Порядок применения метода фокальных объектов
1. Выбор фокального объекта (образовательная программа, учебный проект, техническое средство обучения ит.д.);
2. Выбор случайных объектов – одного или нескольких (с учетом их «богатой» ассоциативности)
3. Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка – поиск описательных характеристик);
4. Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов;
5. Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей;
6. Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез;
7. Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации.
По сути, в рамках метода путем перебора ищутся наиболее интересные сочетания различных свойств основного и дополнительного объекта.
Для проведения качественной экспертизы принятых решений, можно использовать метод номинальной группы. Термин «номинальный групповой метод» был впервые применен для определения процессов, сводящих людей вместе, но не позволяющих им общаться устно. Таким образом, собрание является группой номинально, или только по названию. Как правило, это структурированная групповая встреча 7 – 10 человек, которые не разговаривают друг с другом, а излагают идеи на бумаге. Алгоритм работы:
Этап.
1. Предложение идей в письменном виде.
2.Структурированное распределение идей. Каждый представляет одну идею. Это продолжается до тех пор, пока все участники не сообщат, что у них больше нет идей. При этом не проводят никакого обсуждения.
3. Фиксация идей в таблицу на виду у всей группы (проходит одновременно с высказывание идей).
Результатом первого этапа является список идей (обычно от 18 до 25).
Этап.
1. Структурированное обсуждение каждой идеи. Выясняется степень поддержки каждой идеи, внесенной в список.
Этап.
Тайное голосование, при котором каждый участник самостоятельно выбирает приоритеты. Групповым решением является математическая сумма отдельных голосов.
Применение данного метода позволяет очень быстро получить независимые оценки разных экспертов по поводу принятых решений и подготовленных проектов и сформулировать основные проблемы для дальнейшей проработки.
Кроме того, при реализации гуманитарных технологий групповой работы важна ее организация.Здесь, также можно выделить три фокуса внимания:
1. работа со временеми рациональное определение этапов работы,
2. конкретизация типов работы и распределение ролей,
3. использование продуктивных методов организации коллективной работы с общим содержанием.
В любой коллективной ситуации следует строго соблюдать преемственность этапов коллективной работы:
1 этап – согласование целей, которое включает в себя понимание ситуации, проблемы, целей работы и критериев достижения результата. Если это не проделано, то коллективная работа всегда будет возвращаться к непроговоренным аспектам и:
ü каждый будет решать свою задачу (так как каждый участник ее будет понимать самостоятельно и уникально),
ü каждый будет стремиться к достижению того результата, которые он увидел и все это будет похоже на совместную работу лебедя, раки и щуки,
ü каждый будет сам оценивать результативность деятельности по своим собственным критериям, что приведет к тому, что кто-то уже будет удовлетворен и остановится в работе, а кто-то будет продолжать работать далее, стремясь к иному результату.
2 этап – формирование списка возможных решений, который очень часто путается с этапом непосредственного принятия решений. Это заблуждение создает напряжение в группе из-за стремления сразу же принять решение, не проанализировав возможные другие пути решения.
3 этап – оценка и выбор решения.Этот этап, как уже было сказано, часто смешивается с предыдущим, что не позволяет провести серьезную работу по экспертизе, так как не создается список конкурентных идей. Если же все же решений несколько, то следует создать список параметров по которым будет идти сравнение решений, причем этот список критериев должен быть согласованным между участниками и единым для всех вариантов решений.
4 этап – анализ и контроль. Причем, этот этап важен как в отношении решения, так и в отношении процедуры коллективной работы и состояния каждого участника. Иначе, очень часто получается так, что решение принято и оно достаточно корректно, но после такой процедуры каждый чувствует себя «обиженным» и не понятым. Важно не только оценить, как принятое решение соответствует поставленным на 1 этапе целям, но и как каждый относится к решению, каков вклад каждого в решение, кто и что в отношении принятого решения делает далее.
При формировании ролевого состава группы, следует обратить внимание на наличие участников, выполняющих разные миссии (типы задач) в коллективной работе. Наиболее удачную классификацию групповых ролей сформировал В. Белбин в описании структуры команды, она представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика ролевого состава группы
Тип роли | Вклад в работу команды |
Работник / Исполнитель (ИС) | Организует собственную работу. Претворяет в жизнь идеи и планы. |
Председатель / Координатор (ПР) | Разъясняет цели и расставляет приоритеты. Мотивирует коллег. |
Навигатор / Формирователь (НВ) | Направляет группу на преодоление препятствия на пути достижения цели. Способен работать в режиме высокого напряжения, преодолевая препятствия стоящие перед группой. |
Генератор идей / Мыслитель (ГИ) | Предлагает оригинальные идеи. Формирует список проблем. Решает сложные вопросы. |
Снабженец / Разведчик (СН) | Изучает новые возможности. Развивает контакты вне группы. Организует коммуникацию с внешней средой, проводит переговоры. |
Наблюдатель / Оценщик (НО) (Критик) | Рассматривает все варианты. Анализирует ситуацию. Старается предвидеть результат. |
Коллективист / Миротворец (КМ) Эмоциональный лидер | Слушает других. Строит взаимодействие, улаживает разногласия. Работает с трудными людьми. |
Человек, расставляющий точки над "i" (ТИ)/Контроллер | Ищет ошибки, недоработки в решении. Концентрируется и ориентирует других на установленные сроки. |
Причем, для эффективной групповой работы должны быть исполнители каждой из ролей. Однако, в группе могут присутствовать люди, способные одновременно выполнять несколько ролей (своего рода универсалы) – это позволяет при минимальном составе группы получать исключительно качественный результат.
Особое внимание при коллективной интеллектуальной работе должно быть посвящено презентации материалов для всеобщего обсуждения. В современных условиях при появлении новых технических средств, возможно сразу же материалы и результаты обсуждения представлять для всеобщего обозрения. Для этого используются техники визуализации– фиксации на общем табло материалов обсуждения. Причем, это может быть – доска, флипчарт, ватман. Но для повышения эффективности сейчас можно использовать электронные доски с фиксацией нарисованного в виде графических и текстовых файлов, мультимедийные проекторы, плазменные панели и так далее. Это позволяет всей группе сразу же видеть материал, достигнутый результат, организовывать коллективную работу по поводу единого смыслового фрагмента, договариваться о решения и контролировать качество его реализации.
Не менее важным вопросом в использовании гуманитарных технологий групповой работы является создание условий для достижения индивидуальных целей в потенциально конкурентной коллективной ситуации?
Базовый подход, который должен использовать преподаватель для данной проблемы –это создание условий для индивидуальной самореализации членов группы.Что для этого необходимо делать:
1. Ставить индивидуальные задачи в зоне «ближайшего развития» каждого участника. Это значит, что задачи должны быть достаточно новы и сложны для каждого участника, но они должны быть достижимы, т.е. могут быть реализованы при совместной работе с преподавателем или другими членами группы и позволяют каждому приобрести новые компетентности, развить свои навыки по решению новых более сложных задач.
2. Создавать условия для возможности профессионализации, т.е. выхода в новые сферы деятельности, универсализации магистрантов. Сам процесс профессионализации, с одной стороны является необходимым для успешной карьеры, с другой стороны позволяет каждому студенту магистратуры отслеживать рост собственной компетентности. Если участие в групповом принятии решения позволяет каждому из членов команды взращивать свой уровень профессионализма, то потенциальная конкуренция уходит на второй план, замещаясь решением индивидуальных задач по развитию, которые решаются только в групповой деятельности.
3.Проводить оценку реальных вкладов и давать обратную связь участникамо степени их индивидуальной эффективности и полезности для групповой работы. Такая оценка, с одной стороны, заставляет группу рефлексировать как шел сам процесс решения, искать проблемы и проектировать пути повышения групповой эффективности, с другой стороны позволяет каждому получить информацию о том, что ему следует делать для более серьезного включения в групповой процесс.
Естественно, что общее описание гуманитарной технологии групповой работы через основные методы, проблем в групповом принятии решений и т.д. позволяет лишь наметить контуры ее применения в образовательном процессе магистратуры. Каждая магистерская программа уникальна и сталкивается со своими проблемами. Одной из задач преподавателей, преподавательских команд при использовании данной технологии является точная формулировка актуальных проблем и поиск индивидуализированных средств их преодоления.
Основные понятия:
Метод фокального объекта, ролевые позиции, принципиальная коллективность, модератор, рефлексия
Вопросы
1.Определите гуманитарный потенциал технологии групповой работы. В чём преимущество групповой работы?
2 Дайте характеристику эффективной группы.
3.Каковы этапы групповой работы?
4.Как реализуется метод фокальных объектов при организации групповой работы?
5.Какие условия необходимо создавать для индивидуальной самореализации членов группы?