Формы и организация индивидуальных занятий

Борисова Е.А.

Б82Индивидуальные логопедические занятия с дошколь­никами. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.— 64с. (Библиотека журнала «Логопед»). (5) ISBN 978-5-9949-0031-4

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразно­го и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности изла­гаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые при­емы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать инте­рес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

УДК 373 ББК 74.102 Борисова Елана Альбертовна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Методическое пособие

Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор О А. Степанова

Редактор Л.С. Киммель Дизайнер обложки О£. Максимова

Корректор Т.Э. Балоунова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г.

Подписано в печать 06.08.08. Формат 60 х 9О'/|6. Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 9689.

Издательство «ТЦСфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495)656-75-05,656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

«Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

© ООО «ТЦ Сфера», 2008
ISBN 978-5-9949-0031-4 © Борисова Е.А , 2008

Предисловие

Своевременное овладение правильной речью имеет огром­ное значение для формирования полноценной личности ре­бенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные на­рушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике количество речевых нарушений в пос­ледние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большее внимание.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произно­шении, правильно формировать которое довольно сложно, по­скольку ребенку необходимо научиться управлять своими орга­нами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих фак­торов и в первую очередь от анатомического строения артику­ляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, че­люсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушениях двигательной функции артикуляционно­го аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом по­токе. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по арти­куляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность фонематических процессов. Затруднения в выработке звуко­вых дифференцировок у детей чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим при­знакам, и в смешении звуков.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные

условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно про­водится работа в логопедической группе дошкольного образо­вательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребен­ка в школе.

Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правиль­ной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Структура, содер­жание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий

Сущность логопедического воздействия заключается в вос­питании правильных и затормаживании неправильных навы­ков с помощью специальной системы педагогического воз­действия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

— сформулировать тему и цель занятия;

— определить этапы занятия, их взаимозависимость и по­следовательность ;

— постепенно усложнять лексический и грамматический
материал, предъявляемый детям;

— разнообразить занятие при помощи игр и игровых при­емов;

— учитывать зону ближайшего развития ребенка;

— осуществлять дифференцированный подход к каждому
ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возраст­ных и индивидуальных особенностей;

— кратко и четко формулировать инструкции, даваемые
детям;

— использовать разнообразный и красочный наглядный
материал;

— уметь создавать положительный эмоциональный фон за­нятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом уве­личения сложности излагаемого материала.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.

Выработка правильных, полноценных движений артику­ляционных органов и объединение простых движений в слож­ные артикуляционные уклады различных звуков необходи­мы для правильного произношения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их

вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Дозировка количества одного и того же упражнения долж­на быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражне­ний в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мыш­цы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

В комплекс основных движений для развития и упражне­ния артикуляционного аппарата входят самые простые и наи­более характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдель­ных звуков используются специальные комплексы. Принци­пом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъяв­лять определенные требования к качеству движений:точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от од­ного движения к другому.

Не менее важным является развитие фонематического слу­ха и фонематического восприятия. Эта задача может оказать­ся первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций перера­ботки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выде­лять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на фор­мирование навыков элементарного звукового анализа и син­теза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устра­нению дефектов звукопроизношения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа:постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Специалистами отмечается, что постановказвука в боль­шинстве случаев — более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это со­здание нового условного рефлекса.

Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в игровую

ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути ис­пользуются сохранные звуки, близкие по месту, способу ар­тикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка (например, сохранными звука­ми, опорными для постановки звука [ш]могут служить зву­ки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механи­ческая помощь.

Автоматизация звукас точки зрения высшей нервной дея­тельности — это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и фразы.

Работу на этом этапе следует рассматривать как заторма­живание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, кото­рые выражаются в переходе от изолированного звука к раз­личным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различ­ным видам развернутой речи.

Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде за­мен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциациивновь выработанного звука со звуком, кото­рый употребляется в качестве его заменителя.

Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в сло­гах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех случаях, когда у ребенка наблюдалось искажен­ное произношение звука, а не его замена другим звуком, диф­ференциация не нужна.

У детей с общим недоразвитием речи нарушение произно­шения в «чистом виде» не встречается. Понятие «общее недо­развитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллек­том, когда нарушается формирование всех компонентов рече­вой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:

— раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

— развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерно­стей развития детской речи в норме);

— взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка
(единство названных направлений и взаимоподготовка);

— дифференцированный подход в логопедической работе
к детям с ОНР, имеющим различную структуру речево­го нарушения;

— связь речи с другими сторонами психического разви­тия, которые раскрывают зависимость формирования от­
дельных компонентов речи от состояния других психи­ческих процессов.

Поэтому содержание индивидуальных логопедических за­нятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.

На занятиях логопеду большое внимание необходимо уде­лять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамма­тического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфи­ческого состояния психических процессов у детей с ОНР раз­витие памяти, внимания, мышления, воображения — обязатель­ная составляющая индивидуального логопедического занятия.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недоста­точной координации пальцев рук, точности и ловкости дви­жений. Целенаправленная работа по развитию мелкой мото­рики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее ис­править дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед дол­жен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способ­ствовать более эффективной автоматизации звука при сочета­ние их с речевой работой.

Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

• развитие артикуляционной моторики, формирование пра­
вильных артикуляционных укладов;

• формирование произносительных навыков (в зависимости
от этапа работы над звуком);

• развитие фонематического восприятия, навыков звукового
анализа;

• совершенствование лексико-грамматических конструкций;

• развитие неречевых психических процессов;

• развитие мелкой моторики пальцев рук.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребен­ка должен быть стойкий положительный эмоциональный на­строй, который выражается в желании заниматься. Это достига­ется использованием сюрпризных моментов, игровых фрагмен­тов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интерес­ную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

На протяжении занятия у ребенка воспитывается умение слушать, слышать и оценивать не только речь окружающих, но и собственную. Для этого эффективным оказывается за­пись во время занятия отдельных упражнений на магнито­фон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания, но и как бы со сторо­ны услышать и оценить свою речь.

При составлении конспекта занятия, продумывания его содержание следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в за­висимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражне­ний на развитие психических процессов необходимо учиты­вать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны вклю­чать отрабатываемый звук. (Приведенные в пособии конспек­ты занятий позволят читателям наглядно проиллюстрировать этот подход автора к подбору речевого материала.)

Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, следу-

ет стремиться к тому, чтобы занятие было не только интерес­ным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка. Важно включать в занятия серии тре­нировочных упражнений, приучая детей свободно пользоваться в спонтанных высказываниях новыми звуками.

Если структура занятия на этапе автоматизации определя­ется последовательным усложнением речевого материала, то при индивидуальном занятии подходы к постановке звука осуществляются в течение занятия неоднократно (не менее 3 раз). Они должны чередоваться с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий, система поощрений позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.

Формы и организация индивидуальных занятий

Часто логопеды, и не только начинающие, вздыхают, как только речь заходит об индивидуальных занятиях. Действи­тельно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно отработать правильный арти­куляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. В отдельных случаях тя­жело дается постановка звука и каждый, даже самый незна­чительный, шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тог­да логопеду в прямом смысле этого слова приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия, чтобы отра­батываемый изо дня в день речевой материал не наскучил малышу, был для него интересен. Ведь только положитель­ная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Рассмотрим формы занятий, точнее, формы их организа­ции и проведения.

Итак, в какой форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда до­ступные правильному произнесению слова?

Приведем несколько вариантов.

К нам пришел гость:

1) он хочет посмотреть и послушать, что ребенок умеет де­лать и как умеет произносить;

2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или
произносить правильно звук и просит его научить;

3) гость принес с собой разные задания для ребенка и про­
сит их выполнить.

В каждом варианте ребенок выполняет предложенные ему задания.

Идем в гости

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препят­ствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути

персонажей. (Оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр.) Мы пришли в гости:

1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем
им, что умеем делать;

2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чем-то
разобраться.

Посылка

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель кото­рой известен сразу или имя его выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ре­бенок выполняет приготовленные для него отправителем за­дания.

Письмо

Этот сюжет аналогичен предыдущему, только задания да­ются в письменном виде, а ребенок вместе с логопедом вы­полняет их, используя имеющийся в кабинете наглядный и дидактический материал.

План

Ребенку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ре­бенок находит и выполняет приготовленные для него зада­ния. План может подсказать ребенку порядок их выполнения (например: «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого...» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее — посмотри по плану»).

Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад» )

Ребенку предлагается рисованная карта (можно использо­вать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одно­го пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки из киндер-сюрприза), ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Поле чудес

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбу­ки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребенку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребенок сам или с помо­щью логопеда читает его. Как вариант, это может быть ка-

кой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребенок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Стройплощадка

Ребенок из деталей конструктора или частей разрезной картинки строит дом (детский сад, школу или любое другое здание). При этом, чтобы завершить каждый элемент пост­ройки или получить нужную деталь конструктора, часть кар­тинки, ребенок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть та­ковым, чтобы ребенок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти частей в зависимости от возраста ребенка).

Проявляющаяся картинка

Перед ребенком на столе изображением вниз лежит раз­резная картинка. После каждого выполненного задания час­ти картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изоб­ражение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображе­ние цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Цирк

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребенок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

Веселая школа

В одном случае ребенок попадает в необычную школу (на­пример, лесную) и вместе с другими учениками учится сам, помогает другим, выполняя задания логопеда, который яв­ляется учителем этой школы или выступает от лица учите­ля. В другом случае ребенок может сам быть в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, пока­зывая им, как нужно правильно выполнять то или иное за­дание.

Занятие — сказка

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персо­нажам, выполнив различные задания (замесить вместе с ба-

бушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, пере­хитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использо­вана и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребенком с помощью картинок или иг­рушек. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные ло­гопедом задания.

Конечно, это далеко не полный список форм индивидуаль­ных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.

Наши рекомендации