Слушание как вид детской музыкальной деятельности 4 страница
Темы для обсуждения
1. Природа детского творчества. Предпосылки музыкально-творческой деятельности в дошкольном детстве.
2. Своеобразие музыкально-творческой деятельности в дошкольном детстве. Особый характер продуктов детского музыкального творчества.
3. Импровизационный и игровой характер детского музыкального творчества.
4. Следует ли обучать дошкольников музыкальному творчеству: дискуссия открыта?
5. Как определить ребенка-сочинителя в группе детей?
6. Распространяется ли позиция ребенка-сочинителя на другие виды детской художественной деятельности?
7. Используйте в дискуссии примеры из личного профессионального опыта.
Индивидуальные задания
1. Осуществите сравнительный анализ детского музыкального творчества с другими видами художественного творчества дошкольников. Для этого выделите критерии, по которым вы будете сравнивать разные виды детского художественного творчества. Оформите результаты сравнительного анализа в таблице. Докажите значимость разработанной вами таблицы и ваших выводов в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Критерии оценки и самооценки: четкость и грамотное выделение критериев сравнения; очевидность выводов; полнота и проработанность таблицы; доступность и простота понимания выполненного анализа аудиторией (а не только автором-разработчиком); доказательность необходимости данного знания в работе воспитателя детского сада; удовлетворенность результатом.
2. Подготовьте герменевтический эскиз работы Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» (М., 1967). Отразите в нем ответы на следующие вопросы: каковы психологические основы детского творчества по Л.С. Выготскому? Как вы понимаете соотношение творческого воображения и творчества в дошкольном детстве? Являются ли идентичными понятия «творческое воображение дошкольника» и «детское творчество»? Какие условия развития детского музыкального творчества вы можете выделить согласно теории Л.С. Выготского? В данном психологическом очерке нет главы, посвященной музыкальному творчеству дошкольников. Ознакомившись с содержанием книги и учитывая личный профессиональный опыт, напишите эту главу в логике идей крупнейшего психолога.
Критерии оценки и самооценки: научная адекватность интерпретации (эскиза); хорошее знание и глубокая проработка текста очерка; свободное владение содержанием работы Л.С. Выготского (уровень осмысленного понимания); авторство формулировок ответов (не цитирование, а изложение своими словами прочитанного); научное творчество, оригинальность созданной главы; удовлетворенность своей работой.
3. Спроектируйте музыкально-импровизационный тренинг для детей определенного дошкольного возраста (по выбору студента) на месяц.
Критерии оценки и самооценки: знание сущности и характера детского музыкального творчества; конкретность задач тренинга; разносторонность и комплексность задач; интересные и новые педагогические приемы активизации и развития детского музыкального творчества, педагогический поиск; адекватность задач, методов и приемов тренинга возрасту и возможностям детей; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность выполненным проектом.
4. Спроектируйте совместный план работы музыкального руководителя и воспитателя группы на месяц по обучению детей определенного возраста (по выбору студента) музыкальному творчеству. Это может быть обучение системным знаниям искусствоведческого характера, влияющее на становление эстетического отношения ребенка к окружающей действительности, обучение художественному восприятию, обучение общим и специальным исполнительским умениям.
Критерии оценки и самооценки: знание сущности и характера детского музыкального творчества; грамотная постановка дидактических задач; их взаимодополняемость в развитии музыкально-творческой деятельности; учет адресности в их решении; соблюдение указанных сроков; удовлетворенность результатом проделанной работы.
5. Разработайте форму поведенческой характеристики ребенка-сочинителя, в котором бы нашла отражение совокупная информация родителей малыша, педагогов и музыкального руководителя детского сада.
Критерии оценки и самооценки: оригинальность разработанной формы; информативность и разносторонность детского портрета; удовлетворенность собственным результатом.
Задания для подгруппы
1. Разработайте комплексную диагностику, позволяющую определить детей-сочинителей в группе детского сада (возраст по выбору студентов). Диагностика должна включать в себя:
· изучение музыкальных способностей ребенка-сочинителя;
· исследование общих и специальных музыкально-исполнительских умений;
· изучение определенных психологических особенностей ребенка-сочинителя;
· определение детской музыкальной субкультуры (музыкальных интересов и предпочтений ребенка, направленности на определенный вид детской музыкальной деятельности).
Осуществите презентацию диагностики группе студентов, она должна представлять собой готовый к использованию пакет, сопровождающийся, необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· целенаправленность диагностического пакета;
· адресность диагностики (адекватность возрасту детей и включение в диагностику родителей, специалистов, воспитателей ДОУ);
· адекватность предлагаемых методов и методик цели и предмету диагностики;
· творчество в разработке методов и методик (самостоятельная их разработка, а не только заимствование; сочетание заимствованных методик с методиками, разработанными самостоятельно);
· валидность предлагаемых методов и методик;
· комплексность диагностики;
· доступность диагностических средств и методов родителям, специалистам и педагогам ДОУ;
· компактность диагностических процедур, легкость в применении;
· наличие критериев диагностики и процедур обработки данных;
· наличие рекомендаций по организации диагностики в детском саду;
· оформление диагностического пакета;
· презентабельность выступления;
· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность; ,
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
2. Используя любую образовательную программу, разработайте проект плана-программы развития музыкального творчества детей определенного возраста (по выбору студентов) в рубежных играх (по выбору) на три месяца. В проекте необходимо отразить конкретные задачи, которые решает план-программа; тематику игр, которые авторы предлагают использовать в развитии детского музыкального творчества; художественные образы, которые будут создаваться и проживаться детьми в играх; адекватный музыкальный репертуар в соответствии с тематикой игр и постигаемыми детьми художественными образами; особенности организации детской игровой деятельности и педагогической поддержки детей на каждом организационном этапе; особенности профессионального сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей; презентацию результатов развития музыкального творчества детей в детском саду и критериев эффективности проделанной работы.
Осуществите презентацию плана-программы аудитории, она должна представлять собой готовый к использованию продукт, сопровождающийся необходимыми рекомендациями. Будьте готовы отвечать на вопросы аудитории, отстаивая авторскую позицию группы разработчиков.
Критерии оценки и самооценки:
· соответствие проекта плана-программы разработанным требованиям;
· соответствие задач и содержания плана-программы содержанию и задачам выбранной образовательной программы;
· адресность проекта (учет возрастных возможностей детей);
· адекватность предлагаемого игрового содержания и музыкального репертуара задачам развития музыкального творчества дошкольников;
· адекватность предлагаемого музыкально-игрового содержания художественным образам;
· этапность в организации игровой деятельности детей, четкость и доступность алгоритма действий педагога и музыкального руководителя;
· наличие алгоритма руководства игровой деятельностью дошкольников в контексте развития музыкального творчества;
· наличие алгоритма педагогической поддержки детей в условиях развития музыкального творчества в игровой деятельности;
· новизна форм презентации результатов развития музыкального творчества детей в детском саду и наличие критериев эффективности проделанной работы;
· адекватность разработанных критериев задачам плана-программы;
· педагогическое творчество в разработке проекта;
· оформление плана-программы;
· презентабельность выступления;
· наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;
· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
Контрольные вопросы и задания
1. Докажите, что творчество - это вид детской музыкальной деятельности.
2. Перечислите все возможные факторы, обеспечивающие процесс музыкального творчества в дошкольном детстве?
3. В чем заключается сущность творчества ребенка-слушателя, ребенка-исполнителя, ребенка-сочинителя?
4. Вы попали в состав конкурсной комиссии, которой предстоит оценить продукты детского музыкального творчества. По каким критериям вы будете осуществлять оценку?
5. Перечислите характерные проявления ребенка-сочинителя.
6. Проанализируйте, какой вид музыкальной деятельности ближе вам? Кто вы в большей степени - слушатель, исполнитель, сочинитель или всё вместе? Чем вы объясняете свой выбор?
7. Докажите необходимость учета выделенных позиций в педагогическом процессе музыкального воспитания в детском саду.
Часть 3. Методика музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста