Понятие о воспитании и воспитательной системе. Основные компоненты воспитательной системы. Принципы организации воспитания

Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Функции воспитательного процесса:

ð организация многообразной и разносторонней деятельности воспитанников;

ð охрана физического и психического здоровья воспитанников;

ð использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;

ð специально организованное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;

ð осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Логика воспитания

- Анализ – изучение личности воспитанника и социально-педагогической ситуации ее развития.

- Диагностика – выявление реального уровня развития личности; установление причинно-следственных связей, обусловливающих ее формирование.

- Прогноз – целеполагание: формирование ожидаемого результата и условий его достижения.

- Проектирование – разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели.

- Организация – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.

- Контроль и оценка – выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способ организации воспитательного взаимодействия и постановка новых целей.

Закономерности воспитательного процесса

Чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного фона протекания педагогического взаимодействия.

Чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность воспитанников, в которой они все больше занимают субъективную позицию, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в воспитательном процессе.

Формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность.

Реальных результатов в воспитании можно добиться только при введении воспитанника в культуру через активные усилия его самого, ведущие к развитию его способностей.

Чем положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат.

Чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности.

Чем меньше видимой внешне деятельности педагога, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития личности воспитанников.

Воспитательная система школы – форма интеграции (объединение) воспитательных взаимодействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели сориентированы с целями воспитанников и обеспечение реализация задач воспитания в специально организованных условиях.

Воспитательная система школы предполагает наличие и взаимосвязь:

○ Цели – выраженной в концепции.

○ Деятельности по ее обеспечению.

○ Субъектов деятельности, ее реализующие и обеспечивающие.

○ Интегрирующих отношений.

○ Среды системы (семья, детский сад, дом детского творчества, центры реабилитации и коррекции, стадионы, клубы и т.п.)

○ Управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Принципы деятельности воспитательной среды:

> системность

> объективность

> оптимальность

> эффективность

> принцип точно поставленных целей

> информационная достаточность

> принцип обратной связи

> принцип ведущего звена

> принцип здравого смысла

> демократизм

> дисциплина и порядок

> стимулирование

> вознаграждение

> поощрение инициативы



Наши рекомендации