Концепция учебно-методического комплекса
Введение
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС(раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности[1]. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов[2] ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.
Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.
Система учебников «Школа России»
включает следующие завершённые предметные линии:
1. Завершённая предметная линия учебников «Русский язык»
(авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс «Обучение гра-
моте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).
2. Завершённая предметная линия учебников «Литературное чтение»
(авт. Л.Ф. Климанова и др.).
3. Завершённая предметная линия учебников «Математика»
(авт. М.И. Моро и др.).
4. Завершённая предметная линия учебников «Информатика»
(авт. А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко).
5. Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир»
( авт. А.А.Плешаков).
6. Завершённая предметная линия учебников «Технология»
(авт. Н.И. Роговцева и др.).
7. Завершённая предметная линия учебников «Изобразительное
искусство» (под ред. Б.М. Неменского)
8. Завершённая предметная линия учебников «Физическая культура»
(авт. В.И.Лях).
9. Завершённая предметная линия учебников «Музыка»
(авт. Е.Д. Критская и др.).
10. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык»
(авт. В.П. Кузовлев и др.)
11. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык»
(расширенное содержание обучения иностранному языку)
авт.И.Н.Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина).
12. Завершённая предметная линия учебников «Немецкий язык»
(авт. И.Л. Бим и др.).
13. Завершённая предметная линия учебников «Французский язык»
(авт. А.С. Кулигина и др.).
14. Завершённая предметная линия учебников «Испанский язык»
(авт. А.А. Воинова и др.).
Для решения основных задач реализации содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебного плана начального общего образования (п.19.3 ФГОС) рекомендуем использовать завершённую предметную линию учебных пособий «Основы религиозных культур и светской этики»[3] (авт. А.В. Кураев, Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин, Г.А. Миндрина, М.А. Членов, А.В. Глоцер, В.Л. Чимитдоржиев, А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.).
Завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт. Л.М. Зеленина, Т.Н. Хохлова)[4], включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.) по своим методическим подходам также соответствует целевой установке УМК «Школа России», и способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы.
Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.
Система учебников «Школа России» и её методическая оболочка интегрированы в целостную методическую систему УМК, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Единая информационно-образовательная среда УМК «Школа России» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
«ШКОЛА РОССИИ»
Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.
В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учёных, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др.), в сотрудничестве с издательством «Просвещение», приоритетом в процессе разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих периодов.