Принцип дополнительности в социальной педагогике

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики.

Как способ описания при анализе альтернативных, противоре­чивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методоло­гический принцип.

Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позво­ляет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:

подход к развитию человека как к совокупности взаимодо­полняющих процессов - природного, культурного, социально­го и др., которые определяют характер, содержание и ре­зультаты его социализации;

изучение и описание социализации как совокупности стихий­ного, частично направляемого, относительно социально кон­тролируемого процессов развития человека, а также его са­моизменения;

выявление и изучение взаимодополняющих факторов социа­лизации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро - страна, этнос, общество, государство; мезо - реги­он, средства массовой коммуникации, субкультура, тип посе­ления; микро - семья, соседство, группы сверстников, воспи­тательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одному из социальных ин­ститутов, который, в частности, включает в себя взаимодо­полняющие виды воспитания (семейное, социальное, религи­озное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муници­пальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности взаи­модополняющих процессов (например, организации социаль­ного опыта, образования, индивидуальной помощи), создаю­щих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и про­тиворечивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социаль­ных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в со­циальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения прин­ципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.

Наши рекомендации