Алгоритм решения эвристической задачи
1 . Ясно понять задачу | Что известно? Что не известно? В чем состоит условие? |
2. Составить план решения | Собрать данные; подумать, встречалась л и такая задача ранее. Что полезного можно извлечь из полученных данных? Все ли они могут быть использованы для аргументации? |
3. Осуществить план решения | Контролировать каждый шаг. Суметъдоказать, что он правильный |
4. Изучить полученное решение | Проверить результат |
Правила-«афоризмы» к решению.
^ Кто плохо понимает, тот плохо отвечает.
^ Где есть желание, найдется путь.
^ Усердие — мать удачи.
^ Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале.
-/ Делай, как можешь, если нельзя сделать, как хочешь. ^ Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай.
3. Аналитический:
- выработка идей, отработка участниками стратегии и тактики аргументации собственных доводов;
- выбор оппонентов и ведение переговоров с ними (каждая группа выбирает по 1 — 2 оппонента).
4. Заключение. Работа групп «экспертов».
Первая группа анализирует и оценивает деятельность участников игры.
^ Кто в малых группах был лидером и почему?
^ Какие из рабочих групп нашли более «весомый» довод и правильный подход к решению проблемы?
Вторая группа «экспертов» анализирует и оценивает эвристическую игру-беседу как метод обучения.
^ Какова учебная цель эвристической игры-беседы?
^ В чем особенности методики ее проведения?
^ Каковы методы педагогической эвристики, используемые участниками в ходе игры?
^ На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, трансформации и т.д.)?
^ Какие способы размышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)?
^ Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: а) задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; б) задачи, требующей модификации заученных действий в изменившихся условиях; в) задачи на поиск новых, еще неизвестных способов действия)?
^ Какие характеристики эвристической деятельности здесь имели место (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Разработка сценария и проведение ролевой игры
Понятийно-терминологическая игра
Цель: совершенствование навыков работы со справочной литературой, свободное воспроизведение содержания учебной информации; определение своеобразия проведения игры как вида учебного занятия.
Основной метод: ролевая игра.
Оборудование игры: лист флипчарта для проведения рефлексии занятия, текст (распечатка) стихотворения «Моя книга» (приведено ниже), видеокамера для видеосъемки хода занятия. Набор терминокарт.
Технология проведения игры.
Первый этап. Участникам следует разбиться на группы по пять человек. Каждая группа должна объяснить одно из понятий. Например, первая дает определение понятию «общение», вторая — понятию «рефлексия», третья — понятию «проблемная ситуация», четвертая — понятию «воспитание», пятая — понятию «экспрессия». Проводится устное обсуждение понятий.
После обсуждения предложенных понятий один из представителей от группы оглашает полученные результаты, выделяются ключевые слова. Все фиксируется на доске.
Второй этап. Каждая группа получает набор терминокарт. Тер-минокарта тематическая, в ней обозначены десять основных понятий. Количество терминокарт соответствует количеству групп. Ниже приведены примеры терминокарт.
Набор терминокарт
№ 1. Тема «Общение»
Общение — взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.
Общительность — черта характера, выражающая потребность и способность личности к общению с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания.
Интонация — совокупность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр, акцентный строй), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональной окраски.
Настроение — устойчивое, относительно длительное эмоциональное состояние человека, влияющее на его психические процессы, на всю деятельность, в частности на усвоение учебного материала.
Стиль педагогического общения — совокупность индивидуальных особенностей, способов, характера осуществления педагогического взаимодействия.
Суггестия — воздействие на эмоциональную, бессознательную сферу психики человека или группы людей, нередко помимо, а иногда и против, их воли.
Средства коммуникативного процесса — различные знаковые системы, прежде всего речь, оптико-кинетическая система (жесты, мимика, пан-томимика), экстралингвистическая система (интонация, неречевые вкрапления в речь), система контакта глазами, система организации пространства и времени коммуникации.
Устная речь протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией.
Установка — готовность к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия актуальной потребности и объективной ситуации удовлетворения этой потребности.
Эмоциональное заражение — воздействие на человека путем передачи эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики, движений.
№ 2. Тема «Воспитание»
Воспитание (как педагогическое явление) — целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка (студента), вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
Воспитанность — уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.
Воспитательная работа — целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и'детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности.
Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом.
Движущие силы процесса воспитания — объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения, регулируемые педагогом.
Децентрация — один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения других людей.
Закон воспитания — закон, который проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением социального опыта старших поколений, обусловливающего включение в общественную жизнь.
Мировоззрение — система общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Неформальная группа — система нормативно не предусмотренных и не регулируемых в административном или правовом порядке личностных и межгрупповых отношений, которые складываются на основе психологических факторов, отличаются определенной направленностью интересов, общения, сотрудничества, атрибутами, символикой.
Отражение в воспитании — восприятие, познание, понимание воспитателем воспитанника и себя как участников взаимодействия.
Третий этап. Каждая из групп получает свою терминокарту, изучает ее 10 минут, выделяя ключевые слова.
Четвертый этап. Происходит обмен терминокартами между группами. Методика работы та же, что и на третьем этапе.
Пятый этап. Проводится межгрупповая проверка усвоения понятий. Представители каждой группы рассчитываются на «первый—второй». Первые — «экзаменаторы», вторые — «экзаменующиеся». Им нужно воспроизвести своими словами понятия, вписанные в терминокарты. «Экзаменатор» предлагает выделить основные признаки изучаемых понятий, а затем включить зафиксированные понятия в терминотекст.
Участники получают п р а в ил а роли.
^ Взаимодействуя с другим участником, будьте самим собой, насколько это возможно в пределах вашей роли.
^ Эта роль дает вам возможность применить имеющиеся у вас знания, полученные навыки, обратиться к прежнему опыту.
^ Сохраняйте гибкость взаимодействия в пределах своей роли.
^ Как можно больше следуйте моментам обучения. Они дают вам возможность отработать нужные навыки в «безопасной» среде, прежде чем в них возникнет необходимость на практике.
Далее участники игры меняются ролями и терминокартами.
Если при распределении участников получается более двух групп, происходит обмен и ролями, и группами. Например, 2-я играет с 3-й, а 1-я с 4-й и т.д.
Шестой этап. Каждой группе дается право составить терминотекст, включающий в себя все изученные понятия. Терминотекст может быть в виде истории, фрагмента лекции, рассказа от имени ребенка или сказочного героя, характеристики. Каждая группа выступает со своим произведением перед коллегами. Оценка производится через «Конкурс аплодисментов». Лучшей признается та работа, которая получила больше аплодисментов.
Седьмой этап. Составление каждым участником опорной схемы игры. Результаты обсуждаются.
В завершение работы все участники ролевой игры выполняют игровое упражнения на снятие стресса и релаксацию после игры:
вариант 1. На листе бумаги написать, что расстроило участника при проведении занятия, прочитать написанное вслух, а потом скомкать и выбросить этот листок бумаги;
вариант 2. Рассказать стихи руками.
Моя книжка
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик — круглый бок:
Вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт. Открой — и пой:
Лупит дождь, а ты сухой!
На цветной картинке киску Долго глажу я рукой, Ведь у киски мех такой Теплый!
(Вольный перевод с англ. В.Егорова)
Рефлексия занятия — «Точечный обзор». Оборудование — лист флипчарта.
Набор утверждений (шесть утверждений) | Совершенно не согласен | Не согласен | Согласен | Полностью согласен с утверждением |
Задание. Высказать свое мнение по поводу методики проведения и участия в ролевой игре.
Инструкция. На листе бумаги напишите три самые главные мысли, касающиеся данного занятия. Найдите себе пару и вместе обсудите шесть предложений, в свою очередь выбрав из них только три. Затем найдите себе партнеров в других диадах и, обсудив шесть предложений, оставьте только три. Потом участники объединяются в восьмерки. В конечном итоге на лист флипчарта записывается набор из шести утверждений. Все студенты-участники игры подходят к флипчарту и заполняют рейтинговые колонки, обозначив точкой собственное отношение к утверждению.
Анализ занятия (по видеосъемке хода игры).
1. Каковы самые важные аспекты игры?
2. Насколько точен был анализ информации, представленный в игре?
3. Была ли участниками игры рассмотрена вся информация, освещающая эти важные аспекты?
4. Какие интеллектуальные, психологические или физические затруднения испытывали участники игры? Укажите способы их устранения.
5. В чем сложность организации ролевых игр?
6. Что дает участникам составление опорной схемы игры?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 Методика проведения различных видов мозгового штурма
Цели: определить своеобразие проведения мозгового штурма как активного метода обучения применительно к конкретной теме учебной информации; стимулировать развитие мыслетворчества
студентов; создать условия для устранения психолого-педагогических барьеров при решении студентами творческой задачи; способствовать формированию навыков активного слушателя.
Вариант 1. «Своя игра»
Форма организации студентов — фронтальная.
Модель о б у ч е н и я — поисковая.
Оборудование: видеокамера для съемки процесса ролевой игры.
Предварительный этап. Учебная группа разбивается на микрогруппы (по 3 — 6 человек), каждая из которых:
1) ищет свои примеры для мозгового штурма. В качестве примера используются непонятные явления или явления, имеющие большое количество решений, предложенных как гипотезы-объяснения. Например: «Предложите средства, которые бы уменьшили травматизм во время гололеда на каменных лестницах», «Создайте' модели детской одежды без ниток и клея», «Предложите оригинальную новогоднюю игрушку», «Попробуйте усовершенствовать конструкцию классной доски», «Объясните тайну бермудского треугольника». Подобные примеры используются в качестве разминки перед мозговым штурмом;
2) разрабатывает правила проведения мозгового штурма и оформляет их;
3) определяет техническую процедуру фиксации идей (с помощью магнитофона или для этой цели выбирается отдельный участник);
4) определяет способы фиксации идей (ключевыми словами, рисунком, знаком, дословной записью и т.д.);
5) выбирает вариант проведения мозгового штурма;
6) формулирует основную проблему предстоящего мозгового штурма. Например: «Создать проект детского сада будущего», «Улучшить систему работы с одаренными детьми», «Модифицировать программу развития творческих способностей детей», «Создать универсальную игрушку для детей дошкольного (раннего) возраста».
Для проведения мозгового штурма из числа студентов выбирается «ведущий», с которым преподаватель дисциплины проводит соответствующую консультацию.
Организационный этап. Проводится обсуждение всех позиций, обозначенных во время предварительной работы микрогрупп. Согласно выбранному варианту проведения мозгового штурма определяются ролевые обязанности участников. Для отбора участников проводится интеллектуальная разминка приемом «Брейнстор-минга» (мозговой атаки).
Вариант 1. «Мозговая атака 66» Д. Филиппса.
Все участники делятся на группы по шесть человек. Начинает первая группа. Она в течение шести минут проводит прямую мозговую атаку на тему «Как излечить синдром хронического опаз-дывания у студентов?». Эстафета передается следующей группе, которая работает методом ассоциаций. Вариант 2. «Двойное кольцо Сократа».
Участники разбиваются на группы по семь человек. Расставляются стулья в два концентрических круга. Во внутреннем (в центре) стоит семь стульев. Шесть занимают участники, а седьмой всегда свободен. Обсуждение проходит только во внутреннем круге, каждый участник которого передает эстафету своему соседу. Участники внешнего круга могут только писать. Они вступают в разговор, заняв свободный стул. Если все стулья внутреннего круга оказываются занятыми, то его участники на добровольной основе решают, кто покинет внутренний круг. Вопросы для обсуждения: «Как справиться с постоянным забыванием ключей?» «Солнышко на небе — хорошо это или плохо?» «Бабушка — бывший педагог — постоянно поучает?» Время разминки — 10—15 минут.
Этап молчаливого генерирования идей. Все участники мозгового штурма сидят по кругу. Преподаватель называют основное задание-проблему. Это может быть задание из п. 6 предварительного этапа мозгового штурма или студенты формулируют собственное. Участникам предлагается сформулировать появившиеся варианты письменно. Время работы — 20 минут.
Этап простого перечисления идей. Всем участникам по кругу предлагается назвать свою идею. Каждая идея фиксируется. После того как высказали все по одной идеи, начинается генерирование идей снова. Каждый участник высказывает свою вторую идею и так до тех пор, пока идеи не иссякнут. Чтобы соблюсти динамику работы, участникам делается напоминание: «Если своей идеи нет, передай эстафету другому». Участникам также предлагается проанализировать поданные идеи на уровне своего опыта, интуиции, интеллекта, представлений, знаний, но при этом не высказывая своего мнения вслух.
Этап уяснения идей. Участникам предлагается высказать свое отношение поочередно ко всем записанным идеям:
- оставить идею в том виде, как она была записана;
-доработать идею: уточнить, сместить акцент, сократить, переформулировать и т.д.;
- соединить идею с похожей, близкой по смыслу;
- вычеркнуть идею при условии согласия с этой позицией всех участников мозгового штурма.
Этап голосования. Здесь осуществляется отбор и ранжирование оставшихся идей, их должно быть не более восьми. Участники получают по восемь карточек каждый. На каждой карточке записана одна из оставшихся восьми идей. На карточке с самой важной идеей, по мнению участника, ставится цифра «8», на самой не-
эффективной — цифра «1» (эта пара карточек откладывается). Затем происходит повторное ранжирование: самая важная — цифра «7», самая неэффективная — «2». Потом опять самая важная — «6», неэффективная — «3», далее «5» и «4» и т.д. Ведущий собирает карточки, подсчитывает количество голосов, определяет ранг идеи. Во время этой процедуры участники отдыхают (под музыку из фортепианного альбома «Времена года» П.И.Чайковского).
Этап подведения итогов. Ведущий объявляет полученные результаты мозгового штурма.
Здесь же проводится рефлексия и анализ занятия (см. вопросы в конце варианта «Двойное кольцо Сократа»).
Вариант 2. «Педагог: идеал и реальность»
Подготовительный этап. Создание рабочей группы и разработка общей методики мозгового штурма согласно заявленной теме. Выделение варианта проведения мозгового штурма. Подбор оборудования. Выбор ведущего. Консультация преподавателя дисциплины с ведущим.
Организационный этап. Образование микрогрупп. Распределение ролей и их функциональных обязанностей.
«Ведущий» осуществляет руководство общим ходом мозгового штурма, проводит разминку.
«Эксперты»:
- наблюдают за реализацией общего хода ведения мозгового штурма;
- вырабатывают критерии оценки выдвинутых идей;
- дают оценку поступившим решениям проблем по соотнесению реальных и идеальных качеств педагога. Классифицируют предложения участников;
- отрабатывают шкалу ранжирования идеальных качеств и способы их предъявления участникам.
«Генераторы» осуществляют поиск идей.
«Теневые генераторы» ищут альтернативные варианты.
«Гениальный генератор» получает индивидуальное задание и работает отдельно от всех. Он предлагает модель идеального педагога, используя нетрадиционные подходы ее презентации.
Оглашение правил мозгового штурма.
^ Слушайте, не критикуя.
^ Все свои идеи фиксируйте на бумаге.
^ Не паникуйте, если сбились с мысли. Сконцентрируйтесь и начните сначала.
^ Следуйте правилу краткого описания.
^ Выдвигайте убедительные аргументы в защиту или против идеи.
Постановка проблемы: «Можно ли создать идеального педагога, если можно, то каким он должен быть?».
Проведение разминки (см. вариант 1 «Своя игра»).
Этап «Выработка идеала». Работа в микрогруппах по генерализации основных личностно-профессиональных качеств «идеального педагога». Экспертиза выдвинутых идей: объединение идей в группы по смыслу, исключение повторов. Распечатка списка качеств, выдача его микрогруппам. Ранжирование качеств с предварительным обсуждением.
Этап «Оценка реальности». Оценка качеств реального специалиста. Выделение, классификация причин расхождения идеала и реальности.
Этап «Решение проблемы». Генерализация идей. Всеобщее обсуждение. Принятие нескольких альтернативных решений. Классификация предложений по уровню решения. Оценка эффективности принятых решений.
Этап «Отчет о результатах». Выступление экспертов. Рефлексия и анализ занятия.
Рефлексия занятия «Счастливые лица»
Инструкция: поместить отметку рядом с изображением — перед проведением игры и после.
Анализ занятия.
1. Какую из проблем определили в качестве основной?
2. Что представлял собой спектр возможных решений?
3. Какие из возможных решений признаны наиболее оптимальными, почему?
4. Удалось ли участникам удержаться при проведении мозгового штурма в обозначенном варианте?
5. Какая форма проведения мозгового штурма предпочтительней: групповая/фронтальная; почему?
6. Роль преподавателя как ведущего.
7. Какие сбои наблюдались по ходу проведения мозгового штурма?
8. Насколько часто участниками допускались нарушения правил и почему?
9. Какие проблемы могут возникнуть у преподавателя в ходе проведения мозгового штурма?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4