У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок,

У серой мышки — маленький мышонок,

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок.

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

Л. Леонова

7. Для развития внимания подбирайте и читайте стихи-путаницы.

Теплая осень сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?

Л. Станичев (перевод А. Александрова)

8. Игра «Кто кем будет».

Вы предлагаете ребенку названия предметов и явлений, а он должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем станут. Вы говорите: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, мука, деревянная доска, железо, ткань, ученик, больной, слабый, вечер, зима, снег и т. д. Когда ребенок ответит, обсудите с ним различные варианты ответов. Из яйца, например, может появиться птенец, черепаха, змея, крокодил, а из ученика — студент, ученый, инженер, доктор, да мало ли специальностей.

Есть и обратный вариант этой игры: «Кто кем был». В этом случае ребенок должен догадаться, кем была раньше курица (яйцом), корова (теленком), вишня(косточкой), рыба (икринкой), бабушка (девочкой), бабочка (гусеницей), день (ночью) и т. д. После этой игры спросите у малыша:

— Где живут лошади?

— Где зимует медведь?

— Кто превращается в лягушку? И т. д.

9. Игра «Поговорим наоборот».

Вы говорите: «Высокий», а ребенок отвечает: «Низкий», толстый — худой, маленький — большой, горячо — холодно, чистый — грязный, лед — вода, артист — зритель, красивый — безобразный, веселый — грустный и т. д.

10. Игра «Кто лишний?». Эта игра поможет развить внимание и мышление, умение объединять слова в группы по общему признаку, по принадлежности к одному виду. Предложите ребенку из ряда слов найти одно лишнее.

Смелый, решительный, злой, отважный, храбрый.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений.

Молоко, сливки, сметана, сало, сыр, кефир.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Морковь, репа, лук, груша, свекла.

Вишня, капуста, слива, абрикос, персик.

Молоток, клеши, пила, стакан.

Щука, окунь, рак, лещ, карась.

Цыплята, гусята, утята, зайчата.

Зайчата, волчата, бельчата, совята.

Чашка, миска, нож, ведро, тарелка.

11. Игра «Назови одним словом»:

— сумка школьника-, которую носят на спине (ранец);

— занавеска на окне (штора);

— рабочий стол ученика (парта);

— ножницы, молоток, пила, топор;

— лиса, хорек, рысь, лось;

— приспособление для запирания чего-либо ключом (замок) и т. д.

Возможен и обратный вариант, когда предлагается понятие, слово, а ребенок должен объяснить его назначение или объяснить, что это такое.

12. Игра «съедобное — несъедобное». На съедобное ребенок хлопает в ладоши.

Булка — шкатулка; варенье — печенье; гайка — майка; сыр — рыбий жир; мед — самолет;

ватрушка — погремушка; вагоны — макароны; шоколад — мармелад; суп — зуб; паруса — колбаса.

Вы можете усложнять задание, называя три съедобных и одно несъедобное или наоборот.

13. О.М. Дьяченко и Н.Е. Веракса предлагают в своей книге «Чего на свете не бывает» прекрасную игру «Помоги художнику». На листе бумаги мама рисует человечка, как сможет, хоть «ручки, ножки, огуречик», и говорит ребенку, что художник не успел дорисовать картину и попросил ему помочь. Пусть ваш малыш придумывает любые детали, а вы все изображайте. Придумайте, кто здесь нарисован, какие у него глазки, волосики, какая одежда, где он, в саду или дома, есть у него что-нибудь в руках или нет. Обсудите все детали, не смущайтесь, рисуйте, как получится, это не важно. Когда вы решите, что рисунок закончен, можно придумать по нему рассказ, как зовут человечка, чем он занят или куда идет. Игру можно проводить много раз, что-то дорисовывая, добавляя детали, все, что придумается. Игра имеет много плюсов.

Во-первых, это радость творчества вдвоем.

Во-вторых, это важно детям, не очень уверенным в себе, а тут мама подчиняется и рисует все, что ее попросят. Играя в игру, вы быстро заметите, что с каждым разом ребенок будет все смелее предлагать новые и новые детали, особенно если вы их спокойно выполняете.

В-третьих, ребят-«всезнаек» она приучит прислушиваться к чужому мнению. С этими детьми лучше заранее обсудить все различные варианты и, возможно, посоветовать свой, как наиболее удачный. Это научит ребенка выслушивать противоположную сторону и уметь с ней договориться.

Придумывая рассказ, направляйте малыша, чтобы он не заблудился в дебрях фантазии. Пусть история будет небольшая, но с неожиданностями, вроде говорящей собаки или встреченного инопланетянина, и, главное, она должна быть законченной.

Наши рекомендации