Концепция учебно-методического комплекса

Введение

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС(раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.

УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности[1]. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов[2] ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.

Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

Система учебников «Школа России»

включает следующие завершённые предметные линии:

1. Завершённая предметная линия учебников «Русский язык»

(авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий), включающая курс «Обучение гра-

моте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).

2. Завершённая предметная линия учебников «Литературное чтение»

(авт. Л.Ф. Климанова и др.).

3. Завершённая предметная линия учебников «Математика»

(авт. М.И. Моро и др.).

4. Завершённая предметная линия учебников «Информатика»

(авт. А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко).

5. Завершённая предметная линия учебников «Окружающий мир»

( авт. А.А.Плешаков).

6. Завершённая предметная линия учебников «Технология»

(авт. Н.И. Роговцева и др.).

7. Завершённая предметная линия учебников «Изобразительное

искусство» (под ред. Б.М. Неменского)

8. Завершённая предметная линия учебников «Физическая культура»

(авт. В.И.Лях).

9. Завершённая предметная линия учебников «Музыка»

(авт. Е.Д. Критская и др.).

10. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык»

(авт. В.П. Кузовлев и др.)

11. Завершённая предметная линия учебников «Английский язык»

(расширенное содержание обучения иностранному языку)

авт.И.Н.Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина).

12. Завершённая предметная линия учебников «Немецкий язык»

(авт. И.Л. Бим и др.).

13. Завершённая предметная линия учебников «Французский язык»

(авт. А.С. Кулигина и др.).

14. Завершённая предметная линия учебников «Испанский язык»

(авт. А.А. Воинова и др.).

Для решения основных задач реализации содержания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» учебного плана начального общего образования (п.19.3 ФГОС) рекомендуем использовать завершённую предметную линию учебных пособий «Основы религиозных культур и светской этики»[3] (авт. А.В. Кураев, Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин, Г.А. Миндрина, М.А. Членов, А.В. Глоцер, В.Л. Чимитдоржиев, А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др.).

Завершённая предметная линия учебников «Русский язык» (авт. Л.М. Зеленина, Т.Н. Хохлова)[4], включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.) по своим методическим подходам также соответствует целевой установке УМК «Школа России», и способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы.

Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Система учебников «Школа России» и её методическая оболочка интегрированы в целостную методическую систему УМК, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Единая информационно-образовательная среда УМК «Школа России» обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

«ШКОЛА РОССИИ»

Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина на­шего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогиче­ской теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.

В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учё­ных, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального обра­зования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др.), в сотрудничестве с издатель­ством «Просвещение», приоритетом в процессе разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие запросам вре­мени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта пред­шествующих периодов.

Наши рекомендации