личности, ее характеристики.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого.- С. 142.
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - С. 251.
Усвоение - путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий, нравственных норм и этических правил поведения.
Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
Усвоение – результат учения, учебной деятельности.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. - С. 307.
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - С. 180
Правила обучения – руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Подласый И.П. Педагогика. Т. 1. - С. 440.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ