Примерная схема составления психолого-педагогической Карты
При оформлении Карты развития ребенка нужно начать с анамнестической части.
АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка
Возраст ребенка на момент обследования (лет, месяцев)
От какой беременности ребенок (по счету, течение беременности )
Характеристика родов (по счету; срочные или преждевременные, или переношенная беременность; быстрые, стремительные, длительные; самостоятельные или оперативные; с наркозом или без наркоза; со стимуляцией или без стимуляции; вес ребенка при рождении, рост, оценка по шкале Апгар).
Раннее развитие: своевременное, опережающее, с задержкой; особенности раннего развития.
Речевое развитие: гуление, лепет, первые слова, простая фраза, развернутая фраза; с какого возраста стал определять себя как «Я».
Наблюдения невропатолога: стояли на учете, или нет; обращались самостоятельно, по какому поводу; неврологический диагноз.
Перенесенные заболевания: детские инфекции (в каком возрасте); склонность к сезонным заболеваниям; частые респираторные заболевания; кожные заболевания (наличие диатеза); травмы; ушибы; операции и др.
Дополнительные сведения о раннем возрасте: посещал ли ясли, если «да», то с какого возраста; воспитывался няней; был у бабушки; воспитывался мамой, папой, опекунами и т.д.
Детские дошкольные учреждения: с какого возраста пошел в детский сад, характеристика дошкольного учреждения (обычное, с усложненной программой, логопедическое и др.); особенности адаптации к дошкольному учреждению (легкая, средняя, тяжелая); болезни во время посещения детского сада; когда были замечены проблемы развития ребенка, кем. Поведение в дошкольном учреждении (усвоение/неусвоение программы, усидчивость. Послушание, активность, отношения со сверстниками и т.д.). Любимые занятия в детском саду (перечислить). Любимые занятия дома (из бесед с родителями и с самим ребенком). Отношение к воспитателям (равнодушие, конфликты, взаимопонимание, агрессия и др.), отношение со сверстниками (одногруппниками), с более старшими детьми, с более младшими детьми.
Поведение ребенка в семье (из бесед с родителями и воспитателями).
Готовность к школе (для детей старшей и подготовительной групп): физическая, психологическая (мотивационная, волевая, интеллектуальная, личностная и т.д.).
Дополнительные сведения о дошкольном возрасте.
Краткая история выявления нарушений в развитии (когда появились, были замечены, чем спровоцированы, как проявлялись и проявляются в настоящее время, к каким специалистам обращались, каковы результаты этих обращений).
Если есть возможность, то заполняется
СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Состав семьи (перечислить членов семьи).
Какой данный ребенок по счету среди детей в семье.
ФИО матери, возраст, образование, профессия, род занятий в настоящее время; привычки, увлечения, хобби.
ФИО отца, возраст, образование, профессия, род занятий в настоящее время; привычки, увлечения, хобби.
С кем проживает ребенок в настоящее время.
Если живет с приемными родителями, опекунами, то укажите:
ФИО, кем приходится ребенку, возраст, образование, профессия, род занятий в настоящее время.
Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни.
Другие дети в семье, их имя, возраст (полных лет).
Наличие в семье приемных детей, которые об этом знают.
Жилищные условия семьи (отдельная квартира, свой дом, коммунальная квартира, общежитие и т.д.).
Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой стол, отдельная кровать, наличие игрового уголка и т.д.).
Если родители в разводе: сколько лет было ребенку, когда родители развелись; с кем остался ребенок; как ребенок отнесся к разводу родителей; поддерживает ли ребенок отношения с родителями, не живущими с ним после развода, каковы эти отношения.
Кто из родственников проводит больше времени с ребенком, каким образом.
Кто из взрослых сидит с ребенком в случае его болезни; гуляет с ребенком; разбирает конфликты, что-либо другое.
Материальное положение семьи.
Кто из членов семьи является основным источником доходов.
Дополнительные источники доходов.
Дополнительные сведения о ребенке и его семье, которые Вы можете сообщить.
Обязательно указать, на основании каких источников заполнялась социальная часть Карты ребенка (со слов воспитателя, бабушки, родителей; по документации и т.д.).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Далее идут материалы обследования ребенка и анализ этих данных. Карта развития ребенка подписывается студентом-практикантом с обязательным указанием даты её оформления.
Схема анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка школьного возраста.
1. Анализ поведения ребенка в процессе обследования.
2. Характер его деятельности.
3. Работоспособность.
4. Сформированность социально-бытовой ориентировки.
5. Моторная ловкость.
6. Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки.
7. Особенности внимания.
8. Особенности мнестической деятельности.
9. Гнозис (восприятие).
10. Конструктивная деятельность (пространственный анализ и синтез).
11. Особенности мышления (мыслительных операций и уровня сформированности наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления).
12. Характеристика речевого развития.
13. Развитие графической деятельности, особенности рисунков.
14. Особенности эмоционально-личностного развития.
15. Особенности общения со сверстниками и взрослыми.
16. Особенности обучаемости и усвоения учебной программы.
Далее пишется заключение и рекомендации, а также может быть помещён более подробный план работы с данным ребёнком.
Взаключениирезюмируются наиболее важные сведения, полученные при обследовании ребенка. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально-личностных особенностей. Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам. С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития («Это происходит потому, что…»).
В рекомендацияхопределяются основные направления коррекционной работы с ребенком. В краткой форме описывается возможная работа по коррекции выявленной несформированности высших психических функций, по развитию показателей личности, по оптимизации в системе отношений с окружающими людьми. Даются рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процессов утомления и истощения. При этом необходимо учитывать игровые интересы ребенка и строить рекомендации в соответствии с «зоной ближайшего развития» ребенка, опираясь на ведущую роль игры в дошкольном возрасте. Здесь же приводится перечень необходимых специалистов, которые, по мнению психолога, должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности, а также необходимые консультации и дополнительные обследования. Родителям (лицам, их заменяющим) рекомендации могут даваться в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и осознанием проблем собственного ребенка.
Примечание: как уже указывалось выше, Карта может быть заполнена по той схеме, которая принята в учреждении.
Приложение 6