Предлагаемые обстоятельства

Следующий цикл упражнений мы посвящаем развитию воображения для создания предлагае­мых обстоятельств.

Предлагаемые обстоятельства — «это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режис­серское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костю­мы художника, бутафория, освещение, шумы и зву­ки, и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве».

Предлагаемые обстоятельства, окружающие сценическое действие, возникают, когда мы ста­вим перед студентами вопросы: кто? когда? где? почему? как? — направляя их воображение на та­кое создание окружающей жизни и обоснование своих действий, какое возможно в действительно­сти, логично, последовательно и правдоподобно.

«Если бы» всегда начинает творчество, «пред­лагаемые обстоятельства» развивают его».

Начиная с простейших упражнений, развива­ясь и расширяясь, будучи непременными спутника­ми актера во всех его работах, предлагаемые об­стоятельства сопровождают его на всем протяже­нии артистической деятельности. Поэтому необхо­димо воспитать в студентах вкус к подробной, тщательной, увлеченной деятельности воображе­ния по созданию предлагаемых обстоятельств упражнения, этюда, роли и т. д. Формально со­ставленные предлагаемые обстоятельства не дают никакой пищи для воображения, для оправдания и желания действовать. Если они составлены толь­ко умом, то надо их оживить воспоминаниями из собственной жизни, сделать важными для себя, ин­тересными — словом, найти способ увлечься ими.

«Если Вы сказали слово и проделали что-либо на сцене механически, не зная, кто вы, откуда пришли, зачем, что вам нужно, куда пойдете от­сюда и что там будете делать — вы действовали без воображения, и этот кусочек вашего пребывания на сцене, мал он или велик, не был для вас правдой — вы действовали как заведенная машина, как автомат».

Для того чтобы дать толчок воображению к созданию предлагаемых обстоятельств, мы даем упражнения следующего плана. По знаку препо­давателя принимается непроизвольная поза. Затем убирается излишнее напряжение и поза оправды­вается. Далее занимающийся рассказывает о тех предлагаемых обстоятельствах, которыми окружено его действие. Например, по знаку преподавателя я принял позу — вытянул вперед руку. Оправдал тем, что хочу позвонить в звонок своей квартиры. Затем, не меняя позы, создаю обстоятельства, с которыми может быть связано это действие: вернулся из дома отдыха, где проводил отпуск, звоню, никто не отвечает — значит, мать и отец уехали на дачу. Как же мне попасть домой? Решаю зайти к приятелю, который живет в этом же доме. Затем рассказываю об этом преподава­телю.

Другие предлагаемые обстоятельства этого действия: звоню в звонок квартиры, где живет любимая девушка. Она меня пригласила сегодня, чтобы познакомить с родителями. Близится серь­езное объяснение.

Другая поза; поднял обе руки ко рту. Оправдал тем, что кричал бы так на реке, вызывая лод­ку с того берега. Сейчас ночь, никого не дозо­вешься, холодно. У матери сердечный припадок — мне нужно попасть в больницу на том берегу и привезти врача.

ОПРАВДАНИЕ МЕСТА ДЕЙСТВИЯ

Мы спрашиваем студента: «Где вы сейчас нахо­дитесь?» Он называет какое-нибудь место действия (например, в парке). «Рассказывайте, как вы сюда попали». Занимающийся оправдывает и подробно рассказывает причину и обстоятельства прихода.

Далее мы показываем открытки, рисунки, фо­тографии, иллюстрации, проигрываем мелодии, подражаем крикам животных, и т. п. Студент дол­жен сочинить небольшой устный рассказ на эту тему. Если рассказ идет негладко, нужно помочь вопросами: кто? когда? почему? как? для чего? и т. д.

Показываем предмет и предлагаем рассказать историю, связанную с ним.

Групповой рассказ. Один из студентов начи­нает рассказывать какую-нибудь историю. Затем по знаку преподавателя второй продолжает рас­сказ с того места, на котором остановился первый, далее третий продолжает рассказ второго, и так, пока последний в группе не закончит его. Это упражнение, развивая воображение, тренирует и внимание, потому что необходимо удержать в памяти действующих лиц рассказа и линию их поведения. Можно его усложнить, перенеся время действия в другую историческую эпоху.

Можно назвать несколько не связанных друг с другом по смыслу слов, а занимающийся должен свести их в рассказ и связать развитием действия.

Упражнения на развитие воображения надо проделывать и дома, и на улице, например: наблю­дая за незнакомыми людьми, создать их биогра­фии и рассказать об этом на уроке; пофантазиро­вать о том, что делал кто-нибудь из встреченных вами людей с самого утра до того момента, когда вы его увидели; что будет делать и куда идет тот, кого вы видели; какие у него комнаты. Можно создать в своем воображении обстоятельства, свя­занные с переездом в другой город, и самый пере­езд; совершить такое же путешествие, но в дру­гом веке (до железных дорог); совершить высоко­горный переход; мысленно пройтись по городу, в котором вы живете, заходя в интересные места; побывать на спортивных состязаниях; построить в своем воображении новый идеальный город; осуществить полет в космос и т. д.— и рассказать об этом на уроке.

Продолжая заниматься развитием воображения и созданием предлагаемых обстоятельств, надо подойти к воплощению их в этюде. Мы называем несколько не связанных друг с другом небольших физических действий с тем, чтобы они органично вошли в небольшой этюд, созданный студентом, и были оправданы развитием действия.

Этюды могут быть сыграны: 1) в той последо­вательности действия, в какой даны; 2) в любой последовательности. Например: а) поднял руку; б) нагнулся; в) подошел к окну.

В этих этюдах надо пользоваться настоящими предметами.

Оправдано было так.

Уже поздно. Вошел в комнату, поднял руку, чтобы зажечь электричество, увидел, что окно открыто и ветер сдул со стола бумаги. Нагнулся, поднял с пола бумаги и, подойдя к окну, закрыл его.

В другой последовательности тех же движений был сделан следующий этюд.

Сидел у себя в комнате, занимался. Пора идти на работу. Подошел к окну, чтобы посмотреть, прошел ли дождь, увидел, что он идет еще силь­нее, поднял руку, чтобы снять с вешалки плащ, надел его, нагнулся, подвернул брюки и пошел на работу.

Еще один вариант. Пью чай с вареньем. В от­крытое окно влетела оса и подбирается к варенью.

Я поднял руку и отмахиваюсь от нее. Оса сердит­ся и начинает кружить вокруг меня. Я боюсь, как бы она не запуталась в моих волосах, закрываю волосы руками и нагибаюсь. Оса вылетает в окно. Я подхожу к окну и закрываю его.

Вот еще упражнения такого рода: а) вбегаю в комнату; б) переставляю стул; в) рву бумаги; г) нагибаюсь.

Одно из оправданий: увидел, что идут гости, привожу в порядок комнату.

Другое оправдание. Жду важного письма. Мне сказали, что оно получено. Вбегаю в комнату, чи­таю письмо. Это извещение из библиотеки с прось­бой вернуть просроченные книги, которые я вче­ра вернул. Разрываю письмо и бросаю в печку.

Еще несколько физических действий: а) достал что-то из кармана; б) встал на стул; в) зажег спичку.

Одно из оправданий: меняю перегоревшую лампочку.

Еще действия: а) повернуться; б) стать на ко­лени; в) хлопнуть в ладоши; г) какое-нибудь дей­ствие с платком.

Одно из оправданий. Собираясь в гости, ищу свою сумочку, затем достаю из нижнего ящика платок. Оттуда вылетела моль. Пытаюсь ее пой­мать, хлопая в ладоши. Наконец моль убита. Вы­тираю руки платком.

В этих упражнениях оправдания должны быть простыми, жизненными, без сильных драматиче­ских событий. Предлагаемые обстоятельства соз­даются самими студентами и отвечают на вопро­сы: где? когда? почему? кто? что случилось? и. т. п. Здесь выявляется, насколько студент овладел вни­манием, свободой мышц, а также умением оправ­дывать любое положение, т. е. находчивость и изобретательность.

Наши рекомендации