Записи наблюдений деятельности студента-практиканта
ОТЧЕТ о производственной
Педагогической) практике
Исполнитель: Нижегородцева Ирина Александровна, студент _4_курса, группа зФИД5ХОб41
Руководитель практики: Савельева Оксана Петровна , доцент каф. живописи, канд. пед. наук, доц.
(Ф.И.О. должность, уч. степень, уч. звание)
Работа защищена "___" _ ___ 20___ г. с оценкой ______________________
(оценка) (подпись)
Магнитогорск, 2013
Производственная (педагогическая) практика
Фамилия Нижегородцева
Имя Отчество Ирина Александровна
Педагогическая практика проводится в ОУ МУДОД Верхнеуральская ДШИ
Класс/ 2 А
Директор ОУ Косвинцева Татьяна Петровна
Адрес ОУ, № телефона г. Верхнеуральск ул. Ерёмина 41, тел. 2-25-46
Руководитель практики Савельева Оксана Петровна доцент. каф. живописи, канд.пед. наук, доц.
Расписание зачетных занятий практиканта
Дата | Время | Класс/группа | Тема занятия |
2.09.2013 | 14:30- 16:40 | 2 А | Техника акварельной живописи «Алла-прима» . |
9.09.2013 | 14:30 16:40 | 2А | Этюды цветов и трав на нейтральном фоне. |
16.09.2013 | 14:30 16:40 | 2А | Этюды лесной растительности, отдельных деревьев и их деталей. |
23.09.2013 | 14:30 16:40 | 2А | Этюды дерева на фоне неба. |
30.09.2013 | 14:30 16:40 | 2А | Этюды группы деревьев и кустарников. |
7.10.2013 | 14:30 16:40 | 2А | Сельский пейзаж. |
Записи наблюдений деятельности студента-практиканта
Дата | Что делали, что наблюдали | |
1.09.2013 | Знакомство с ОУ, с администрацией, коллективом, с программой преподавания. | |
2.09.2013 | Знакомство с учащимися, провела урок на тему : Техника акварельной живописи «Алла-прима» Повторение ранее изученного способа и техники акварельной живописи. | |
3.09.2013 | Работа в методическом фонде. Ознакомление с творчеством великих художников-акварелистов. Готовила наглядность, рисовала этюды цветущих растений (одуванчик, подсолнух) для следующего урока. | |
4.09.2013 | Знакомство с программой. Изучение формы проведения учебных занятий, объёма учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета. | |
5.09.2013 | Рассмотрение целей и задач учебного предмета, методов обучения. | |
6.09.2013 | Поиск эффективных решений, которые позволили бы развивать творческие способности ребёнка в рамках системы дополнительного образования. | |
7.09.2013 | Создание новых методических материалов для следующего урока на тему: Этюды цветов. | |
9.09.2013 | Провела урок по теме: Этюды цветов и трав на нейтральном фоне. Передача пластики, формы цветка, знакомство со световой средой и светотеневой лепкой формы. Передача пропорций, движения, характерных особенностей. Этюды цветущих растений (одуванчик, подсолнух). | |
10.09.2013 | Работа в методическом фонде, подборка работ художников с лесной растительностью, деревьев. | |
11.09.2013 | Подборка сообщения на тему: Пейзаж, как жанр изобразительного искусства (история развития и становления жанра). | |
12.09.2013 | Создание методических материалов для последующего урока на тему: Этюды лесной растительности: отдельных деревьев и их деталей. | |
13.09.2013 | Сбор материала на тему: «Виды пейзажа». | |
14.09.2013 | Работа в библиотечном фонде. | |
16.09.2013 | Провела урок на тему: Этюды лесной растительности: отдельных деревьев и их деталей. Совершенствование умение и навыков в этюдах живописно-пластической формы. Изучение и передача характерных особенностей стволов, листьев различных пород деревьев, конструктивного построения веток. | |
17.09.2013 | Работа в методическом фонде, подборка работ художников берёз тополей на фоне неба. | |
18.09.2013 | Планирование своей учебно-воспитательной работы на период практики. | |
19.09.2013 | Разработка планов-конспектов занятий. | |
20.09.2013 | Ознакомление с журналом, творческими работами детей, наблюдение за учащимися, беседы с учащимися, педагогами, родителями. | |
21.09.2013 | Проведение учебно-воспитательной работы: посещение и анализ открытого занятия педагога. (Косвинцевой Т.П.) | |
23.09.2013 | Провела урок на тему : «Этюды дерева на фоне неба». Даём цветовую характеристику ствола и кроны дерева; прослеживаем касание изображения дерева с фоном. Этюды берёз, тополей на фоне неба. | |
24.09.2013 | Изучение научной и методической литературы, подбор и изготовление дидактического материала и наглядных пособий. | |
25.09.2013 | Разработка планов-конспектов занятий. | |
26.09.2013 | Оформление выставки детских работ. | |
27.09.2013 | Посещение и анализ выставки местных художников в выставочном зале г. Верхнеуральска. | |
28.09.2013 | Разработка и выполнение методической части к следующему уроку на тему: «Этюды групп деревьев и кустарников». | |
30.09.2013 | Провела урок на тему: «Этюды групп деревьев и кустарников». Дали цветовую характеристику групп деревьев. Проследили влияние освящения на цветовую гамму, воздушную среду, на цветовую характеристику деревьев. Этюды на передачу больших отношений и освящения. | |
1.10.2013 | Разработка и выполнение методической части дипломной (выпускной квалификационной) работы. | |
2.10.2013 | Посещение картинной галереи г. Магнитогорска. Анализ выставок. | |
3.10.2013 | Разработка планов – конспектов занятий. | |
4.10.2013 | Подбор и изготовление дидактического материала и наглядных пособий к следующему уроку. | |
5.10.2013 | Разработка сообщения на тему:«Художники-пейзажисты 20 в.» | |
7.10.2013 | Провела урок на тему: «Сельский пейзаж». Решение композиционного центра. Грамотное построение пространства. Изменение цвета в зависимости от расстояния. Мотив летнего пейзажа с частью дороги на переднем плане и небольшой группой деревьев. | |
8.10.2013 | Заполнение журнала | |
9.10.2013 | Подготовка к просмотру методических материалов. | |
10.10.2013 | Работа над анализом занятия педагога. | |
11.10.2013 | Разработка и оформление буклета к районной выставки « Прославим край родной». | |
12.10.2013 | Подготовка и оформление отчета по практике. | |
АНАЛИЗ занятия (урока)
Тема: Сельский пейзаж «Золотая осень».
Цели и задачи: Передача глубокого пространства, состояния и образа конкретной местности. Проявление творческой активности в компоновке. Использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. Воспитание любви к природе и окружающему миру.
Место темы в общей системе занятий, в программе
Помогает в изучении цветоведения, развивает наблюдательность, формирует умения и навыки работы с различными материалами и техниками, развивает творческую индивидуальность обучающегося, способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности, воспитывает активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Критерии анализа | Оценка (1-5 / 0 – если не предусмотрено) |
1. Художественно-творческая активность детей | |
1.1 Вариативность выполнения заданий | |
1.2 Самостоятельность выполнения | |
1.3 Умение воплотить фантазию в работе | |
1.4 Передача эмоциональности в работе | |
1.5 Свободное использование изобразительных материалов | |
1.6 Интерес к работе, к занятию | |
1.7 Анализ собственных работ и работ товарищей | |
2. Методические приемы | |
2.1 Многовариантный показ аналогов | |
2.2 Сравнение как способ организации мышления | |
2.3 Педагогический показ (поэтапность выполнения работы, технология работы в материале, компоновка изображения, варианты изображения) | |
2.4 Упражнения | |
2.5 Коллективная деятельность | |
2.6 Дифференциация задания | |
2.7 Коллективное обсуждение результата, защита коллективной работы | |
3. Психолого-педагогическая оценка занятия | |
3.1 Осуществление дидактических принципов и правил | |
3.2 Соответствие методов и целей занятия | |
3.3 Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | |
3.4 Общая педагогическая культура | |
3.5 Использование ИКТ |
Вывод и предложения: Все дети готовы к уроку.
Тема выбрана в соответствии с программными требованиями и учётом возрастных особенностей учебной группы. Было обозначено чёткое определение конкретных задач, решение которых в процессе урока позволили, в соответствии с темой урока, приблизиться к освоению художественного целого и направить на самостоятельную работу обучающегося. Доступно изложена согласованность методов, приёмов. По предложенным схемам дети последовательно, вслед за учителем, выкладывают краски на лист бумаги. В процессе работы дети усваивают основные правила работы кистью. Дети называют, какие новые цвета получаются при смешивании основных цветов. Педагог показывает методическое пособие «Свойство основных цветов», закрепляя новые понятия. Дети рассматривают методическое пособие и заканчивают свои работы.
В ходе практической части урока учитель помогал каждому ученику. Цели и задачи урока имеют обучающий характер.
В конце урока преподаватель и учащиеся вместе анализируют сделанные работы, организуют выставку.
Конспект и методическое обеспечение урока (занятия)
Тема: «Сельский пейзаж»
Цели и задачи урока: Выявление освещения, построение пространства с помощью линейно-воздушной перспективы. Решение живописных задач в пейзаже. Решение композиционного центра, изменение цвета в зависимости от расстояния.
Оборудование: Стульчик, мольберт, бумага А3, А4, гуашь или акварельные краски, кисти № 1-5, кнопки, емкость для воды, карандаши, ластик, палитра, работы учеников предыдущих лет, методический материал.
Тип урока: смешанный
Ход урока: Организационный момент – 5 мин.
Объяснение учителя – 20 мин.
Построение пространственной глубины осуществляется одновременно двумя подходами:
· построение линейной перспективы (т.е. построение перспективы посредством рисунка картины)
· передачей воздушной среды (т.е. построение перспективы, посредством определенных цветовых отношений)
Перспективой называется изменение внешности и видимые сокращения размеров предметов по мере их удаления к горизонту на большое расстояние от глаз художника.
Линейная перспектива – передача пространственной глубины в пейзаже, на основе законов линейно-графического изображения объемных тел на плоскости, при использовании определенных размеров, пропорций, масштабов.
Воздушная перспектива – построение пространственной глубины, посредством передачи определенных живописных (цветовых, тоновых, яркостных) отношений между элементами пейзажа и передачи изменений оттенка (цветового, тонового, яркостного) и плотности воздушной среды согласно основным планам пейзажа.
Рисуя с натуры пейзаж, мы обычно делим видимые предметы на основные группы: переднего, дальнего и промежуточного между ними – среднего плана.
Различные условия освещения, состояния погоды, время дня обуславливают изменения в передаче тональных отношений и цветовых оттенков воздушной среды.
Цвет предмета меняется в результате прохождения через полупрозрачные среды: воздух, воду, туман, дым, пыль и т.д. На этом явлении и основана воздушная перспектива. Между предметами и нами по мере удаления их друг от друга, как бы опускаются все новые и новые слои вуали воздуха, словно занавес, цвет которых зависит от состояния дня. Таким образом, пейзаж распадается на ясные цветовые и тональные планы.
При написании пейзажа всегда должны учитывать тоновые изменения неба, воздушной дымки, чувствовать их цветовые оттенки, яркостную характеристику небесного купола в целом (например, в картинах В.Д. Поленова «Зима», «Московский дворик» и т.д.).
Наблюдая заход солнца в западной части небес, мы видим, что она более светлая, озаренная алыми лучами солнца, тогда как восточная часть имеет намного более темный тон неба и сиреневый оттенок цвета. Эта часть неба уже погружена в сумерки. Или же, к примеру, предгрозовое небо, оно также имеет различные цветовые и тоновые оттенки в каждом своем фрагменте (например, картины: Ф.А. Васильев «Мокрый луг»; А.К. Саврасов « Домик в провинции. Весна»; И.И. Левитан «Владимирка»; Ю.Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу» и т.д.).
Освещенность – это могучий источник тонального объединения картины, она создает весь диапазон, все движение тонов (от светлых до темных), общее цветовое состояние данного фрагмента природы. Именно она увеличивает и уменьшает число видимых светлых пятен пейзажа, то вызывая множество резких различий между предметами, то уводя предметы в темноту, в цветовую неразличимость.
Передача в пейзаже цвета и воздушного состояния является главной вашей задачей.
Практическая работа:
Для работы выбран мотив летнего пейзажа с частью дороги на переднем плане, небольшой группой деревьев у водоема на среднем и дальнем планах. Небо высокое, все залито солнцем... Макушка лета!
1. Начинаем работу над предварительным наброском простым карандашом. Сверяясь с натурой, определяем и проводим линию горизонта относительно точки зрения.
2. Легкими плавными линиями намечаем горизонтальные границы планов пейзажа. Вертикальными штрихами и под наклоном отмечаем расположение стволов деревьев, определяя их место в пространстве.
3. Обобщенно и легко намечаем массу крон деревьев на дальнем плане вдоль водоема и уточняем его береговую линию.
4. Детально прорисовываем формы стволов и крон деревьев на переднем плане, кроны деревьев и общую массу растительности на дальнем. Угловатой, изогнутой линией намечаем очертания дороги на переднем плане.
5. Аккуратно мягкой резинкой ослабляем все линии предварительного карандашного рисунка и широкими горизонтальными мазками выполняем прописку неба в верхней части листа и в кроне дерева на переднем плане.
6. В верхней части листа намечаем белилами облако, смягчая его контуры к линии горизонта. Сверяясь с натурой, прописываем небо к линии горизонта, смягчая переходы от цвета к цвету.
7. Прописываем массу листвы растительности у линии горизонта. На среднем и переднем планах намечаем листву деревьев в теневой части, тем самым обозначая их первоначальный объем.
8. Смягчаем границу облаков, усиливая их цвет. Насыщенным холодным цветом прописываем тени деревьев на дальнем плане и освещенную часть пространства у водоема. Углубляем тени в кронах деревьев на среднем и переднем плане
9. Прописываем береговую линию водоема и намечаем отражение в воде от растительности. Мазками прокрываем освещенные части кроны деревьев.
10. Обобщенно, горизонтальными мазками прописываем гладь воды, передавая визуально ее глубину. Работая над передним планом, выделяем цветом дорогу и ее края, постепенно продвигаясь к нижнему краю листа бумаги.
11. Оттенками холодных цветов намечаем листву у линии горизонта, углубляем и слегка акцентируем тени. Горизонтальными мазками выводим гладь воды. Прокладываем тени поддеревьями на среднем плане и в глубине листвы на переднем теплыми оттенками. Легкими мазками, фрагментами, но насыщенно передаем траву у нижнего края листа.
12. Детально прорабатываем все планы пейзажа: листву деревьев на дальнем плане выполняем в холодных тонах, приближаясь к среднему плану, постепенно добавляем в цвет теплые оттенки, особенно вдоль береговой линии водоема. Смягчаем горизонтальными короткими мазками гладь воды и насыщаем ее теплыми, глубокими оттенками. Прописываем листву деревьев, делая ее цвет более открытым и насыщенным на переднем плане. Тонкой кистью уточняем изгибы стволов и веток. Постепенно продвигаясь к нижнему краю листа, выделяем дорогу, прорабатывая контрастными цветами окружающую растительность и расставляя нужные яркие акценты.
Индивидуальная работа с учащимися.
За 5 минут до окончания урока мини-просмотр и обсуждение работ.
Литература:
Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. СПб.: Питер, 2007; Иванов А.А. Рисунок и акварель. Альбом. – Л.,1976; Кальнинг А.К.. Акварельная живопись. Краткое руководство. М., 1968; Лясковская О.А. Пленэр: Практикум по изобразительному искусству. – М., 1984.