Хозяйственно-бытовой труд
Продолжайте развивать у ребенка интерес и любовь к труду. Приучайте выполнять трудовые поручения старательно, аккуратно; беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы. Воспитывайте стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющем значение для окружающих, желание и готовность участвовать (посильно) в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы. Помогайте ребенку доброжелательно и справедливо оценивать работу окружающих и свою.
Все эти качества ребенок приобретает не вследствие словесных внушений,а только на примере вашего собственного поведения,вашего отношения к труду, вашего настроя во время той или иной работы (недовольство, ворчание, нахмуренное лицо или - улыбка, наслаждение самим процессом труда, удовольствие отрезультата на каждом этапе выполняемой работы и т. п.).
Формируйте у ребенка правильные навыки в доступных ему видах труда и попутно сообщайте знания о предметах и материалах труда (в доступной для ребенка форме, ни в коем случае не в виде«лекций»). Знакомьте его с вашей работой (и в учреждении, и дома) и поддерживайте к ней интерес.
Продолжайте приучать ребенка регулярно выполнять некоторые обязанности: убирать свою постель, игрушки, книги, принадлежности для рисования, лепки, аппликации; поливать растения, помогать старшим в приготовлении пищи, накрывать на стол и убиратьсо стола и т. д. (см. задание 9).
Приучайте ребенка мыть кисточки и баночки после рисования красками; стирать тряпочки, используемые при наклеивании и рисовании; вытирать стол после работы; не только стирать, но и гладить кукольное белье.
Труд в природе.
Продолжайте привлекать ребенка к той деятельности на участке, во дворе, на огороде, которая описана в задании 9.
Привлекайте ребенка сначала к наблюдению за заготовкой овощей и фруктов на зиму (засолка огурцов, помидоров, квашения капусты, варка варенья, сушка фруктов и овощей и т. п.), а затем и к посильному участию в этой работе: он может мыть огурцы, помидоров, перебирать фрукты и пр.
Весной ребенок вместе с вами принимает участие во вторичной перекопке земли, сеет семена цветов и овощей, поливает посевы, наблюдает за всходами. Конечно, помогает в уборке участка.
Летом привлекайте ребенка к работам на своем огороде, в цветнике он может рыхлить землю, выпалывать сорняки, окучивать растения,поливать их. Во время работы научите его правильно пользоваться лопаткой, совком, граблями, лейкой.
Дома ребенок ежедневно поливает комнатные растения, в зависимостиот условий рыхлит почву в горшках и ящиках, с вашей помощью производит подкормку, участвует в пересадке растений, производит зимне-весенние посадки и посевы в ящиках (лук на hi, инее, салат), выращивает рассаду. Кормит животных, живущих в доме, (кошку, собаку, хомячка и т. п.), птиц, рыбок; помогает чистить аквариум, клетки для птиц.
В процессе работы приучайте ребенка наблюдать за ростом и развитием растений, устанавливать связь между правильным уходом за растениями и животными и их состоянием.
Ручной труд.
Приучайте ребенка использовать навыки и умения, полученные на занятияхпо конструированию, для изготовления из бумаги, картона, дощечек разнообразных поделок для игры (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, коробочки, кукольная мебель и т. д.) и подарков (закладки для книг, разнообразные сувениры из природ-
материала и т. д.). В процессе труда расширяйте и закрепляйте знания ребенка о свойствах материалов, с которыми он имел дело.
Словарь-минимумпонимаемой (в устной и письменной формах) самостоятельной речи, дополняющий словарь предшествующих лет обучения по данному разделу программы: семена, луковица, сорняки, овёс, салат, рассада; георгин, гладиолус (эти слова понимать); совок, грабли; клетка, дощечка, названияподарков и поделок для игр, которые ребенок изготавливает сам;
расставь тарелки (чашки, краски); разложи ложки (вилки, бумагу...); я расставил(-а) тарелки, а мама разложила ложки; убери со стола посуду; убери постель (фломастеры); я убрал(-а) посуду со стола; вымой кисточки (баночки, стаканы); постирай тряпочку (бельё, кукольное бельё); вытри стол (мебель); вытри пыль и, (листья); мокрая (сухая) тряпка (тряпочка); сухое (мокрое), сухие листья (фрукты, овощи); погладь бельё; я постирал (-а); я (мама,...) погладил(-а);
будем (я буду) собирать фрукты (овощи, ягоды); я буду (будем)сгребать сухие листья; я буду (будем) убирать снег, чистить дорожки (копать, сеять, поливать); будем сушить фрукты (ягоды, овощи); будем солить огурцы (помидоры), кваситькапусту; будем варить варенье;
мы копали, сеяли,...; я (Ваня, папа) кормил (покормил) рыб (рыбок); я (мы, я и Вера, я и мама,...) копал(и) лопатой (совком), папа (он) сгребал листья граблями; я (мы, ...) поливал(-и) цветы, ты полил (-а) цветы?; ты покормил рыбок?; кто кормил рыбок?, цветы растут; лук растёт; цветы (лук) выросли (вырос) и т. д.
Физическое воспитание
Обучайте ребенка все более самостоятельному выполнению движений по образцу и подражанию, приучайте выполнять движения по словесной инструкции.
Способствуйте обогащению двигательного опыта ребенка, формированию двигательных навыков путем увеличения количестваи усложнения содержания упражнений, ускорения их темпа. Применением скоростных упражнений способствуйте развитию функции дыхания.
Обращайте внимание на качество выполнения движений. Чаще проводите упражнения в парном и групповом исполнении
привлекая для этого братьев, сестер, соседских ребятишек; используйте поточный метод (например, в движении по двору, по участку, по большой комнате). Развивайте у ребенка самостоятельность и инициативу, умение действовать в коллективе, чувство товарищества.
1. Продолжайте учить ребенка вместе с другими детьми:
а) строиться: в шеренгу вдоль черты; в шеренгу с равнением по носкам; в круг большой и маленький;
б) ходить: с изменением направления (за взрослым); «змейкой» с пересечением комнаты (за взрослым);
в) бегать: друг за другом на носках; друг за другом с огибанием стульев (4—6) за взрослым; группой к противоположной стене (забору, канату); с остановкой и приседанием по прекращении звуковых сипы; с изменением направления (за взрослым); к цели (полка, корзина); чередовать бег с ходьбой в соответствии со звуковыми сигналами;
г) прыгать: на носках — вместе со взрослым, с его помощью и страховкой по показу взрослого; подпрыгивать на месте с поворотами, руки на поясе; подпрыгивать с продвижением вперед (на 2—3 м), руки ми поясе; перепрыгивать через канат;
гимнастическую палку; веревку, натянутую над полом (вые. 5—10 см); прыгать, и длину через шнуры, положенные на пол, через «ручеек», начерченный на полу; на земле (шир. 20—30 см);
д) ползать, лазать, перелезать (эти упражнения выполняются с помощью взрослого, со страховкой):
подползать под натянутую над полом веревку (вые. 30—35 см), ползать по гимнастической скамейке (вые. 20—25 см); лазать по наклонной лестнице (вые. 1,5—2 м); по гимнастической стенке произвольным способом на возможную высоту; перелезать через скамейки, стоящие параллельно; через бревно; рейки вышки, лестничной пирамиды.
3. Продолжайте учить ребенка выполнять общеразвивающие упражнения:
а) без предметов (выполняются вместе со взрослыми): поочередные движения рук (правой, левой — без называния), в стороны, вперед, назад; движения кистями — сжимание и разжимание с одновременным подниманием и опусканием рук; покручивания, помахивания кистями с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны); наклоны туловища в стороны, руки на поясе или вверху; приседания на носках у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса; сидя лицом к гимнастической стенке, зацепившись носками за нижнюю рейку, ложиться и садиться; сидядвижения ног в стороны — скрестно, а также вверх — вниз («ножницы»), руки в упоре сзади;
б) с предметами (выполняются по показу и с помощью взрослого, лучше с группой детей): передача по кругу большого мяча, двух малых мячей стоя; передача друг другу большого мяча назад прогнувшись, сидя верхом на скамейке; сидя подбрасывания на ладонях среднего мяча (вые. до 20 см); стояброски среднего мяча взрослому и ловля от взрослого (расст. до 50 см); броски среднего мяча о стену с ловлей после отскока (расст. 20— 30 см от стены); броски малого мяча вдаль;
прокатывание рукой большого мяча с огибанием кегли (расст. до 3 м); броскимешочка с песком в вертикальную цель — круг диаметром 40 -50 см (расст. 1,5 м); броскимешочка с песком в горизонтальную цель — обруч, лежащий на полу (расст. 1,5 м), а также в корзину (расст. 50 см); ходьба детей на носках друг за другом с одновременным помахиванием флажками движениями кистей; ходьба на пятках, руки с флажками разведены в стороны; наклоны в стороны с флажками вверху (ноги на ширине плеч); передача флажков друг другу по кругу.
3. Продолжайте учить ребенка выполнять упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки (по показу и с помощью взрослого):
ходьба боком приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки (2—3 пролета);
ходьба по ребристой доске;
поочередные сгибания и разгибания стоп сидя;
движения стопами вправо и влево с упором пятками о пол сидя;
схватывание стопами мешочка с песком;
ходьба с мешочком с песком на голове по полу, по доске;
катание среднего мяча друг другу, лежа в парах на животе;
бросание мяча взрослому через натянутую над полом веревку, лежа на животе (выс. 5—10 см);
«обезьяний бег» — быстрое передвижение к противоположной стене с опорой о пол кистями и стопами;
«лягушка» — стоя верхом на скамейке, ребенок легко подпрыгивает, продвигаясь вперед с опорой ногами о пол, а руками о край скамейки.
4. Продолжайте развивать у ребенка равновесие. Упражнения выполняются по показу и с помощью взрослого:
ходьба по доске с приподнятым краем (вые. 15—20 см);
ходьба по скамейке (вые. 20—25 см);
ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол;
в процессе ходьбы последовательное выполнение двух упражнений — движения по доске и перешагивания;
повороты туловища вправо — влево из исходного положения на ширине плеч, руки в стороны;
медленная ходьба детей (или детей и взрослых) друг за другомс высоким подниманием колен, руки на поясе;
сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге боком к гимнастической стенке и держась рукой за рейку на уровне и
Регулярно возвращайтесь к упражнениям, указанным в заданиях 8 и 9.
Словарь понимаемой речи(в устной и письменной формах), которым ребенок овладевает в данном виде деятельности (в дополнение к словарю этого раздела программы, содержащемуся в предыдущих заданиях):
лестница, мешочек (с песком); иди (ползи) (Все глаголы ребенок должен понимать и в форме единственного, и форме множественного числа: иди — идите, подтягивайся — подтягивайтесь и т.д.) по доске; бросай мяч в корзину; иди боком; брось мяч через верёвку; лезь, лезь высоко, встань руки на пояс; передай мяч (флажок); шагай через палку(веревку, канат, скамейку, кубики); прыгай через верёвку (палку, канат,) ползи под веревку; иди по дорожке; стройтесь; станьте ровно, подними колено высоко; поворот; идите (бегите) «змейкой», иди как цапля; прыгай, как лягушка; лети, как птичка (самолет), иди, как обезьяна; станьте (идите) парами; возьмитесь за руки, прыгай через ручеёк; кружись; встаньте в большой (маленький) круг, мяч большой (средний, маленький);
слушай барабан (бубен); будем шагать (перешагивать, лазить), что (мы) будем делать?.
Словарь-минимум самостоятельной речи (продолжайте работу, начатую в этом направлении при выполнении задания 9: иди, беги, прыгай, шагай, встань, сядь (садись); слушай внимательно; верно, неверно; кати мяч; бросай (брось) мяч; дай мяч; (поймал) мяч; не поймал, что будем делать?; мы шагали (бегали, прыгали, ...); я ходил (бегал, играл, ...).
Слабослышащие дети могут самостоятельно использовать в речи большую часть словаря, рекомендованного нами для понимания.