Название: Ознакомление с работой психолога
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
(Специальность - 050706 - Педагогика и психология)
Владикавказ - 2006
Павловец Г.Г., Филоненко В.В., Верещагина М.В. Методическое пособие по психологии для студентов-практикантов психолого-педагогического факультета СОГПИ (Специальность -050706 - Педагогика и психология), 2006.
Рецензенты: доцент кафедры социальной работы факультета социологии и психологии СОГУ, канд. социологических наук Федосова Е.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин Владикавказского института управления, канд. психологических наук Хабаева Л.М.
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050706 Педагогика и психология с целью оказания существенной помощи в организации и проведении практики студентов-практикантов 1-х – 5-х курсов очного и заочного обучения психолого-педагогического факультета СОГПИ.
Пояснительная записка
Педагогическая практика студентов является одним из ведущих элементов профессиональной подготовки, обеспечивающих ее качество. Овладение системой профессиональных умений и навыков предусматривает необходимую часть теоретического и практического обучения. На основе актуализации теоретических знаний и положительного отношения к профессии будущий специалист овладевает практическими умениями, закрепляет и углубляет знания, полученные в процессе обучения. В ходе практики студент использует разнообразные формы, методы, средства, приемы для сопровождения ребенка в учебно-воспитательной деятельности, анализирует и обобщает педагогический опыт, организует опытно-экспериментальную работу. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции в отношении ребенка, и обучающую, развивающую и воспитывающую функции в отношении студента. Однако главной целью практики является формирование профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов: умение активно использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности, умение делать выводы на основе анализа соответствующих успехов и неудач, инициативность, творчество, умение оперативно реагировать и принимать решения в изменяющихся профессиональных ситуациях и т.д.
Педагогическая практика организуется в течение всего срока обучения студентов и в соответствии с поставленными задачами наполняется тем или иным содержанием, которое на разных курсах реализуется через соответствующие виды педагогической практики.
В настоящем пособии представлены программы всех видов практик (учебной, педагогической, комплексной, психолого-педагогической), предусмотренных ГОС Высшего профессионального образования подготовки специалистов по специальности 050706 - Педагогика и психология. Предназначено для студентов I-V курсов дневного и заочного отделения психолого-педагогического факультета СОГПИ. Все виды практик направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально-психологической деятельности, овладение ими системой профессиональных навыков и умений, развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности. Последняя задача является крайне актуальной, т.к. сознательно поставленной целью учебной деятельности, мотивированной познавательным интересом, всегда будет достижение умения практически использовать получаемые теоретические знания.
Методические рекомендации к различным видам практики окажут практическую помощь студенту во время прохождения практики и подготовки отчетной документации. В результате прохождения практики студенты должны овладеть представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи, иметь практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с детьми любого возраста (дошкольного, школьного). Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.
.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
№ | Виды практики | Тема практики | Курс | Семестр | Кол-во недель | ||
ДО | ОЗО | ДО | ОЗО | ||||
Учебная | Ознакомление с работой психолога | I | |||||
Педагогическая. Практика в педколледже | Уроки психологии | III | |||||
Педагогическая. Практика в школе | Изучение коллектива учащихся | III | |||||
Педагогическая | Летняя педагогическая практика | III | |||||
Педагогическая. Практика в педколледже | Диагностика личности | IV | |||||
Педагогическая. Практика в педколледже | Просветительско-профилактическая | IV | |||||
Педагогическая | Летняя педагогическая практика | IV | |||||
Педагогическая. Практика в школе | Коррекционно-развивающая | V | |||||
Комплексная психолого-педагогическая | V |
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
I курс. 2 семестр
Название: Ознакомление с работой психолога.
Цель: формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
1) знакомство с работой и усвоение опыта психологов, работающих в учреждениях образования различного типа (школах, детских домах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.);
2) изучение специфики основных направлений работы практического психолога образования;
3) знакомство с требованиями, предъявляемыми к профессиональному психологу, рассмотрение качеств, которыми должен обладать психолог;
4) изучение основной документации психолога в образовательном учреждении;
5) знакомство с основными требованиями к оформлению помещения для психологической работы, организации и графика работы психолога;
6) укрепление и развитие интереса к будущей профессии.
Базы: Образовательные учреждения различного типа (детский сад, школа, детский дом, учреждения дополнительного образования, психолого-педагогические центры), в которых имеется опыт практической работы психолога.
Основные методы работы – наблюдение, беседа, интервью, изучение документов деятельности психолога.
Этапы проведения практики.
- Подготовительный этап.
Содержание:
- ознакомление с общей программой практики, формами работы, графиком посещения учреждений.
- Рабочий этап.
Содержание:
- ознакомление с базовым учебным учреждением;
- ознакомление с рабочим местом психолога;
- беседа с психологом образовательного учреждения;
- знакомство с основной документацией психолога образовательного учреждения.
Форма отчетности:
- ведение дневника практики;
- написание эссе на одну из предложенных тем.
III курс. 1 семестр
Название: Уроки психологии в колледже.
Цель: формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в педагогической деятельности.
Задачи:
1) совершенствование умений и навыков организации учебного процесса и анализ его результатов;
2) вооружение студентов методами и приемами проведения уроков психологии в колледже и навыками руководства познавательной деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
3) укрепление и развитие интереса к будущей профессии;
4) обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психологии, методики преподавания психологии.
Базы: педагогические колледжи.
1. Подготовительный этап.
Содержание:
- ознакомление студентов с темой предстоящего пробного урока за неделю до установленного дня педагогической практики. Получение первой консультации у руководителя практики, в ходе которой обсуждается структура будущего занятия (лекция или семинарское, практическое занятие), дается дополнительная литература к теме занятия и т.д.;
- уточнение содержания конспекта лекции во время второй консультации у руководителя практики. Конспект полностью заверяется за 2 дня до проведения урока. Подписанный конспект урока заучивается, отрабатывается на время;
- ознакомление практикантов со схемой психолого-педагогического анализа урока.
2. Рабочий этап.
Содержание:
- проведение студентами лекционного или практического занятия;
- наблюдение за ходом педагогической деятельности студента-практиканта;
- психолого-педагогический анализ занятия студента-практиканта.
3. Итоговый этап:
- подготовка отчетной документации;
- участие в итоговой конференции.
Форма отчетности:
- конспект лекционного (практического) занятия;
- ведение дневника практики;
- написание психолого-педагогического анализа занятия.